ирина васютина
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Составление рассказа «Весна идёт».
Цель: Формировать умение составлять рассказ о весне, с использованием – мнемотаблицы (признаки весны)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Задачи: Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
Упражнять в умении рассказывать о времени года – весна, связно в логической последовательности, с использованием наглядных пособий.
Формировать понятия о закономерностях в явлениях природы.
Развивать умение соотносить знаковые символы с образом.
Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: Мнемотаблицы «Весна», игрушка- медвежонок Умка, мяч.
Предварительная работа:
Наблюдения изменений в природе с наступлением весны;
Чтение рассказов о Севере, Антарктиде;
Чтение стихов, рассказов писателей - натуралистов о весне;
Рассматривание альбома «Весна»
Рисование по теме «Весна – красна, в гости к нам пришла»;
Разучивание стихов. Поговорок;
Дидактические игры: «Когда это бывает?» лото «Времена года»
Этапы Ход Примечание
1. Орг. момент
2. Основная часть
Игра «Назови ласково»
Дыхательные упражнения.
Рефлексия
Игра «Доскажи словечко»
Дыхательные упражнения.
3. Рефлексия Дети встают полукругом.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
Дети: Весна.
Воспитатель: Верно - это весна. Я предлагаю вам сегодня поговорить о весне. А с наступлением весны хочется говорить только ласковые слова.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем? Я вам буду называть слова, а вы мне отвечать ласково. Например – солнце, а вы ласково – солнышко; Проводиться словесно – дидактическая игра «Назови ласково» ветка, ручей, цветок, облако… (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Вход игрушки Би- Ба –Бо медвежонок Умка. (воспитатель произносит слова за персонажа)
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости кто - то пришел?
Дети: Это белый медведь.
Воспитатель: Верно, Умка с геологами пробрался на корабль и приплыл к нам в гости. Скажите, а где живут белые медведи?
Дети: Они живут в Антарктиде.
Умка: Здравствуйте, ребята! Конечно моя Родина - Антарктида, там всегда много снега и льда и очень холодно. А я сейчас слышал, что вы говорили о какой - то весне? А что это за такая весна? Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не знаю.
Воспитатель: Умка, сейчас ты все узнаешь. Мы с ребятами тебе все расскажем. Присаживайся. Давайте расскажем нашему гостю- какая бывает весна?
Дети: Весна - это когда просыпается природа ото сна, она бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.
Воспитатель: Сейчас мы придумаем предложения о весне, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Дети: Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду. Весной всегда радостно.
Умка: Как интересно, ребята вы такие молодцы, много назвали предложений о весне.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы будете ловить его и повторить это слово, но добавляя прилагательные слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день – весенний день, погода., солнце., проталины., гроза -. , месяц -. , лучи -. , листва -. , цветы - … (дети называют словосочетания).
Умка: Какие интересные слова вы придумали о весне.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, почему в народе говорят: «Вода с гор потекла – весну принесла». (Дети - потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки).
А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах? (Дети рассказывают пословицы).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю составить рассказ о весне, чтоб медвежонок Умка запомнил его и рассказал о весне своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы.
Рассказывание по мнемотаблице «Весна». (в процессе составления рассказов, напоминаю о том, что в каждом сезоне есть три месяца, весна бывает ранняя – март, средняя – апрель, поздняя – май).
Умка: Спасибо вам, ребята. Я все понял о том, что такое весна. Ваши интересные рассказы о весне могут мне рассказать о весне моим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход, скоро геологи отправятся в Антарктиду мне нужно успеть. Я побежал, до свидания!
Воспитатель: Ребятки, давайте все вместе сейчас присядет на стульчики, закроем глаза и послушаем весну за окном. Давайте глубоко вдохнем носов, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается. Когда вы выдыхаете. Вдох – выдох. (Дети выполняют упражнение 3 раза). Весной природа пробуждается от снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… (Дети потягиваются). Опустите руки, сядьте. Молодцы!
А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Дети: о приметах весны.
Составляли предложения о весне. Играли в игру «Назови ласково», «Доскажи словечко.
Выполняли дыхательные упражнения (слушали весну)
Что нового и интересного вы узнали? (Дети рассказывают).
Воспитатель: Как называется явление природы, когда тают сосульки и капают вниз?
Дети: это явление называется капель.
Воспитатель: Чем вам запомнилась наша беседа? Почему?
Высказывания детей.
Воспитатель: Всем большое спасибо, вы прекрасно отвечали! По мере обсуждения
Показ иллюстраций