Елизавета Аитова
Конспект по развитию предпосылок формирования функциональной грамотности в старшей группе «Путешествие в город Мастеров«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: умение применять полученные знания в повседневной жизни, умело ими пользоваться.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить, уточнить и расширить знания детей о профессиях.
2. Способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности.
3. Воспитывать уважение к труду взрослых
Оборудование:
• Картинки с изображениями людей разных профессий
• Интерактивная доска.
• Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: стаканчики, ложки, соль, сахар, картофель, вода, кисточки, гуашь.
• Дидактические карточки «Профессии»
• Аудиозапись для музыкального сопровождения игры.
• Игровой набор: банкомат, касса, денежные купюры, банковская карточка.
• Цветные карандаши.
Методы и приёмы:
Сюрпризный момент, ИКТ, здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза, зрительная гимнастика; метод мозгового штурма, проблемное обучение.
Предварительная работа:
дидактические игры: «Какая цифра спряталась?», «Найди ошибку»; беседы о профессиях, загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры «Магазин «Супермаркет»», «Мы идём в банк».
Ход занятия.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а теперь мы должны поздороваться друг с другом для этого мы должны встать в большой круг и сказать волшебные слова.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Ну что же, пусть это хорошее настроение теперь не покидает вас целый день!
Основная часть:
(Появляется солнечный лучик)
-Ой, ребята, что это? (письмо). Давайте посмотрим, что в нем написано.
«Дорогие ребята. Пишет вам Каляка – Маляка. В нашем Городе Мастеров приключилась беда. Недалеко от города жил злой волшебник и ему не нравилось, что каждый человек в этом городе занимался своим любимым делом. Тогда он решил избавиться от всех профессий и произнёс страшное заклинание. И вдруг, все профессии в городе исчезли. Мастера забыли, чем они занимались и перестали работать. Я хотел нарисовать для них их орудия руда, чтобы они вспомнили, чем занимались, но злой волшебник и у меня украл все краски. И я не могу им теперь помочь!»
Воспитатель: Ребята, вот это да! Поможем Каляке – Маляке?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Я с Вами согласна, ребята. Нужно обязательно помочь!
Только, давайте с вами сначала подумаем, кто же живёт в городе мастеров?
Дети: (В городе мастеров живут люди разных профессий)
Воспитатель: Верно. Но, чтобы помочь жителям Города Мастеров нам сначала нужно туда попасть. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: А как мы можем туда добраться?
Дети: На самолёте, на машине, на поезде и т. д.
Воспитатель: Злой волшебник украл чудесные краски! А клаляка - маляка уже и радугу нарисовал, но все цвета исчезли! Чтобы краски вернуть, нужно все испытания пройти, а одному никак не справиться. Поможем?
Дети: «Да!»
Воспитатель: предлагаю вам отправится в город мастеров на поезде для этого мы с вами встанем друг за другом и отправимся в путешествие. Ребята, мы с вами прибыли на первую станцию загадкино
1. У него товаров много,
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мёд –
Всё он людям продаёт. (Продавец)
2. Он вылечит корь, и бронхит, и ангину.
Выпишет капли и витамины. (Врач)
3. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (Строитель)
4. Он с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
5. Умело он ведёт машину
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт. (Водитель)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот и первая краска на нашей радуге появилась! Посмотрим, какое следующее задание? Но чтоб узнать нам нужно отправится в дальнейшие путешествие. Мы прибыли на станцию путаница
Дети: «Посмотрим»
Воспитатель: Злой волшебник перепутал все орудии труда, а нам с вами нужно разобраться, кому что нужно для работы.
(Дети выполняют задание. Продавцу – деньги, касса; врачу – фанендоскоп, таблетки; Повару – Соль, сахар, кастрюля; Водителю – машина, руль.)
Воспитатель: Молодцы! Вот и четвертой цвет радуги вернулся на своё место! Продолжим выполнять задания?
Дети: «Да!»
Воспитатель: ребята мы прибыли на станцию вопросы и ответы
Касса. Весы, продукты. Тележка
1. Что это такое? (Деньги)
2. Они полезные? (Да)
3. Откуда берутся деньги? (Деньги платят за работу или за оказанные услуги)
4. Какие виды расчёта вы знаете? (Наличный и безналичный расчет)
5. а что такое наличные?
