Снежана Александрова
Конспект ООД по развитию математических представлений в подготовительной группе для детей с ТНР «Счет в пределах 10»
▼ Скачать +Заказ
Конспект по развитию математических представлений у дошкольников в компенсирующей, подготовительной группе для детей с ТНР по теме «Посуда»
Снежана Владимировна Александрова
МБДОУ «Детский сад № 71 «Антошка»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Цель: создать условия коррекционного воздействия на речевую деятельность детей через познавательную (математические представления) и игровую деятельность.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект ООД по развитию математических представлений в подготовительной группе для детей с ТНР „Счет в пределах 10“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти;
совершенствовать умения составлять математические выражения со знаками «больше» и «меньше»;
совершенствовать умение измерять и сравнивать объемы жидких тел с помощью условной мерки.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать мыслительную и речевую деятельность;
развивать речевой слух, координацию речи с движением, тонкую моторику;
развивать зрительное восприятие и внимание, математическое мышление и навыки ориентировки в пространстве
Воспитательные задачи:
воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности;
воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, два конверта с математическими знаками по числу детей; плоскостные магнитные изображения посуды, шкафа для посуды; пять прозрачных чайников с чаем, игрушечные чашки, пять подносов, планшеты для заполнения карт наблюдений, цветные карандаши.
Игровой вход в деятельность (вовлечение воспитанников) формы и приемы
Словесно-игровой метод:
- коммуникативная игра «Змейка»
- игра-приветствие «Я – твой друг и ты – мой друг!».
Наглядный метод: плоскостные изображения посуды.
Проблемная ситуация: «Пропажа посуды у Федоры» (воспитатель предлагает отправиться на поиски посуды при помощи карты путешествия).
Словесно-игровой метод: речевая игра «На кухне у бабушки», игра «Что за чем».
Форма: групповая.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент. Создание у воспитанников положительного эмоционального настроя на совместную деятельность.
Групповой сбор: Сигнал к началу деятельности «Змейка».
Педагог: Эй-ка, эй-ка, эй-ка! Вика, ты чудо-змейка!
Объединяй всех детей, вместе будет веселей!
Вика: Всех друзей я собираю и на хвост к себе сажаю,
Знает змейка наперёд, где ребят всех соберёт.
Все вместе: Эй-ка, эй-ка, эй-ка! Собрала всех змейка!
Мы тропиночку нашли, на место сбора все пришли!
Приветствие: Все на месте, все ли тут? Всех собрал наш дружный круг?
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Как прекрасен мир вокруг.
Мы друг другу улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Педагог: Давайте передадим частичку тепла своей души друг другу, чтобы мы почувствовали, как пошло тепло по вашим ладоням. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет волшебное путешествие, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение!
Педагог: Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?
Дети: Зима
Педагог: Какое красивое время года, зима, я знаю, что у Вики недавно было День рождения, давайте ее поздравим все вместе: ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Педагог: Какую тему на этой неделе мы с вами изучаем?
Дети: Тема называется «Посуда».
Педагог: Сегодня к нам обратилась за помощью героиня одной известной вам сказки. Как ее зовут? Из какой она сказки? (педагог помещает плоскостное изображение бабушки Федоры на магнитную доску).
Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе».
Педагог: Правильно. А кто написал эту сказку? (Корней Чуковский). Вы знаете, у Федоры сегодня тоже День рождения, и она пригласила к себе в гости друзей. Захотела она приготовить для них праздничный обед, а посуда, куда - то убежала. Вы не знаете, куда?
Дети: От нее убежала посуда в лес, потому что она ее не мыла.
Педагог: как же она встретит теперь гостей? Поможем Федоре вернуть посуду?
Дети: Да
Педагог: Дети, а как мы можем помочь вернуть посуду?
Дети: Нам нужно попасть в сказку.
Педагог: В этом нам поможет легкий ветерок. Ребята, возьмемся за руки, закроем глаза.
(Включить «Звуки ветерка»)
Педагог: Вдохните-выдохните. Откройте глазки, вот мы и в сказке. Посмотрите, что это?
Дети: Это карта.
Педагог: С помощью этой карты мы найдем Федорину посуду. Давайте посмотрим, откуда начинается наше путешествие. Здесь указанно, что нам нужно пройти по тропинке, и мы попадем в сказочный лес. В этом лесу есть разные центры, в которых мы найдем задания.
