Игумнова Оксана
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ЗПР «Овощи»
Конспект по развитию лексико – грамматического строя речи
в старшей группе для детей с ЗПР
Тема: «Овощи»
Образовательная область: Речевое развитие.
Цель: закреплять слова признаки на тему овощи.
Задачи:
Образовательные: формировать умение согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ЗПР „Овощи“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать речевое внимание, зрительное внимание, память.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: муляжи овощей, рисунки с искаженным цветом овощей, игра «Чудесный мешочек».
Этапы организации деятельности
1 Мотивационный этап. Мимическое упражнение «Релаксация»
Дефектолог: - Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли, и стали растениями (дети постепенно подымаются). Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнцу. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Прошло время, полил дождь, ожили растения, тянутся к солнышку. Дети постепенно подымаются.
- На грядке выросли замечательные овощи, отгадайте загадки про овощи.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон. (Лук)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные. (Огурцы)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры) (отгадки вешает картинки на доску).
2 Развитие речевого внимания, закрепление понятия «слово».
Дефектолог: - Ребята сейчас я буду называть разные слова, а вы, услышав название овощей хлопните в ладоши.
- Подскажите, пожалуйста слово которого не хватает:
- Буз – буз – буз, купили мы …. (арбуз).
- Пуста – пуста, выросла (капуста).
- Ох – ох – ох, ели мы …горох).
- Подскажите пропущенный звук: баклажа., капуст., горо…
3. Ознакомление со словами – признаками предметов.
Дефектолог: - Ребята мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают предметы и их действия. Сегодня мы узнаем много других слов. Как нам узнать о цвете и величине предмета? (ответы детей). Надо задать вопрос: «Какой?». Воспитатель показывает два помидора большой и маленький.
- Какой это помидор? (большой).
- А этот? (маленький).
- Какого цвета помидоры? (большой – красный, маленький – зелёный).
Воспитатель показывает морковь и задает вопрос?
- Какая морковь? (оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хрустящая)
- Какие огурцы? (зеленые, овальные, спелые, хрустящие, свежие).
_ Чтобы узнать о форме, величине, цвете предмета надо задать вопросы: какой? какая? какие?
Дефектолог демонстрирует другие овощи. Дети задают вопросы и подбирают определения.
4. Физкультминутка
Пантомима «В огороде».
Дети шли, шли, шли,
В огород зашли.
Там увидели урода
И скорей из огорода.
Дети выполняют движения по тексту. Они изобразили испуг, а дефектолог изображает пугало.
5. Определение относительных прилагательных.
- Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты.
- Какой салат приготовим из капусты? Свеклы?
- Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра?
- Из баклажанов?
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?
- Из других овощей сделаем салат. Какой получится салат?
6. Развитие зрительного внимания и памяти.
Демонстрируются детям рисунки, овощей закрашены неправильно.
- Посмотрите на эти овощи, что здесь нарисовано не верно? Дети называют.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» с овощами и маленькими предметами.
7. Итог образовательной деятельности
- Ребята скажите что мы с вами сегодня находили? (слова - признаки). Как вы справлялись с заданием?