Елена Халецкая
Конспект занятия по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Вишенка»
Непосредственно-образовательная деятельность
по развитию речи
в старшей разновозрастной группе
на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Подготовила воспитатель Халецкая А. М
сл. Верхнесеребряковка 2022г
Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине «Кошка с котятами
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление сюжетного рассказа по картине „Кошка с котятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Задачи:
Обучающая
Связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;
Словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; учить самостоятельно, образовывать клички животных;
Звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков[с]и [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его,
вслушиваться в его звучание.
Развивающая
Развивать память, мышление, воображение, координацию речи с движением
Воспитательная
Воспитывать уважение на занятии к другим детям, умение слушать и слышать товарищей, Вызвать интерес к домашним животным.
Методы и приемы: наглядный :рассматривание картин; словесный: рассказ,беседа, проговаривание чистоговорок, вопросы; практический: словесная игра.
Материал: ноутбук, картина «Кошка с котятами»,картинка синицы и комара, мелкие предметы: совок, наперсток, салфетка, замок,игрушечный зайчонок, значок.
Ход образовательной деятельности
Задачи Деятельность воспитателя Действия детей
Вводная часть.
Организационный этап (3мин).Мотивация
детей к совместной деятельности
Постановка цели Дети входят в группу.
Ребята сегодня мне на элект. почту пришло видео письмо. Хотите узнать что там? Давайте посмотрим?
Здравствуйте ребята,я пингвиненок Лоло, живу я в Антарктиде среди снегов и льдов,где живут дикие
животные,такие как моржи, тюлени, недавно к нам на станцию вместе с людьми прилетел на вертолете щенок,он мне рассказал что в далекой стране живут много домашних животных,которые не водятся в Антарктиде, мне интересно знать какие домашние животные бывают,а в особенности хотел узнать о кошках, потому что у щенка есть друг котенок по имени Гав. Ребята, пожалуйста, помогите мне узнать о кошках!
Ребята о чем нас просит пингвиненок?
Кошка это какое животное?
Каких домашних животных вы еще знаете?
Почему их называют домашними животными?
Ребята выхотите помочь пингвиненку?
А каким образом, мы можем помочь пингвиненку, узнать о кошках?
А еще я предлагаю такой вариант, снять видео, на котором мы расскажем о кошках и отправим, это видео пингвиненку.
Вы хотите снять видео?
Дети входят,
здороваются с
гостями:
Станем рядышком по
кругу
Скажем здравствуйте
друг другу!
Нам здороваться не
лень,
Всем привет и
добрый день!
Если каждый
улыбнется_-
Утро доброе
начнется!
Да,давайте
Рассказать о кошках
Домашнее
Собака,лошадь,корова и т. д
Потому что за ними ухаживает человек.
Да
Ответы детей
Да
Основная часть(24 мин)
Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида
учить самостоятельно, образовывать клички животных
Умение придумывать концовку
Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине
Физминутка
Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков[с]и [з];
Учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; Посмотрите какую картину я принесла
Как называется эта картина?
Расскажите о кошке.
Какая она?
Что кошка делает?
Как вы думаете почему кошка лежит? От чего отдыхает?
Обращает ли кошка внимание на котят?
Посмотрите на котят.
Что можно о них сказать? Какие они?
Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?
А чем они еще отличаются?
Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?
Чем похожи все котята?
Котята очень разные.
Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Как еще можно сказать, про него?
Как еще можно сказать, что он делает?
А этот котенок?
А что он еще делает, как сказать по-другому?
Как назовем третьего котенка?
Что он делает?
Как можно назвать всех, кто изображён на картине?
Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть?
А теперь подумайте, кто бы мог оставить клубочки?
Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся?
Я предлагаю вам поиграть в игру –вставайте в круг.
Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будите подбирать ответ на вопрос.
СЛОВЕСНАЯ ИГРА С МЯЧОМ: «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ КОШКА»
А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала расскажите, кто оставил здесь корзину с нитками, а потом что произошло после этого.
Предлагаю договориться, кто будет рассказывать первым, кто закончит.
образец рассказа по картине «Кошка с котятами».
«Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята очень разные. Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал моло-ко, а самый озорной — прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала». Делятся на пары, составляют рассказ. Умеют составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. (Вызвать для рассказывания по картине 2-3 пары).
Давайте, мы с вами немного отдохнём и представим себя котятами.
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка наверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз
А сейчас предлагаю вспомнить известные вам песенки и порадовать наших гостей -звуки: з-з-з,
с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).
- Давайте договоримся,
если вы услышите звук з - прогоняйте комара, вот так (делайте легкое отмахивающее движение рукой, услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица. Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. Проговорить 3-4 звука. проверяя как выполняют задание.
А теперь я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с-слышится в слове: слон, зебра, зеленый, синий.
А теперь не называйте звук,а как при выполнении первого задания, жестами показывайте,что слышите
:сахар,озеро,заря,синичка,золотой,
серебряный, солнце,звезда.
Теперь задание выполняют только
Девочки (мальчики контролируют)
Слова:зеленый,суровый,заяц,
снегирь
Теперь мальчики:
слева, внизу, озорник, солнце.
Я назвала вам много слов со звуком з, А какие слова назовете вы?
Посмотрите на подставке картинки с изображениями синицы (звук с) и комара (звук з).
Между подставками предметы:
Слушайте задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить,какой знакомый звук есть в этом слове,и положить предмет либо к картинке с синичкой,либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, вы должны хором сказать: «Правильно,правильно», если ошибся: «нет,нет,нет»
«Кошка с котятами», «Кошка и котята»
Большая, пушистая
Кошка лежит на коврике, отдыхает
Она захотела с котенком полежать. Она устала, она мышей ловила.
Да. Она смотрит на них,она следит за ними,
Кошка наблюдает за котятами.
Они все маленькие, одинаковые по величине
Они отличаются цветом
Один -рыжий, другой- белый с черным, третий- полосатый
Один играет с клубком, второй- спит, третий- лакает молоко.
Котенок….(называет кличку) играет.
Резвится, прыгает, катает клубок
Котенок (называет кличку) спит.
Лежит, закрыл глаза.
А этот котенок (называет кличку) лакает молоко.
Пьет, ест.
Кошачья семья
ушёл на охоту, спрятался в другой комнате
хозяйка, мама, бабушка
какие балованные котята,вот я вас накажу,не дам молока
умываться. прячет нос когда холодно, хорошо видит в темноте, мурлычет, у неё хороший слух, ходит неслышно, умеет выгибать спинку, царапаться
Рассказы детей
Идут по кругу, взявшись за руки
Поднять голову и опустить ее
Повороты туловища в стороны
Присесть на корточки
Дети отвечают
песня комара
так течет вода из крана, выходит воздух из мяча
Дети показывают
.Дети отвечают
Забор,арбуз,ваза,заяц
Рефлексия (3мин) Ребята наше занятие подошло к концу. Скажите пожалуйста вам понравилось занятие?
А что больше всего понравилось?
Кому то может было трудно?
А какое доброе дело мы сегодня сделали?
Как мы помогли?
А что мы еще сделали?
Сейчас я отправлю наше видео пингвиненку!
.
Ответы детей
Помогли пингвинчику
Рассказали о кошках
Записали на видео наши рассказы,
отправим по почте