Динара Мардамшина
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Цель: Совершенствование умения пересказывать и составлять план пересказа.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Пересказ рассказа В, Сухомлинского „Яблоко и рассвет“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко, яблоня. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
Продолжать формировать содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.
Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
2. Развивающие :
Развивать интонационную выразительность речи.
Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание.
3. Воспитательные: Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
Словарная работа: «Не мог отвести глаз», «не мог одолеть», «собрался с силами», «дух захватило».
Средства реализации: Интерактивная доска, ноутбук, презентация, корзина с яблоками.
Методы и приемы: Беседа, загадка, рассматривание иллюстраций, чтение рассказа, вопросы к детям, составление плана рассказа, чтение рассказа, пересказ рассказа по опорным картинкам. пересказ по ролям, дидактическая игра «Обьяснялки», «Какое яблоко» (использование мяча, пересказ «Змейка» (по 2 предложения каждый, итог.
Предварительная работа: Пересказ по опорным картинкам и составление плана рассказа С. Ремизов (Хлебный голос,пересказ «змейкой», дидактические игры.
Ход организованной образовательной деятельности: (Дети стоят полукругом)
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте, мы с вами подарим друг другу улыбку.
Встанем дети вместе в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я желаю вам хорошего настроения на весь день. Садитесь на свои места.
Воспитатель: Дети, я была в библиотеке и нашла интересный сборник рассказов. Один рассказ мне очень понравился, и мне захотелось поделиться им с вами. Чтобы понять, о чем будет идти речь в рассказе, я загадаю загадку, внимательно слушайте:
Королевич из садов
Всех порадовать готов.
Есть с румяненьким бочком
И с весёлым червячком.
Кругленькое с ямочкой
Наливное …
Дети: Яблочко!
Воспитатель: Все согласны? Правильно. Дети, посмотрите на яблочки (открываю корзину с яблоками и даю детям рассмотреть их)
Воспитатель: Какие они по внешнему виду?
Дети: красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: По размеру?
Дети: Большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: А какие они по запаху?
Дети: Ароматные, душистые.
Воспитатель: А какие на вкус, как вы думаете?
Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Воспитатель: Рассказ, с которым я хочу вас познакомить называется «Яблоко и рассвет», а написал его известный писатель Василий Александрович Сухомлинский (слайд 3 портрет)
Этот человек был не только писателем, он был прекрасным педагогом, другом детей. Он всю жизнь проработал в школе, учил детей преодолевать трудности, вместе с детьми огорчался и радовался. Он написал очень много сказок и рассказов для детей.
Послушайте, я вам прочту рассказ «Яблоко и рассвет» (слайд 4 – обложка книги)
Чтение рассказа.
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает : нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Беседа по вопросам
Воспитатель: Вам понравился рассказ?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется рассказ? На вопросы отвечайте полными предложениями.
Дети: Рассказ называется «Яблоко и рассвет».
Воспитатель: Кто главные герои?
Дети: Главные герои рассказа дедушка и внук.
Воспитатель: Как звали дедушку, внука?
Дети: Корней, Миша.
Воспитатель: Куда приходил Миша?
Дети: Миша приходил в сад к дедушке.
Воспитатель: Чем угощал дед внука?
Дети: Дедушка угощал внука яблоками, грушами, медом.
Воспитатель: Что такое рассвет?
Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.
Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?
Дети: Мальчик не мог прийти в сад на рассвете потому, что ленился.
Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Дети: Миша на яблоне увидел яблоко.
Воспитатель: Каким яблоко было?
Дети: Яблоко было, как небо на рассвете, розовым.
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Объяснялки»
Дети, как вы понимаете выражение «Не мог отвести глаз»?
Дети: Долго смотрел, любовался
Воспитатель: Когда так говорят?
Дети: Когда видят что-то красивое или удивительное.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «не мог одолеть»?
Дети: Не мог победить, побороть.
Воспитатель: А когда так говорят?
Дети: Когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень.
Воспитатель: А как вы понимаете следующее выражение «Собрался с силами»?
Дети: Накопил сил, заставил, решился что-то сделать.
Воспитатель: Когда так говорят?
Дети: Когда человек собрался с силами и убрал игрушки.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «дух захватило»?
Дети: Стало трудно дышать
Воспитатель: Когда так говорят?
Дети: Когда человек стало трудно дышать от восторга, удивления.
Воспитатель: Молодцы, справились!
Я предлагаю вам попробовать пересказать этот рассказ. Что нужно сделать, чтобы получился более точный пересказ?
Дети: Нужно составить план.
Воспитатель: Правильно, для того чтобы пересказ получился полный и красивый, нам необходимо составить план, на который вы будете опираться при пересказе.
Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Я думаю, что первую часть плана так и надо назвать «В саду у дедушки Корнея».
Воспитатель: Посмотрите на картинки к 1 части рассказа. (5 слайд)
Воспитатель: А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? (6 слайд)
(Ответы детей)
Воспитатель: Как назвать вторую часть рассказа?
Дети: «Миша перестал лениться», «Миша победил лень».
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд (7слайд)
Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как это яблоко описал автор?
(Ответы детей)
А когда это яблоко стало не белым, а розовым?
Дети: Когда взошла утренняя звезда.
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: Он захотел еще раз увидеть рассвет.
Воспитатель: Третью часть плана назовем «Яблоко и рассвет». Посмотрите на слайд (8 слайд)
План у нас составлен.
Воспитатель: Думаю вы немного устали и нужно отдохнуть. А поможет нам в этом физкультминутка:
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Руки протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
Быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили. Вслушивайтесь, как я читаю.
(Читаю рассказ повторно).
Воспитатель: Кто желает пересказать рассказ по плану? (приглашаю желающего)
Давай вместе перескажем : я начну, а ты продолжишь.
( Заканчиваю первую часть словами из текста: «Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то большое яблоко». Далее пересказывает ребенок).
3-4 ребенка пересказывают рассказ по частям с опорой на план.
Воспитатель: Молодцы! У вас получились хорошие пересказы.
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, с каким рассказом мы сегодня познакомились?
Дети: «Яблоко и рассвет»
Воспитатель: Кто его написал?
Дети: Василий Александрович Сухомлинский
Воспитатель: Какие новые выражения вы запомнили?
Дети: «Не мог отвести глаз», «не мог одолеть», «собрался с силами», «дух захватило».
Воспитатель: У кого получился длинный рассказ?
(Ответы детей)
Воспитатель: Кто что забыл рассказать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чей рассказ понравился больше? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, что хотел сказать автор в своём рассказе? Дети: Нужно быть трудолюбивым, не лениться, видеть красоту в обычных вещах.
Молодцы, дети! Вы очень хорошо поработали сегодня. Занятие закончено.