6. а что такое безналичный расчет?
1.1. Какие бывают деньги? (Бумажные банкноты и металлические монеты)
1.2. Для чего нужны деньги? (Чтобы оплачивать товар, оплачивать услуги связи, интернет, коммунальные услуги и т. д.)
(Дети дают короткие и развёрнутые ответы на поставленные вопросы)
Воспитатель: какие вы молодцы ребята, у нас появился пятый цвет радуги.
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть
Физминутка.
«Едем, едем на машине, (движения рулём)
Нажимаем на педаль. (согнуть правую ногу в колени)
Газ включаем, выключаем, (рычаг повернуть к себе, от себя)
Пристально мы смотрим вдаль. (ладонь ко лбу)
«Дворники» очистят стекла
Влево, вправо. Чистота! (машут ладошками)
Волосы взъерошит ветер. (пальцами взъерошить волосы)
Мы шофёры хоть куда!» (большой палец правой руки вверх)
Воспитатель: молодцы отдохнули. Отправляемся в путешествие на станцию Экспериментирование». Предлагаю вам подойти к столу давайте поможем повару. «Повар перепутал соль и сахар, и не знает, чем посолить суп, поможем ему разобраться?
Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?»
Дети: «Место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты».
Каляка – Маляка: «Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и проведем опыты, но сначала вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.
Правила при проведении опытов:
МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать исследовательские приборы.
НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать воду, пробовать незнакомые вещества на вкус, нюхать без разрешения взрослого.
Экспериментирование.
«Для опыта берем 3 картошки и 3 стакана с водой. В одну кружку насыпаем 3 ложки соли и хорошо перемешиваем, а в другую три ложки сахара, третий стакан с водой. Положим в три стакана картошку, там, где была солёная вода, картошка всплыла, а где сахар – утонула, в стакане с водой картошка тоже утонула. А когда смешали оба раствора с простой водой – картошка в стакане с соляным раствором оказалась примерно посередине, а в сахарном растворе при смешении с водой ничего не изменилось».
Ребята какой мы с вами можем сделать вывод?
Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Воспитатель: Молодцы, у нас всё получилось, потому что мы команда! Вот и радуга наша оживает, посмотрите, ещё один цвет вернулся на своё место!
Давайте скорее справимся со всеми заданиями и победим колдовство злого волшебника, чтобы в нашем Городе мастеров всё вернулось к привычной жизни и каждый занялся своим делом!
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята вот мы попали с вами на последнею станцию собиралкино.
А здесь злой волшебник разрушил дом, который построил строитель. Давайте поможем вернуть все части дома на свои места! Но перед этим разомнем наши пальчики
Я хочу построить дом. Руки сложить домиком и поднять над головой.
Чтоб окошко было в нём. Пальчики обеих рук соединить в кружочек.
Чтоб у дома дверь была. Ладошки рук соединить вместе вертикально.
Рядом чтоб сосна росла. Одну руку поднять вверх и «растопырить» пальчики.
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Соединить руки в замочек и сделать круг перед собой.
Солнце было, дождик шёл. Сначала поднять руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опустить вниз, делать «стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл!. Соединить вместе ладошки и медленно раскрыть пальчики — «бутончик тюльпана».
(Задание № 6 палочки построить дом)
Воспитатель: Спасибо, ребята, что помогли мне справиться с чарами злого волшебника. Вам пора отправляться в детский сад.
А теперь вам пора возвращаться в детский сад! До новых встреч!
Дети садятся на стульчики и под мелодию песенки отправляются в обратный путь.
Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу.
Много есть профессий разных
Много всяких нужных дел.
Чем бы в жизни заниматься,
Что бы делать Ты хотел?
Иль летать над облаками,
Или делать все руками,
Или строить, или шить,
Иль пожар водой тушить?
Дядя Ваня - тракторист,
Дядя Саня - машинист,
Тетя Таня - пчеловод,
Всем, кто трудится - почет!
Воспитатель: Дети, расскажите, где мы побывали.
Воспитатель: Чем мы занимались? Что понравилось?