(Проходят по тропинке, подходят к магнитной доске, а там висит картинка с изображением кухонного шкафа (буфета). На столе лежит конверт с магнитными карточками, на которых изображены плоскостные изображения посуды: цилиндрические стакан и ковш, конические фужер и воронка, круглые тарелка и блюдце, овальное блюдо и ваза для фруктов, квадратные солонка и салфетница).
Педагог: Дети, посмотрите, в какой центр мы с вами попали? Центр «Круг». Здесь на доске задание.
Задание №1 «На кухне у бабушки»
Педагог: Вам нужно навести порядок в буфете и расставить посуду по полкам (рядами) в зависимости от ее формы, а потом рассказать, как вы расставили посуду. Старайтесь работать сообща, дружно, не мешая друг другу.
(Дети выполняют задание, а потом комментируют его).
1 –й ребенок. На нижнюю полку мы поставили стакан и ковш, потому что они похожи по форме на цилиндр.
Педагог: Правильно. Какую форму имеют стакан и ковш?
Дети: Цилиндрическую.
2 – й ребенок. На следующую полку мы поставили фужер и воронку, потому что они похожи по форме на конус.
Педагог: Верно. Какую форму имеют фужер и воронка?
Дети: Они имеют коническую форму.
3 – й ребенок. Над ними на полке стоят круглая тарелка и круглое блюдце.
4 – й ребенок. На полке над тарелкой и блюдцем стоят овальное блюдо и ваза для фруктов.
5 – й ребенок. А на верхней полке стоят квадратная солонка и квадратная салфетница.
Задание № 2 Игра «Что за чем?»
(Совершенствование навыка ориентировки в пространстве. Совершенствование навыка количественного счета).
Педагог: После чего стоит ковш?
Дети: Ковш стоит после стакана.
Педагог: Перед чем стоит блюдце?
Дети: Блюдце стоит перед круглой тарелкой.
Педагог: Где стоит ваза для фруктов?
Дети: Ваза стоит перед овальным блюдом, на четвертой полке.
Педагог: Молодцы, вы справились с этими заданиями, теперь у бабушки в буфете полный порядок! Давайте посмотрим на карту. Куда же нам идти дальше?
Дети: Мы должны идти через реку.
Педагог: А как нам через нее перейти?
Дети: По мостику.
Педагог: Правильно по мостику. А как мы можем пойти, чтобы не упасть?
Дети: Идти друг за другом.
Педагог: Давайте встанем друг за другом. Я пойду первая, а вы за мной. Только будьте осторожны, не упадите. Все перешли? Посмотрите, в какой центр мы пришли?
Дети: Центр «Овал»
Педагог: Что это тут? Карточки с заданиями (конверты цветные, пронумерованные)
Задание № 3 Игра «Закончи выражения»
(Совершенствование навыка количественного счета, умения составлять математические выражения со знаками «> и <»).
Педагог: Сейчас вы будете составлять математические выражения. Возьмите в одном контейнере по одной карточке, на которой изображена посуда и знаки > или <, теперь во втором контейнере подберите другую карточку для того, чтобы закончить свое выражение, выражение должно быть верным.
(Дети выполняют задание и по очереди читают получившиеся выражения).
Педагог: Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите, здесь стоят чашки, заберем их с собой, чтобы передать Федоре?
Дети: Да
Педагог: Тогда отправимся дальше. Давайте посмотрим карту. Что здесь изображено?
Дети: Овраг.
Педагог: Как мы перейдем через него?
Дети: По канату.
Педагог: Правильно. А как же пойдем мы по канату?
Дети: Приставным шагом, не толкаясь.
Педагог: В какой центр мы с вами пришли?
Дети: В центр «Треугольник»
Задание № 4 «Лаборатория бабушки «Федоры».
(Совершенствовать умения измерять объем условными мерками, устанавливать взаимно однозначные соответствия при сравнении разнородных множеств).
Педагог: Куда мы с вами пришли?
Дети: В лабораторию бабушки Федоры.
Педагог: Я догадываюсь, какое задание нас здесь ждет. Бабушка Федора приготовила чай, а разлить его было некуда. Кружки мы нашли, значит нужно помочь ей разлить чай по кружкам. Можете ли вы сказать, на сколько гостей хватит этого чая?
Дети: Нет, не можем.
Педагог: Что же делать?
Дети: Налить чай в кружки.
Педагог: Но перед тем как приступить к работе, нам нужно сделать пальчиковую гимнастику. Сделаем?
