Гаджиева Зульфият
«Мир слов». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
**Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Мир слов»**
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать восприятие слухом.
**Задачи:**
**Образовательные:**
- Учить подбирать слова-названия предметов, слова-признаки, слова-действия.
- Углублять осознание детьми, что слова имеют различные значения.
- Формировать умение определять предмет по его признакам и действиям.
**Развивающие:**
- Совершенствовать зрительную и слуховую память.
- Развивать способность различать живые и неживые объекты и задавать им вопросы: «Кто?» или «Что?».
- Стимулировать мышление и речь.
**Воспитательные:**
- Воспитывать сдержанность и культуру общения.
- Улучшать умение работать в команде.
- Способствовать созданию положительного эмоционального фона.
**Материалы и оборудование:**
Иллюстрации с изображением живых и неживых объектов, сюжетные картинки, игрушки на выбор воспитателя.
**Ход занятия:**
Воспитатель: Нам солнце улыбается, и рады детвора,
Ведь снова начинается у нас игра.
Ребята, вы поняли, что я вам сказала? (Ответы детей) Как вы думаете, можно ли слова потрогать, коснуться их рукой? Все ли слова одинаковы? (Ответы детей)
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации различных объектов и называет их.
Воспитатель: А существуют слова, которые обозначают признаки предметов, и сразу будет понятно, о ком или о чем идет речь. Сейчас вы это сами проверите: я буду называть признаки предметов, а вы должны отгадать, о чем идет речь.
**Д/игра «Угадай по описанию»**
Сладкая, маленькая, вкусная, леденцовая, шоколадная. (конфета)
Вкусный, сочный, круглый, оранжевый. (апельсин, мандарин)
Чистая, прозрачная, ключевая, холодная. (вода)
Зеленый, продолговатый, пупырчатый, свежий или соленый. (огурец)
Новая, интересная, познавательная, библиотечная. (книга)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь давайте попробуем наоборот: я покажу предмет, а вы назовете его признаки.
Воспитатель показывает: банан, ежа, шарф, мяч, машинку, вазу.
Воспитатель: С этой задачей вы тоже прекрасно справились. Теперь вы знаете слова-признаки, но существуют еще и слова с противоположным значением. Такие слова называются антонимами. Например: холодный — горячий, кислый — сладкий.
**Д/игра «Скажи наоборот»**
Веселый — грустный;
Большой — маленький;
Старый — молодой;
Черный — белый;
Длинный — короткий;
Добрый — злой;
Толстый — тонкий;
Твердый — мягкий.
**Физкультминутка**
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
Воспитатель: Вы уже многое узнали о видах слов, но это еще не все. Здесь есть слова, которые обозначают действия. Они рассказывают о том, что делает предмет. Попробуйте по словам-действиям определить, какое слово загадано.
**Д/игра «Отгадай»**
Едет, гудит, сигналит, везет, мчится. (машина)
Любит, готовит, шьет, убирает, заботится. (мама)
Стоит, включается, показывает, разговаривает. (телевизор)
Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на картину и скажите, что делают дети? (бегают, строят, спят, рисуют, плавают, едят)
Воспитатель: Предлагаю немного поиграть. Вы знаете, что к словам, которые обозначают живое (одушевленное, мы задаем вопрос «Кто?», а к неживым - «Что?». Показывая картинку, ваша задача определить: какой вопрос лучше задать; если живое — вы хлопаете в ладоши, если неживое — не хлопаете.
**Д/игра «Живое — не живое»***
Воспитатель показывает иллюстрации: слон, чайник, стол, ласточка, книга, врач и т. д.
**Рефлексия***
Воспитатель: Понравилось ли вам играть со словами? Что вам понравилось больше всего?