Елена грязнова
Конспект по познавательному развитию «В гостях у бабушки Варварушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое детское образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка»
Конспект по познавательному развитию
«В гостях у бабушки Варварушки».
Занятие с детьми 4-5 лет.
Воспитатель: Грязнова Елена Геннадиевна.
Чулым 2017г.
Цель:
- систематизирование знаний детей о жизни, быте и творчестве русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Публикация «Конспект по познавательному развитию „В гостях у бабушки Варварушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• Углубить знания детей об избе –жилище крестьянской семьи, о предметах русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• развивать художественно — творческие способности детей.
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, вопросы);
Наглядные (рассматривание старинных вещей, хороводная игра «Игра с лентой»).
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта
(сундук, стол, старинная посуда, самовар и т. д. атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для воспитателя;).
Предварительная работа :
1. Сообщить детям о том, что они идут в гости.
2. Словарная работа: печь, прялка, люлька (колыбель, изба.
3. Разучивание потешек.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Хозяйка избы встречает гостей.
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, гости званые!
Здравствуйте, гости желанные!
Вам здоровьица желаю,
Меня послушать предлагаю!
Давайте, детушки, сядем рядком,
О житие бытие поговорим ладком.
Садитесь потеснее,
Беседовать будет веселее. (дети садятся на скамью)
Я хозяйка этой избы – бабушка Варварушка, а это – моя внучка, Настенька.
2. Основная часть.
Какие все нарядные, какая красивая на нас одежда! В старину люди одевались именно так.
Основой женского костюма является рубаха. Носят рубаху с нешироким поясом.
- Поверх рубахи надевают юбку или сарафан.
- Полюбуйтесь на этот красивый сарафан, он длинный, расшитый узором. На голову девушки надевают кокошник, как у моей внучки, или повязывают ленты.
Парни наряжаются в свободные рубахи, косоворотки. Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое –косоворотка.
подпоясывались расшитым поясом – кушаком.
На ноги обували лапти.
В старинных русских песнях, часто встречается:
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои!
Лапти, да лапти лыковые!
Лапти-это плетеная обувь, лапти плели из лыка липы. У липы под корой есть лыко, его отрывают длинными полосами и плетут лапти.
Ребятки, заметили что у меня в избе обстановка особенная, не как у вас в квартире? Я в город никогда не ездила, В квартире никогда не была,
Какая там посуда, мебель не видела. - Расскажите, ребятки, где вы в квартире храните свои вещи? (Ответы детей)
БАБУШКА : А я свои вещи храню в сундуке.
БАБУШКА : Сундук мой сделан из дерева, а значит он какой? – Деревянный.
Знакомство с прялкой.
Отгадайте, что это за интересный предмет у меня есть.
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Показываю, как на ней пряли.
Исполняю русскую народную песню «Золотая моя прялица».
-"Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется.
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится".
А зачем она нужна?
Зимними долгими вечерами я пряду нитки. А из ниток затем вяжу носочки да варежки своей внученьке.
Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(ребёнок стоит внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.
Присаживайтесь, ребята, продолжим наш разговор.
Хочу узнать, ребятки, какая у вас в городе посуда?
БАБУШКА : - В чем варят суп?
( Ответы детей: в кастрюле)
БАБУШКА : - Воду для чая, в чем кипятят?
( Ответ детей: в чайнике)
БАБУШКА : - В чём на стол суп подают?
( Ответ детей: в тарелке)
БАБУШКА : - Чайник, кастрюля, тарелки
В первый раз такие названия слышу, поверьте!
Ну, томить расспросами я вас не буду,
Покажу- ка вам сейчас свою посуду.
У меня посуды не много:
Вот железный самовар.
Воду для чая я в нём кипячу.
Вот кружка деревянная, из неё я пью:
Молоко, чай, квас, воду холодную.
А это деревянная плошка
Я ем из неё щи, кашу, окрошку.
Ваши мамы в кастрюлях суп готовят,
А у меня есть чугунок.
Отгадайте загадку.
Расписные, деревянные на столе лежат,
Всех кормят, а сами не едят… (ложки)
Деревянными ложками не только едят,
А ещё и народ веселят.
Исполняю р. Н. песню «Барыня»
- Садитесь, гости дорогие. Ещё одну загадку я для вас приготовила. Отгадаете?
Загадка:
На мне грибы, одежду, обувь сушат.
И хлеб пекут, готовят кушать,
И даже спят, я теплое местечко.
А называют меня ласково все (печка)
У меня в избе нет ни дивана, ни кресла
Сплю я на печке
На тёпленьком местечке.
Изба без печки – не жилая изба!
В зимнюю стужу согреет она.
В печке я хлеб пеку, готовлю еду,
На печи ягоды, грибы, обувь, одежду сушу
- Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Ответы детей).
- Да, это мой котик Васька. (Достает с печи игрушечного кота).
- Давайте вспомним про него потешки. А потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить маленьких деток.
Дети рассказывают и инсценируют потешки.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку.
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
иль ребяткам снесть?
Я и сам укушу,
И ребяткам снесу.
— Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька мурысонька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
Кот у меня мягкий, тёплый, пушистый. Он любит поспать, а засыпая, уютно мурлычет, навевая дремоту и успокаивая. Поэтому он может быть отличной нянькой. (кладу кота в колыбель)
Давным-давно, прежде чем уложить ребёнка спать, к нему в постель клали котика.
- Ребята, вы где дома спите? (на кровати)
А у моей внучки Настеньки есть вот такая колыбелька. (Показ)
_ Ложись, Настенька, поспи, а я тебе песню спою.
Что же это за песни? Для чего их поют?
(Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. Малыши успокаивались и засыпали спокойным сном.
А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково).
Люли- люли-люли,
Прилетали гули,
Стали гули ворковать,
Стала Настя крепко спать.
Баю- бай, баю – бай,
Спи, Настёна, засыпай.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток.
Приди, к нам, ночевать,
Нашу деточку качать
Мурлычет мой славный котик Васька, качается колыбелька, спит моя Настенька, а мы с гостями дальше поведём разговор
- Ребята, у вас дома есть игрушки, из чего они сделаны? (ответы детей).
- А у моей Настеньки игрушки деревянные да глиняные.
Загадка:
Схожи личиком сестрички,
Как две капельки водички.
Но сидят они друг в дружке.
Что за милые игрушки?
Дети: Матрешка.
Педагог: Правильно, матрешка.
- Скажите, ребята, а какой главный секрет матрешки? (Дети отвечают).
Да, эта кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит поменьше, а в ней еще меньше, и еще меньше. (Показ воспитателя).
Из чего изготавливают матрёшек?
Да, куклы эти деревянные. Матрешек делают из березы, из липы, затем расписывают, покрывают лаком.
Знакомство с глиняными игрушками. Рассказ, как их изготавливали.
III ч. Заключительная.
«Умей в гости звать, умей и угощать», говорится в русской пословице. А я для вас в русской печи хлеб испекла, пышный да румяный. И говорят о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Угощайтесь!