Тараканова Надежда
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Знакомство со звуком [м]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
Тема: «Знакомство со звуком М»
Возрастная категория: младшая группа (3-4 года)
Цель: упражнять детей в чётком произношении звуком М в словах, фразовой речи
Темочки:
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Задачи: Воспитательные: способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками, желание помогать друг другу.
Обучающие: формировать умения детей в четком произношении звука м в словах, фразовой речи; актуализировать словарный запас детей; упражнять в умении вести диалог, учить вставлять слова в предложения по смыслу; учить детей отвечать на вопросы воспитателя
Развивающие : развивать интонационную выразительность речи; развивать коммуникативные навыки.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация,
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ,
Игровые (дидактические упражнения).
Материалы: зеркало по количеству детей, фотографии кошки с котенком и коровы с бычком, игрушки: молоток, медведь, магнит, матрёшка, медаль, мышь, мяч, машина, мел, морковь, мандарин, чудесный мешочек, кукла Маша
Ход занятия
I Организационный этап
В-ль: Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно здравствуй говорить
-Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!
В-ль: От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте улыбнемся друг другу.
Стук в дверь, появляется кукла Маша с мешочком и конвертом.
В-ль: Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте дружно скажем, «Здравствуй, Ма-ша!» Маша очень любознательная девочка, ей очень нравится знакомиться с новыми звуками, она пришла к нам не с пустыми руками, а принесла что – то интересное. Но сначала Маша хочет узнать любите ли вы знакомиться со звуками? Ответ детей
В-ль: Прежде чем мы начнем с вами начнем разговаривать, давайте сделаем гимнастику нашим губкам
Артикуляционная гимнастика
«Окошко» : улыбнуться, широко открыть рот, расслабленный язычок продвинуть вплотную к зубкам
«Поможем губкам» : кусаем сначала верхнюю губку, потом нижнюю.
«Улыбка – трубочка» : улыбнуться, затем губки вытянуть вперёд в виде трубочки
II Основная часть
В-ль: Маша хочет вас познакомить со звуком, с которыми познакомили её друзья. А что это за звук и какие друзья её познакомили с ним, мы узнаем, когда рассмотрим фотографии друзей МАШИ.
Воспитатель вывешивает фотографии кошки с котенком и коровы с бычком
Беседа по картинам:
В-ль: - Это маленький бычок. Его зовут Моня. Он мычит: «му-му-му» тоненьким мягким голоском
- Как зовут бычка?
- Как мычит бычок?
- У бычка Мони мама корова. Она даё т молоко и мычит: му-му-му, высоким голосом
- Кто мама у Мони?
- Что даёт корова?
- Как мычит корова?
- Это кошка Мурка. Мурка умеет мяукать: мяу-мяу, громко, высоким голосом.
- Как зовут кошку?
- Как мяукает Мурка?
- У кошки Мурки есть котенок. Его зовут Маня. Он мяукает «мяу-мяу», тоненьким мягким голоском
- Как зовут котенка?
- Как котенок говорит?
- Котенок Маня любит лакать молоко язычком. Покажите, как она это делает?
В-ль: Давайте еще раз повторим, как мяукает кошка? Как мычит корова? Какой первый звук вы слышите?
В-ль: Правильно, звук М.
В-ль: Ребята, я предлагаю вам взять зеркала в руки. Найдите в них свое отражение и произнесите звук (М).
Когда мы произносим звук (М)
-Губки сомкнуты без напряжения!
- Воздух выходит через нос;
- Горлышко «работает»
- Можем ли мы спеть этот звук? (нет)
- Почему? Что нам мешает? (губки создают преграду).
В-ль: А сейчас Маша хочет свами поиграть со звуком в чистоговорки.
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали книгу мы.
Ме-ме-ме – дай-ка травки мне.
В-ль: А сейчас немого с вами отдохнем.
Физкультминутка «Вышли мышки».
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте)
Посмотреть, который час. (Повороты вправо-влево, пальцы трубочкой перед глазами)
Раз, два, три, четыре, (Хлопки над головой в ладоши)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте)
В-ль: Вот мы с вами немного отдохнули, присаживайтесь на стульчики и продолжим дальше.
Кукла Маша приготовила для вас игру «Подскажи словечко». Я начну стихотворение, а вы будете подсказывать нужное слово в конце каждого стихотворения. Но только есть одно условие, слово начинается на звук М.
Игра «Подскажи словечко»
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой. (мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на. (машине).
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).
Кто всю зиму в шубе спал,
Лапку бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной (медведь)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку (мячик)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось (мыло)
В-ль: Ребята, Маша нам принесла с вами еще что-то очень интересное. Хотите узнать что это? Давайте будем подходить по одному, доставать предмет и называть его.
Игра «Чудесный мешочек»
В-ль: Молодцы! А какой первый звук мы слышим в словах : медведь, морковь, матрешка, магнит, мячик, мышь, машина, молоток, медаль.
В-ль: какой первый звук вы слышите в этих словах?
В-ль: Молодцы! Все эти слова начинаются на звук М.
В-ль: Ребята, мы же с вами знаем, что предметы бывают большие и …. маленькие. Правильно!
Игра «Большой – маленький»
Большой медведь – маленький медвежонок
Большой молоток – маленький молоточек
Большая медаль – маленькая медалька
Большая мышь – маленькая мышка
Большой мяч – маленький мячик
Большая машина – маленькая машинка
В-ль: Молодцы, ребята!
III Заключительная часть
В-ль: Вот и подошло к концу наше занятие.
- Кто к нам сегодня приходил в гости?
- Как разговаривает бычок Моня?
- А как говорит его мама?
- Как разговаривает кошка?
- С каким звуком познакомила вас Маша?
- Молодцы ребята, Маше очень понравилось с вами играть. И она очень рада, что помогла вам познакомиться со звуком М. Давайте скажем нашим гостям и кукле Маше «До свидание!»