Елена Романова
Конспект занятия по познавательному развитию «Мы дружно будем жить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы в дружбе будем жить».
Цель: способствовать формированию у детей дошкольного возраста чувства толерантности.
Задачи:
-обобщать знания детей о городах России;
-познакомить детей с русским народом;
-способствовать воспитанию у детей уважения и терпимости к людям независимо от расовой и национальной принадлежности,
-способствовать воспитанию интереса к культуре своего народа, уважительного отношения к культуре других народов Поволжья.
Способы достижения цели:
-художественное слово (стихотворение «Каких народов только нет»,
Темочки:
-наглядность (карта России, макеты и иллюстрации русской и татарских изб,
-вопросы поискового характера к детям,
-приход детей в национальных костюмах,
-художественное слово (загадки,
-художественное слово («Дорогих гостей встречаем»,
-сюрпризный момент (угощение караваем,
-физкультминутка - хороводная игра «Четыре шага»,
-художественное слово (закличка «Жаворонок!», стихотворение «Мы друг друга уважаем…»)
-игровой (п / и «Паровозик дружбы»,
-подведение итога ООД.
Средства достижения цели:
-аудиозаписи русской и татарской музыки.
-карта России,
-макеты русской и татарской изб,
-иллюстрации русской и татарской изб,
-иллюстрации печи, деревянной мебели,
-каравай,
-русские национальные костюмы,
-татарские национальные костюмы,
-иллюстрации с татарскими орнаментами,
-иллюстрации с татарскими праздниками.
Предварительная работа:
-тематические музыкальные занятия на тему: «Что такое Родина», «Разноцветный хоровод»,
-беседы на тему: «Что значит дружить?», «Пословицы и поговорки о дружбе», «Младших нужно защищать»,
-совместная музыкальная деятельность: слушание народной музыки, песен о дружбе народов,
-организация выставок на тему: «Национальные музыкальные инструменты», фотоколлаж «Наш родной край».
Ход занятия:
Воспитатель:
Каких народов только нет
В стране великой нашей.
Как пестрый солнечный букет
Калмыки и Чуваши.
Татары, Коми и Мордва,
Башкиры и Буряты-
Всем скажем добрые слова.
Любому будем рады.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту. Какая страна на ней изображена?
(карта России)
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая и многонациональная. И хотя все люди разные и говорят на разных языках, у них один общий дом – Россия.
Воспитатель: Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Красивая и удивительная природа в России, много гор, озер и рек. На берегу, какой реки находится наш Нижегородский край?
Дети: Нижегородский край находится на берегу реки Волга.
Воспитатель: Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге, называется Поволжья. Где живут люди разных национальностей. На севере находиться Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и Республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах, проживающих в Нижегородской области.
(выходят девочка и мальчик одетые в русский национальный костюм)
Воспитатель: Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину. Ребята, расскажите нам о своей одежде, пожалуйста!
Мальчик: Мы одеты в русские национальные костюмы: косоворотку, штаны, белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник.
Воспитатель: Ребят, а какой цвет преобладает в костюмах?
Дети: Красный.
Воспитатель: Этот наряд считается праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы.
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: А еще ребята на Руси люди украшали свои избы. Правильно украшенная изба – залог покоя и гармония в доме. Ребят, а из чего строилась изба?
Дети: Из деревянных бревен.
(дети подходят к избе)
Воспитатель: В деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте и найдите этот предмет внутри избы.
Воспитатель: Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают, то глотает. Что это, ребята?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, ребята. В каждой избе была русская печь, она являлась не только местом приготовления пищи, но и воплощала идею благополучия в доме, также печь была «героиней» русских народных сказок. Назовите мне, пожалуйста, эти сказки.
Дети: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, внимание, следующая загадка.
Воспитатель: Ножек четыре, а шляпа одна. Нужен, коль станет обедать семья.
Дети: Стол.
Воспитатель: Правильно отгадали! В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.
Воспитатель: По старой русской традиции на Руси встречают дорогих гостей хлебом – солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает кусочек хлеба в соль и кушает. Ребят, а как вы думаете, что означает этот символ?
Девочка: Это символ гостеприимства, достатка.
Мальчик: Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
(угощение гостей).
Воспитатель: Ребят, сейчас мы с вами немного отдохнем!
Физ. минутка – хороводная игра «Четыре шага».
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Вторыми по численности населения в Поволжье татары, они чтят и помнят свои традиции и национальные праздники.
(выходят мальчик и девочка, одетые в татарскую одежду)
Воспитатель: «Исеммэсыс!» (Здравствуйте)
Дети: «Исеммэсыс!»
Воспитатель: Ребята, наши гости одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, а на голове калфак и тюбетейка (маленькие шапочки). У татарского народа существует свой орнамент - «Цветочно– Растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов: тюльпана, ромашки, фиалки. Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам. Каким?
Мальчик: зеленому, голубому, желтому, синему.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы знаете, что татары тоже как и русские люди живут в избах. Внешне татарскую избу почти не отличишь от русской - вот только двери отворяются не в сени, а внутрь избы. Еще у татар сохранился способ отделения женской половины и кухни особым занавесом – чаршау. На мужской половине избы находилось почетное место для гостей и место хозяина. Здесь же выделялось пространство для отдыха, накрывался семейный стол. Передняя стена избы от угла до угла была занята широкими нарами, на которых покоились мягкие пуховики и подушки. Традиционные татарские деревни располагаются вдоль рек и дорог.
Воспитатель: Ребят, а давайте вспомним самый любимый весенний праздник татарского народа. Праздник «Наурыз» отмечают его в марте, когда в природе наступает весна. Люди ходят друг к другу в гости, угощаются сладостями. А еще татары встречают весну закличками.
Девочка и Мальчик: Жаворонок! Жаворонок!
Возьми себе зиму, а нам отдай весну!
Возьми себе сани, а нам отдай телегу!
(дети садятся)
Воспитатель: Мы друг друга уважаем,
Много нас сегодня тут-
И русские, и татары!
Очень дружно мы живем,
Вместе пляшем и поем!
Помогаем мы друг другу и не станем ссориться!
За друзей стоим горой, вместе дело спорится!
Воспитатель: Ребят, давайте поиграем в веселую подвижную игру «Паровозик дружбы».
П / И «Паровозик дружбы».
Воспитатель: Вот, теперь–то я довольна! Вижу дети, вы дружны! Дружите, друг с другом и будьте счастливы!
Воспитатель: Спасибо за внимание! До свидания!
Список литературы:
1. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста( 4-7 лет). - М. :РАОПИ, 2000г. -42с.
2. Балицкая И. В. Поликультурное образование. - М. :Издательство Сахалин, 2001г. -59с.
3. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста. -Пермь: Меркурий,2014г. -85с.
4. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе// Педагогика. -2008г. -№ 2.