Александрова Виктория
Конспект занятия по развитию речи «Поздняя осень» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №106 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект
занятия по образовательной области
«Речевое развитие» (Развитие речи)
на тему:
«Поздняя осень»
(для детей подготовительной группы)
Подготовила и провела
воспитатель группы «Радуга»
Александрова В. А.
2021 год
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Поздняя осень“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме : «Поздняя осень»
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить активный словарь детей по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;
- учить детей передавать содержание текста полно и последовательно;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес, внимание, память и координацию движений;
- развивать монологическую речь;
- развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание пейзажных картин И. И. Левитана, знакомство с приметами осени, разучивание физкультминутки «Мы – листики осенние», пальчиковой гимнастики «Будем листики считать»
Демонстрационный материал: иллюстрации картинок об осени, аудиозапись музыки П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Осень», игрушка Сорока с конвертом, схема «Осень», мяч, картина «Поздняя осень»
М. Г. Пшиванова, осенние листья по количеству детей
Ход. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Игра-приветствие «Дружно за руки возьмемся».
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе встали в дружный круг!
Воспитатель: А сейчас сядет на стульчик тот, кто назовет примету осени. Старайтесь отвечать так, чтобы не повторяться.
1 часть. Воспитатель: Молодцы! Все приметы назвали. А вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Закройте глазки и скажите «1,2,3 - чудо произойди». Звучит музыка П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Осень». На мольберте появляется картинка осеннего леса и Сорока с конвертом.
Воспитатель: Что это ребята? (письмо) Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, жители леса, просим вас, сделать книгу о временах года для наших детенышей. Мы не умеем рисовать и писать сами». Ваши звери. Воспитатель: Поможем ребята? Я приготовила альбом, в который мы с вами вклеим картинки и составленные вами рассказы. Воспитатель: У меня есть три интересные картинки, но я не могу разобраться, какое здесь изображено время года? На первой картинке – нарисовано чистое, голубое небо. Светит яркое солнышко, стоит теплая безветренная погода. Травка еще зеленая, но на некоторых деревьях уже пожелтела листва. А под картинкой подписано: Осень. На второй картинке - деревья уже стоят желтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное. Дует сильный ветер, идет дождь. И под картинкой снова подписано: Осень. А на третьей картинке - деревья стоят голые, с них облетела вся листва. Серое, мрачное небо. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и почернела. С неба сыплет первый снег. И опять подписано: Осень. Воспитатель: Как вы думаете, почему картинки такие разные, а на них всех написано осень? (Ранняя осень, середина осени,поздняя осень). Воспитатель: Назовите, какие осенние месяцы, вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). Какой сейчас идет месяц? (ноябрь) Какой осенний месяц наступает самым последним осенью? (ноябрь) Перед каким временем года наступает этот месяц? (перед зимой) Воспитатель: Запомните ребята, этот месяц в народе еще называют «предзимье». Потому,что это последний месяц осени перед зимой. Это сложное слово состоит из двух слово «пред»- значит перед, «зимье» - зима. Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и поиграем. Игра «Времена года» с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет примету любого времени года, а ребенок должен назвать к какому времени примета относится. Воспитатель: Осенняя погода очень переменчива. В народе осенью семь погод на дворе. Бывает даже так. что за один день можно увидеть все семь погод. Вот таким может быть осенний день. Воспитатель: Тем не менее, ребята, осень красивое время года. Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. Я предлагаю составить интересный рассказ о поздней осени для наших зверей. Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Игра «Друзья». В этой игре слова поссорились со словом «осень», а мы попробуем их помирить. Осень, небо - осеннее небо; осень, лист – осенний лист; осень. солнце – осеннее солнце; осень. лес-осенний лес; осень, пальто-осеннее пальто; осень, сапоги-осенние сапоги; осень, золото - осеннее золото; осень, ветер-осенний ветер; осень, день-осенний день; осень, погода-осенняя погода.
2 часть. Воспитатель: Ребята,посмотрите, какую осеннюю погоду изобразил художник М. Г. Пшиванов на картине «Поздняя осень». Воспитатель: Какое время года изображено на картине? Воспитатель: Что за место изображено? Это лес или парк? Воспитатель: Парк какой? Воспитатель: Какая погода изображена? Давайте подберем прилагательные, которые характеризуют погоду. Дети: погода пасмурная, дождливая. грустная, унылая. Воспитатель: Кто пришел в осенний парк? Воспитатель: Сколько детей на картине? Воспитатель: Что делают дети в осеннем парке? Воспитатель: А зачем дети принесли кормушки в парк? Воспитатель: Для каких птиц? Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих птиц? Воспитатель: Как вы догадались,что в парке холодно и сыро? (дети одеты в теплую одежду). Воспитатель: Да, дети одеты по- осеннему. Повторите пожалуйста. Воспитатель: Ребята, вы все правильно сказали. Осенью холодно, идет дождь, дует ветер. Птицы улетают в теплые края. Но осень красивое время года. Осень нас радует разноцветными листьями, гроздьями красной рябины. Птицы, которые улетают в теплые края,весной к нам опять вернуться. Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем и поиграем. Физкультминутка «Мы – листики осенние»
Мы листики осенние,
(покачивание руками над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Покачивание руками над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Присели.) Воспитатель: Рассмотрите еще раз внимательно картину. Сейчас, мы с вами попробуем составить рассказ по картине. В начале рассказа нужно будет рассказать о времени года, о погоде. В середине о детях,как одеты и чем заняты. А в конце закончить свой рассказ тем, чем вам понравилась эта картина. Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас схему-подсказку, по которой мы составим рассказ. Воспитатель: Послушайте мой рассказ. На картине нарисована осень. Погода стоит пасмурная, хмурая. Идет дождь. В парке растут деревья: березы, клены, дубы. С деревьев опадают листья. В парк пришли дети. Они собирают осенние листья. Дети принесли кормушки для зимующих птиц. Они одеты в теплую одежду, потому что уже стало холодно. Мне понравилось в картине сочетание ярких и темных красок. Воспитатель: Предлагаю рассказать 4-5 детям. 3 часть. Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие. О каком времени года мы с вами говорили? Получилась у нас книжка? Воспитатель: Поздняя осень немного грустное время года. Природа поздней осенью как будто засыпает. Но мы знаем, что впереди нас ждет другое интересное и красивое время года. Какое? Зима.