Ирина Григор
Конспект НОД по речевому развитию «Необычайное путешествие по стране Мухи-Цокотухи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать звуковую культуру речи детей.
Задачи: - учить детей выполнять задание с палочками Кьюизенера по образцу;
- закрепить представление о насекомых;
- упражнять в умении воспроизводить ритмический рисунок;
- развивать силу выдоха; общую моторику, артикуляционную моторику;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Необычайное путешествие по стране Мухи-Цокотухи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: книга К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха», приглашение, костюм «Фея» для взрослого, волшебная палочка, большая книга, обруч, доска, изображение домика, изображение жука, прищепки, емкости с песком, палочки Кьюизенера, изображение «лист», паутина, перышко, зеркала, музыкальные инструменты, мыльные пузыри.
Ход НОД:
Дети заходят в группу на столе лежит книга К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха».
Воспитатель. Ребята посмотрите, какая красивая книга появилась в нашей группе. Как же она называется?
Дети. «Муха - Цокотуха».
Воспитатель. Кто написал эту книгу?
Дети. Писатель К. И. Чуковский.
Воспитатель. Давайте откроем книгу. Внутри книги что-то лежит. (Достаю открытку). Это же приглашение. Муха – Цокотуха приглашает нас на праздник. «Нынче Муха – Цокотуха именинница».
Воспитатель. Ребята, пойдем на праздник к Мухе – Цокотухе?
Дети. Да!
Воспитатель. А вы любите путешествия и приключения?
Дети. Да!
Воспитатель. А на чем мы с вами отправимся в путь? (ответы детей).
Воспитатель. А я предлагаю отравиться на воздушном шаре. Становитесь в круг.
Упражнение для развития дыхания «Шар»
Надуваем шар с тобой, (произносим звук «ш»)
Он становится большой, (развести кисти)
Воспитатель. Возьмитесь за руки и покажите, какой большой воздушный шар мы надули. Вот теперь мы можем лететь. Наш воздушный шар взлетает и летит все выше и выше. (Дети становятся на носочки и поднимают руки). А теперь шар опускается, и мы приземляемся (Дети опускают руки). Мы с вами идем в сказочный мир Мухи-Цокотухи, где живут насекомые. Насекомые, какие по величине?
Дети. Маленькие.
Воспитатель. Поэтому нам нужно превратиться в маленьких человечков. А поможет нам в этом Фея. Я сейчас превращусь в Фею. Сейчас вы закроете глаза и громко скажите «абра - кодабра - бумс». Приготовились? Закрывайте глаза и говорите громко волшебные слова. (Звучит музыка, переодеваюсь в Фею).
Воспитатель. Теперь я Фея. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и вы уменьшитесь до размера комара, и вы превратитесь в маленьких человечков. Вы должны покружиться вокруг себя и сказать громко «крибли - крабли - бумс». (Дети кружатся вокруг себя под музыку). Вот вы и стали маленькие.
Подвожу детей к большой книге.
Воспитатель. Посмотрите, что это за огромная перед нами книга. Смотрите, она открывается и приглашает нас в сказочную страну Мухи-Цокотухи. Скорее проходите в сказку! Волшебная книга вот-вот закроется. (Дети пролезают через обруч).
Воспитатель. Мы попали с вами в мир насекомых. В сказочной стране Мухи-Цокотухи нас ждет немало неожиданностей, опасностей и удивительных открытий. На всякий случай оденьте шапки – невидимки. Они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойте к тем, кто нас боится. Какая чудесная дорожка! Пойдем по ней. Справа — огромные стебли ромашек, слева — непроходимые заросли изумрудной травы. Сейчас они кажутся нам деревьями. Давайте поздороваемся с лесом. Становитесь в круг. Повторяйте за мной.
Упражнение на развитие общей моторики
Здравствуй, лес, прекрасный лес, Широко развести руки в стороны.
Полный сказок и чудес! Повороты вправо-влево с вытянутыми руками,
Ты о чем шумишь листвою Руки подняты вверх.
Ночью темной, грозовою? Выполнять покачивания вправо- влево.
Кто в глуши твоей таится? Дети всматриваются вдаль,
Что за зверь? держа округленную ладонь
Какая птица? над бровями, поворачиваясь
при этом вправо и влево.
Все открой, не утаи. Широко развести руки в стороны.
Ты же видишь — Прижать обе ладони к груди.
Мы свои Широко развести руки в стороны.
Подвожу детей к доске, на котором висит лист с изображением домика.
Воспитатель. Давайте посмотрим, кто же первый встретится на нашем пути. А вот и домик. Проверьте, у всех надеты шапки – невидимки. Отгадайте, кто хозяин домика.
Черен — да не ворон,
Рогат — да не бык,
Шесть ног — да без копыт.
(Жук)
Если дети не отгадывают, загадаю вторую загадку
Шесть ног без копыт,
летит, жужжит
(Жук)
После того как дети дают правильную отгадку, переворачиваю домик, и дети видят изображение жука.
Воспитатель. Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого, хотя обид он не прощает и умеет за себя постоять. Давайте снимем, шапки-невидимки и поздороваемся с ним.
Дети выражают свое приветствие жуку.
Воспитатель. Давайте, ребята, расскажем жуку, куда мы идем?
Дети объясняют, что они любят путешествовать, хотят увидеть новые места и познакомиться с их обитателями, идут на праздник к Мухе - Цокотухе.
Воспитатель. Но Жук не хочет пропускать нас на праздник, пока мы не выполним его задание. Он хочет, чтобы мы повторили его любимые стихи, а помогут нам в этом маленькие жучки.
