Юлия Свистунова
Конспект по развитию речи «Путешествие по сказочной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по сказочной стране»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: подгрупповая
Форма реализации: беседа, физминутка, настольные игры- пазлы.
Цель: создать условия для знакомства детей со сказками известного сказочника Г. Х. Андерсена, его биографией.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Закрепить в памяти детей знакомые сказки Г. Х. Андерсена, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
Публикация «Конспект по развитию речи „Путешествие по сказочной стране“» размещена в разделах
• Развивать умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев.
• Упражнять в подборе антонимов.
• Учить связно излагать содержание сказки с опорой на иллюстрацию.
Развивающие:
• Учить задавать вопросы продуктивно-поискового типа.
• Развивать способности к импровизации и передачи образа сказочного персонажа через пластическое движение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к художественной литературе.
• Формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.
• Привлекать внимание детей к оформлению книги иллюстраций.
Предварительная работа:
Чтение, обсуждение и пересказ сказок Г. Х. Андерсена, рассматривание иллюстраций, оформление выставки в книжном уголке, рисование иллюстраций к сказкам «Дюймовочка»и «Гадкий утенок»,
Развивающая предметно-пространственная среда:
Письмо от Оле-Лукойле; маршрутная карта сказочной страны;декорации по периметру музыкального зала согласно маршруту; сундук; иллюстрации к сказкам, сделанные руками детей; бумажный цветной зонт, разрезанный на части; отпечатанные задания, которые наклеены на разные формы из цветного картона. Презентация.
Организация и методика проведения НОД
Дети сидят на стулья.
1. Вступительная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой необычный конверт для нас передали. Ой, здесь письмо (читает письмо):
Прошу вас о помощи милые дети,
Несчастье случилось в сказочном свете!
Волшебный мой зонт разлетелся на части,
поскольку была непогода, ненастье.
Скорей в страну сказок сейчас отправляйтесь
Чудесный мой зонтик найти постарайтесь.
И если пройдете вы все испытания,
Старательно выполните все задания,
То обязательно чудо случиться,
волшебный мой зонтик ко мне возвратиться!
Ваш добрый сказочник Оле-Лукойе
Ребята, а кто такой Оле-Лукойле (это герой из сказки Г. Х. Андерсена) -Кто же такой, этот Ганс Христиан Андерсен, написавший столько замечательных сказок? Показываю портрет. Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Андерсен был единственным ребенком в семье. Первые сказки он услышал от отца. В детстве малыш часто слушал сказки и из уст бедных старух. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. Став взрослым Андерсен уехал из родного городка в столицу Дании и там начал писать. Он писал для взрослых, для театра. Но не всегда у него получалось хорошо. А вот когда Андерсен начал писать сказки, о нем узнал весь мир. Наша страна находится далеко от Дании, но мы с детства знаем и любим сказки Андерсена: и отважную Герду, и смелого солдата с огнивом, и гадкого утенка, и маленькую Дюймовочку.
Воспитатель показывает карту сказочной страны, которую прислал вместе с письмом Оле-Лукойе. Ребята и мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена. И первый пункт назначения (сказочное озеро). Затем выбирает ребенка, который находит озеро (голубая ткань, разложенная на полу) и задание (в форме капли) лежащее на нем.
2. Основная часть
Воспитатель: Вот и первое задание, которое нам предстоит выполнить.
«В отражение посмотри – про что сказка расскажи».
Воспитатель выбирает троих детей, которые по очереди достают из «озера» цветную иллюстрацию к сказке и не показывая их остальным ребятам, кратко пересказывают увиденную картинку, чтобы остальные дети угадали о какой сказке, идет речь. («Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Гадкий утенок»)
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились.
Воспитатель достает первую деталь зонтика (заранее спрятанную под озером) и выкладывает на полу.
«Через мост пройдет лишь тот,
Кто скажет слово наоборот!»
Воспитатель говорит слово, а ребенок подбирает антоним. Дети двигаются по очереди через мостик.
(смелый,ленивый, скромный, вежливый, веселый, сильный, молчаливый, быстрый, добрый, озорной, жадный, громкий и т. д.) После выполнения задания дети снова рассаживаются на стулья. Воспитатель хвалит детей и достает еще одну деталь зонтика. Предлагает кому-нибудь из детей соединить части.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на карте нарисован какой-то сундук. Где он может находиться?
