Каспарова Татьяна Викторовна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные: Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
Развивающие : Развивать у детей память, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
• Фланелеграф с таблицей, фломастер, шкатулка.
• Овощи и фрукты, письмо, мячик.
• Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Старшая группа
- Темочки
• Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».
Словарная работа: Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.»
дети : осень
Почему так тучка плачет,
Прохудилась, не иначе.
Слишком долго слёзы льёшь,
Пусть пройдёт скорее… (Дождь)
***
Чтоб остаться мне сухим,
Стал помощником моим.
Если в тучах горизонт,
Я беру в дорогу… (Зонт)
***
Дождь-гуляка пробежался,
На асфальте след остался,
Чтоб не вымочить мне ножки,
Надеваю я… (Сапожки)
***
Это кто такой в лукошке,
Шляпа есть на толстой ножке?
Под листочком он сидел,
Но его я углядел.
(Гриб)
***
Грузди, рыжики, опята
И лисички, и маслята,
Подосиновик, волнушка —
Их нашли в лесу подружки.
Повезло Катюше, Зине,
Все грибы лежат в… (Корзине)
***
Что весною зеленеет,
Ну а осенью желтеет,
Тихо в воздухе кружится
И под ноги нам ложится?
(Листочки)
***
Кто по веткам прыг да скок,
Запасает шишки впрок?
Чтоб потом в дупле на ёлке
Зиму всю орешки щёлкать.
(Белка)
***
Кто на осень так похожа?
В рыжей шубке ходит тоже,
Всем видна её краса.
Ну, конечно же, … (Лиса)
***
Словно птицы расписные,
Крылья жёлтые, резные,
Тихо с дерева летят.
Что же это? … (Листопад)
***
Все деревья платья сняли
И под ветром задрожали,
Лишь стоит вдали одна
Вся зелёная… (Сосна)
***
Летом под землёй сидела,
Там она росла, толстела,
Осенью за хвостик ловко
Тянем сладкую… (Морковку)
***
В мае в землю улеглась,
Расплодилась, разрослась.
Где одна была — там пять,
Будем мы её копать.
(Картошка)
***
Осень — время золотое,
Кормит всех она с душою,
Хороши её плоды,
Насладимся я и ты.
В зиму дружно запасай
Весь богатый… (Урожай)
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра "Осеняя погода какая?"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать:
-Когда идет дождь - дождливая.
- Когда дует ветер - ветреная
-Когда туман - туманная
-Холодно - холодная
-Пасмурно - пасмурная
-Сыро - сырая
-Хмуро - хмурая
- Уныло -унылая
• Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
1. Осень идет, и дождь за собой ведет.
2. Красна весна цветами, а осень пирогами.
3. От осени к лету, поворота нету.
4. Лето со снопами, осень с пирогами.
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
(Дети садятся на стульчики)
А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый - кленовый.
Воспитатель: Как вы думаете, почему клен листья сбросил?
Дети: (осень наступила).
Воспитатель: Почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: Будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
А давайте поиграем в игру.
Раскрась листья в соответствии со значками
Подойдите к столам и разложите листья к какому дереву они относятся. Будьте внимательны.
Воспитатель: Молодцы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.
Воспитатель: Осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - спросим.
Осень, осень, осень.