(Предлагаю детям взять прищепки). Берите жучков в правую руку. Мы будем повторять стихотворение и на каждое слово прищипывать кончики пальчиков. Посмотрите, как буду делать я, а потом повторяйте вместе со мной.
Жу – жу- жу я на ветке сижу,
Жа – жа- жа я увидел ежа,
Жу – жу- жу с мухами я дружу,
Же – же- же я лечу уже.
Воспитатель. Ребята жук любит солнечную и теплую погоду. А в пасмурную погоду у него плохое настроение. Давайте нарисуем ему солнышко, чтобы у него всегда было хорошее настроение.
Упражнение для развития мелкой моторики. Рисование на песке «Солнышко».
Дети рисуют на песке «Солнышко».
Воспитатель. Молодцы! Мы выполнили все задания Жука, теперь Жук нас пропускает, и мы можем идти дальше.
Воспитатель. Давайте скажем Жуку до свидания!
Дети прощаются с жуком.
Воспитатель. Ребята, посмотрите перед нами озеро. Подойдем к нему. На чем мы можем переплыть через озеро? (ответы детей). Чтобы кораблик поплыл, нам нужен ветер. Сейчас подул тихий ветер «с-с-с-с-с», а теперь он становится сильней «ш-ш-ш-ш-ш». Ветер прерывистый «с. с. с. с», «ш. ш. ш. ш. ш.». Ветер можно не только услышать и увидеть, но и почувствовать. Когда светит солнышко ветер теплый и ласковый (чтобы получился теплый ветер, нужно широко открыть рот и дуют на ладошку, когда солнце прячется за тучу - ветер холодный (чтобы получился холодный ветер нужно долго дуть через вытянутые губы). Пока дул ветер, наш кораблик переплыл через озеро. И мы попали с вами на полянку. Отгадайте кто на ней живет.
Сам мал, а несет груз больше своего веса
(муравей)
Если дети не отгадывают, задаю вторую загадку
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет
(муравьи)
Воспитатель. А вот под елкой и муравьи.
Нес однажды муравей
Две травинки для дверей,
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Воспитатель. Вот какой муравей труженик. А как называется дом муравья?
Дети. Муравейник.
Воспитатель. А вы знаете, из чего муравьи строят свой дом?
Дети. Из палочек, листиков, соломинок, земли.
Воспитатель. Муравьи всегда в работе мы должны им помочь построить му-равейник. Я предлагаю построить его из палочек. Проходите на нашу полянку. Выбирайте, какой муравейник вы будете строить. Возьмите тарелочки с палочками и картинки, которые вам помогут построить муравейники. Посмотрите внимательно и выберите, палочки какого цвета, нужно взять для строительства муравейника.
Дети под музыку на паласе из палочек Кьюизенера по образцу строят муравейник.
Воспитатель. Молодцы ребята! Но нам надо спешить на праздник к Мухе - Цокотухе. Давайте попрощаемся с муравьями.
Танец «Весело идем»
Мы за ручки взялись, Взявшись за руки, идут по
Весело идем, кругу.
Ножки поднимаем,
Песенку поем.
Припев:
Хлоп-хлоп! Весело Хлопают в ладоши.
Хлопайте, ладошки!
Топ-топ! Весел Ставят руки на пояс и топают ногами.
Топочите, ножки!
Раз-два! Приседай, «Пружинка».
Приседай дружнее!
Раз-два! Покружись Кружатся на носочках.
На носках быстрее!
Подходим к паутине с пауком.
Воспитатель. А вот еще один обитатель сказочного леса. Чьи же это владения, кто здесь живет?
Дети. Паук.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, паук сплел паутину и не хочет пропускать нас на праздник к Мухе - Цокотухе. Попробуем с ним договориться, чтобы он пропустил нас на праздник. Оказывается, он хочет, чтобы мы выполнили его задания. Расскажите о пауке, какой он? (Злой, большой, маленький, черный). Мы выполнили с вами одно задание, и паук убирает одну паутину.
Убираю одну «паутину».
Воспитатель. В паутину к пауку попали разные предметы. Что это? (на паутине висит перо, листок….)
Убираю еще одну «паутину».
Воспитатель. Лист какой? (зеленый, маленький, красивый, березовый).
Воспитатель. Перышко какое? (нежное, легкое, белое…
Убираю третью «паутину».
Воспитатель. Ребята, путь открыт, мы выполнили все задания паука, и он разрешает нам идти на праздник к Мухе – Цокотухе.
Подходим к фланелеграфу.
Воспитатель. А вот и Муха. Кто пришел к ней на праздник? (ответы детей).
Воспитатель. Муха сегодня нарядная, она очень любит любоваться в зеркало. Давайте и мы с вами полюбуемся.
Дети подходят к столу, берут зеркала.
Воспитатель. Муха улыбается, рада гостям. Давайте и мы улыбнемся
Чтобы порадовать своих гостей Муха приготовила угощение блины с вареньем. Прежде, чем испечь блины она долго месила тесто. Посмотрите, как она это делала.
Сначала показываю упражнение, затем дети повторяют.
Артикуляционная гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем.
Артикуляционная гимнастика «Блинчики»
Воспитатель. Испекла блинов немножко,
Остудила на окошке.
Артикуляционная гимнастика «Варенье»
Воспитатель. Блин мы ели с наслажденьем
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Дети кладут зеркала.
Воспитатель. Все гости наелись блинов? А теперь давайте нашу Муху отблагодарим и устроим ей концерт. Праздник продолжается! Вы будете музыканты. Берите музыкальные инструменты. Посмотрите, как мы будем играть. Послушайте внимательно, что бы Мухе понравилось наше выступление.
Показываю детям ритмический рисунок, потом они повторяют вместе со мной и под музыку.