Дети указывают на место в зале. Воспитатель снимает ткань, которой был накрыт сундук и просит ребенка найти следующее задание.
«Правильно вопрос задай,
В сундучке что угадай!
А услышишь ты в ответ,
Или да, иль только нет!»
Воспитатель: Ребята, в этомсундуке спрятаны предметы из сказок, которые вы должны угадать, правильно, задав вопрос. Задавайте по очереди и очень внимательно слушайте ответы друг друга. (в сундуке лежат горошина «Принцесса на горошине», тюльпан «Дюймовочка», резиновый утенок «Гадкий утенок»)
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим сложным заданием вы справились. Воспитатель снова достает деталь зонтика и предлагает кому-нибудь из детей соединить части.
Воспитатель показывает карту сказочной страны и называет следующий пункт маршрута. (поляна превращений). А сейчас мы попытаемся превратится в героев сказок Ганса Христиана Андерсена.
Физкультминутка «Герои сказок Андерсена»
Я девочка, Дюймовочка, на праздник к вам пришла,
(Пружинка с поочередным разведением рук в сторону)
От милой доброй ласточки привет вам принесла.
(Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в стороны)
Русалка странное созданье,
(Пожимания плечами вверх-вниз)
Она прекрасно сложена,
И в синем море-океане
С волной и пеною дружна.
(Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто «выныривают»)
Солдатик, сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны)
Как все – в коробочке лежал,
Как все – ружьё в руках держал.
(Складывают руки на груди, а затем опускают их «по швам»)
Затем снова рассаживаются на стулья.
Воспитатель с участием детей называет очередной пункт маршрута (гора мудрости) и читает задание:
«Вот наш сказочный герой,
Расскажите он какой?»
Дети собирают пазлы. И охарактеризовывают героя который у них получился. (снежная королева, оловянный солдатик).
После выполнения задания воспитатель снова достает деталь зонтика и предлагает ребенку соединить части.
Воспитатель объявляет, что они снова оказались на поляне превращений и читает задание:
«Вокруг себя вы обернитесь
Храбрым солдатиком все становитесь
Маршем вы пойдете бодро
И осанку держим гордо.»
Дети импровизируют под мелодию марша. Воспитатель показывает карту и называет очередной пункт маршрута (заколдованный лес):
«Подробно сказки вспоминайте
Я начну - вы угадайте.» (Ответы на доске) Презентация по сказкам Андерсена.
1.- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса.
(Принцесса на горошине.)
2.- Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была её колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; длинные стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.
(Дюймовочка.)
3Больше всего любила русалочка слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле. Старухе бабушке пришлось рассказать ей всё, что она знала о кораблях и городах, о людях и о животных. Особенно занимало и удивляло русалочку то, что цветы на земле пахнут, — не то что тут, в море! — что леса там зелёные, а рыбы, которые живут в ветвях, звонко поют (Русалочка.)
4- На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко, от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.
(Стойкий оловянный солдатик.)
5- Придя на задний двор, император потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты подсчетом поцелуев.
(Свинопас.)
6-Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой! (Гадкий утенок.)
7- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. (Снежная королева)
8-Обманщики поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было.
(Новое платье короля.)
9-Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Даже отец ее испугался и сказал, что это не ее дочь.
(Дикие лебеди.)
После выполнения задания воспитатель достает последнюю деталь зонтика и предлагает ребенку соединить части. Зонтик оказывается собранным.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а ведь вы уже собрали зонтик для Оле-Лукойе. Наше сказочное путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, что объединяет сказки, которые нам сегодня пришлось вспомнить? (автор, Г. Х. Андерсен)
Воспитатель напоминает, что они не только читали сказки Андерсена, но и рисовали к ним иллюстрации. Воспитатель раздает рисунки, сделанные ребятами и произносит:
Сказки с вами прочитали,
к ним рисунки рисовали.
Встаньте в ряд скорее дружно,
показать сюжет вам нужно,
чтобы сразу ясно стало,
где конец, а где начало!
Воспитатель. – Скажите, что вам больше всего запомнилось на занятии?
В сказках Г. Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке:
• Уважение к мужеству;
• доброта и сочувствие всем, кому плохо;
• любовь к людям;
• презрение к чванливым и бессердечным.
А со сказкам Г. Х. Андерсена мы продолжим знакомиться на следующих занятиях, и в свободное время.