Дети: Да.
Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли» (стоя в кругу)
Раз, два – ударяют кулачок об кулачок
Три, четыре – хлопают в ладоши
Мы посуду перемыли – трут ладошку об ладошку
Чашку, чайник, ковшик, ложку и большую поварешку - загибают пальчики от мизинца к большому на правой руке
Мы посуду перемыли – трут ладошку об ладошку
Только чашку мы разбили - загибают пальчики от мизинца к большому на левой руке
Ковшик тоже развалился – безымянный
Нос у чайника отбился – средний
Ложку тоже мы сломали – указательный
Пока Федоре помогали - 1 большой палец не загнутый.
Вот какую шуточную разминку мы с вами сделали, но мы постараемся ничего не разбить в лаборатории, будем очень внимательными и аккуратными.
Педагог: размяли свои пальцы, теперь делимся на подгруппы по два человека, один разливает, а другой фиксирует все в планшете цветными карандашами. (Дети делятся на подгруппы, по 2 человека)
Педагог: Сколько чашек вы налили из этого чайника?
Дети: Из этого чайника мы налили 3 чашки чая.
Педагог: Сколько чашек вы налили из другого чайника?
Дети: Из этого чайника мы налили тоже 3 чашки чая. И чая в чайнике больше нет.
Педагог: Чашки одинаковые по размеру?
Дети: Да
Педагог: Значит, чашку мы можем считать меркой. В каждый чайник вошло по 3 чашки чая, значит, что можно сказать о количестве чая в чайниках?
Дети: в чайниках было одинаковое количество чая – по 3 чашки.
Педагог: На сколько гостей хватит чая?
Дети: На 15 гостей, если каждому налить по чашке чая.
Педагог: Молодцы, вы справились с этим заданием. Теперь отправляемся дальше. Посмотрим нашу карту. Дальше нам нужно пройти через болото. Ребята, а вы знаете, что ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи. Сейчас мы будем прыгать по кочкам, чтоб болото не затянуло. Будьте внимательны! Не спешите. (Все прыгают по камушкам на двух ногах). Молодцы. Посмотрите, мы пришли в центр «Квадрат». Здесь лежит следующее задание.
Задание №5 «Поставить тарелки по порядку».
Педагог: Возьмите, пожалуйста, по одной тарелке, которая вам понравилась. Посмотрите на нее, какая она? А что там с другой стороны?
Дети: Цифры.
Педагог: А как вы думаете, что надо сделать?
Дети: Встать по порядку, от 1 до 10.
Педагог: Молодцы. Ребята, а давайте проверим, правильно ли встали?
Какая цифра стоит между 3 и 5?
Какая цифра стоит между 7 и 9?
Какая цифра стоит между 6 и 7?
Молодцы. Дети, сейчас мы сложим тарелки в стопку, чтобы отдать Федоре. Будем складывать тарелки, но считать в обратном счете.
(Дети по одному складывают тарелки и проговаривают цифры в обратном порядке).
Педагог: Теперь посмотрим, куда идти нам дальше.
Дети: По тропинке обратно в центр «Прямоугольник».
Педагог: Давайте, мы с вами возьмемся за руки и закроем глаза, чтобы очутиться в своей группе.
(Включается звуки «Шум ветра»).
Педагог: «Легкий ветерок уносит нас из сказки в группу». Ну вот, мы и в группе.
Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог: Чему вы научились на сегодняшнем занятии? Что вам было интересно делать? Какое задание было самым сложным? Вы порадовали и удивили меня, потому что очень хорошо выполнили самые трудные задания.
Педагог: Вам понравилось наше путешествие? Если понравилось, то возьмите чашку с веселым смайликом и поставьте в розовый стакан, а если нет, то возьмите с грустным смайликом и поставьте в голубой стакан.
Педагог: Я вам предлагаю для бабушки Федоры сделать подарок на День рождения, в центре «Логорадуга» в изостудии, можно раскрасить тарелки, которые мы нашли; в центре «Говоруша» склеить разбитую посуду из кусочков, а в Кондитерской испечь для бабушки торт.
Письмо от бабушки Федоры
Здравствуйте дети! У меня сегодня День рождения и я пригласила к себе в гости друзей. Хотела приготовить для них праздничный обед, а посуда, куда - то убежала. Как же я встречу теперь гостей? Помогите мне, пожалуйста, вернуть мою любимую посуду.