Пальчикова Галина Анатольевна
Конспект занятия по речевому развитию «В гостях у сказок»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по речевому развитию по средствам приобщения к художественной литературе в средней группе "В гостях у сказок".
Цель: Создать условия для формирования развития речи у детей по средствам художественной литературы.
Задачи:
• образовательные:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „В гостях у сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
формировать умения отгадывать загадки, используя характерные признаки объектов; формировать навык употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, посуда, деревья и т. д.); упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках.
• развивающие :
расширять словарь детей путем подбора антонимов; развивать мышление, быстроту реакции, умение двигаться в соответствии со словами
• воспитательные:
воспитывать социально-коммуникативные навыки сотрудничества и доброжелательности, дружбе, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Словарная работа: Обогащать словарный запас детей
Методы и приё мы:
• Наглядные: рассматривание иллюстраций к сказке, показ.
• Словесные: вопросы, рассказывание, чтение загадки.
Предварительная работа:
Ход:
Ребята, посмотрите, сколько пришло гостей к нам. Давайте с ними поздороваемся! У меня замечательное настроение, мне хочется своим настроением поделиться с вами. "Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй!" Для того, чтобы нам настроиться на работу, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения путем прикосновения к ладошке соседа, и подарим свою улыбку.
- Ребята, а вы любите сказки?
- Да
- Кто вам их читает?
- Мамы, бабушки, сестрички.
- А какие вы знаете сказки?
-Вы хотели бы оказаться в сказке?
- Да
- Предлагаю отправиться в путешествие, в гости к сказкам.
(звучит аудиозапись)
Дети идут за воспитателем, проговаривая слова и выполняя движения.
Подвижное упражнение "Полянка"
Мы к лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки.
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
Прямо в сказку попадем!
- Ребята, посмотрите, на какой интересной полянке мы оказались. Что и кого вы здесь видите (ответы детей)
- А вы знаете сказку "Теремок" (Да)
- Расскажите, какие звери жили в теремке
- Мышка- норушка, лягушка- квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка- сестричка, волчок- серый бочок, медведь косолапый.
Молодцы, правильно назвали героев сказки "Теремок".
Смотрите, здесь тоже стоит теремок.
- А вы хотите узнать, какие сказочные герои живут в этом теремке? (Да)
Но, прежде чем открыть окошки, нужно отгадать сказочные загадки.
Слушайте загадку:
1. Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил
И все напасти обходил
До той поры, пока в лесу
Не встретил хитрую лису. (Колобок)
-А какую песенку пел колобок?
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.
Загадка вторая.
2. Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь-
Песню мамину пропел,
А потом козляток съел.
Кто из вас догадается,
Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)
- А какую песенку пела мама-коза?
Козлятушки, ребятушки
Отопритеся, отворитеся;
Я, коза, на лугу была,
Ела травку шелковую,
Пила воду студеную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка - по копытечкам,
С копыт- на зеленую травку.
Загадка третья.
3. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде eму помог
Один смелый петушок. (Заюшкина избушка)
- А какие слова говорил петушок, когда подошел к избушке?
("Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон с печи!").
Загадка четвертая.
4. Шла лиса по белу свету
И вдруг скалочку нашла.
А за скалочку за эту
Много взять она смогла:
Белу курочку, сизу уточку,
Гусочку- щипалочку, собачку- догонялку. (Лисичка со скалочкой)
- Какие слова лиса говорила, когда просилась переночевать?
( Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.)
Загадка пятая.
5. Кто бежал через мосточек,
С клена оторвал листочек?
То из сказочки коза.
Её имя. (коза-дереза)
- Какие слова коза говорила деду, когда возвращалась с пастбища?
(Я не ела, не пила, меня внучка не пасла, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда.)
Молодцы! А теперь, ребята, сказочные герои хотят с вами поиграть. Поиграем (Да)
- Колобок, предлагает поиграть в игру "Скажи наоборот"
Я буду называть слово, а вы будете подбирать ему противоположное значение.
Дидактическая игра "Скажи наоборот"
Мягкий - твердый
Сладкий - горький
Толстый - худой
Зима- лето
Черный- белый
Справа- слева
Большой- маленький
Высокий- низкий
Длинный - короткий
Узкий- широкий
Веселый - грустный
Горячий - холодный
Молодцы! Все правильно называли.
Коза приготовила для вас картинки, посмотрим какие (Да)
(детей посадить на стулья)
На экране появляются картинки предметные.
Дидактическая игра "Назови одним словом".
Береза - дуб - ель -клен (деревья)
Пчела - майский жук - богомол - муравей (насекомые)
Воробей - ворона - синица - снегирь (зимующие птицы)
Автомобиль - грузовик - поезд - автобус (транспорт)
Ромашка - роза - одуванчик - василек (цветы)
Кукла - мяч - пирамидка - машинка (игрушки)
Помидор - баклажан - огурец - лук (овощи)
Яблоко - банан- груша - апельсин (фрукты)
Стул - диван - стол - кровать (мебель)
Корова - лиса - лошадь - медведь (животные)
Молодцы!
- Ребята, а лиса предлагает вам поиграть с мячом! Поиграем? (Да)
Встаем, дружно беремся за руки, делаем большой круг (хоровод). Я буду вам по очереди бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете на него отвечать.
Дидактическая игра "Подскажи словечко!"
• Сова летает, а кролик? (прыгает)
• Лиса живет в норе, а волк? (живет в логове)
• Крот роет норки, а сорока? (вьет гнезда)
• Петух кукарекает, а курица (кудахчет)
• Лягушка квакает, а лошадь? (ржет)
• У коровы телёнок, а у козы? (козленок)
• Медведь живет в берлоге, а белка? (живет в дупле)
• Сок из яблока яблочный, а из моркови? (морковный)
• Книга бумажная, а стакан? (стеклянный)
Молодцы!
-Ребята, с лисичкой поиграли, с козой поиграли, с колобком поиграли. Смотрите, петушок загрустил. Он тоже хочет с вами играть. У петушка есть иллюстрации сказок, он их все перепутал. Поможем ему навести в сказках порядок? (Да)
Давайте разделимся на команды, и наведем порядок в сказках.
Дети по (4-5 человек) подходят к столам, на которых вперемешку разложены иллюстрации к сказкам (Колобок, Теремок, Лисичка со скалочкой, Репка). Нужно разложить их в соответствии с последовательностью событий в сказках и ответить на вопросы. (посадить детей на стулья)
- Как называется эта сказка (ответ детей)
- Расскажите начало сказки (ответы детей)
- Расскажите один эпизод из середины сказки, с опорой на картин-ку (ответы детей).
- Чем закончилась сказка (ответы детей).
Молодцы! Ребята, сказочные герои не хотят отпускать вас домой с пус-тыми руками, у них для вас есть сюрприз (корзина с угощениями).
Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Скажем сказочным героям "До свидание!"
Подвижное упражнение "Полянка"
Мы с лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки.
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
В детский садик попадем!
Рефлексия.
- Вам понравилось наше путешествие на поляну сказок?
- Что запомнилось больше всего?
- C кем было интересно играть?
И мне очень понравилось наше путешествие.
Давайте произнесем наши традиционные слова (пирамида из ладошек) :
"Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять!"