Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм

Елена чеботарева
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм «В гости к дедушке УХ»

Подготовила и разработала

воспитатель высшей категории

Е. Н. Чеботарева

ГБДОУ № 108

Цель:

Создание оптимальных условий для развития речи детей старшего возраста средствами малых фольклорных форм.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм» размещена в разделах

Образовательные: Способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки;

Развивающие : Совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки. Содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.

Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа; окружить детей теплотой добрых чувств; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление детей с народным фольклором (песни, частушки, пословицы, загадки, скороговорки, потешки, сказки, считалки, игры).

Оборудование: игрушки животных: заяц, медведь. лиса, еж, волк; интерактивная доска; письмо смс; мольберт; осенние листья; мяч; пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь»; бубен; музыкальное сопровождение на игру «Горелки» русская народная.

Ход занятия.

Зал оформлен в русском народном стиле. В «русскую избу» входят дети, их встречает Хозяйка избы.

Хозяйка: Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли.

- Беда случилась, только я собралась к своему другу дедушке Ух, а тут смс пришло, давайте прочитаем.

«Здравствуй, дорогая хозяйка! Пишет тебе твой друг дедушка УХ. Мне нужна твоя помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг темно стало. Помоги мне освободить солнце и разбудить мое царство. До встречи!»

- Вот такое необычное послание.

- как быть ребята, одной мне не справиться, поможете мне?

Дети: да

Хозяйка: Ребята, мой друг дедушка Ух хранитель русского фольклора, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.

Ребенок:

Как на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Ребенок:

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Хозяйка: Итак, чтобы нам отправиться к дедушке УХ хранителю русского фольклора, нужно выполнить волшебные движения.

Два шага в право,

Два шага в лево

И на месте покружись.

- Вот мы и очутились в царстве дедушки Ух.

Детей встречает заяц (игрушка).

- здравствуйте ребята, вижу из детского сада пришли. Зачем пожаловали?

Дети: идем в царство дедушки Ух, он нам письмо прислал, просит помощи освободить, помоги нам.

Заяц: трудно Вам придется. Разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)

Дети: Да

Заяц: я сейчас вас проверю, Что такое дружба? (ответы детей)

- Назовите мне пословицы о дружбе

Дети: «Человек без друзей, что дерево без корней»

«Старый друг лучше новых двух»

«Крепкую дружбу и топором не разрубишь»

«Нет друга – ищи, а найдешь – береги»

Заяц : Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).

- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.

Хозяйка: Заяц, подскажи нам куда путь держать нам?

Заяц: отгадайте загадку про моего друга, он вам путь укажет дальше.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Дети: Медведь

Заяц: правильно, ищите его в берлоге, а мне пора. До свиданья детвора

Хозяйка: спасибо заяц. До свидания.

- Мы с вами отправляемся дальше, в путь!

Хозяйка: посмотрите, ребята, а вот и берлога.

Дети находят игрушку медведя.

Медведь: здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Зачем пожаловали?

Дети: мы идем в царство дедушке Ух, освобождать солнце от злых чар колдуна, подскажи путь нам.

Медведь : а вы загадки умеете отгадывать?

Дети: да

Медведь: Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) осенние листья. На каждом из них загадка. Отгадайте их :

1. Из трубы летят колечки, это дым из нашей (Печки)

2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

3. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)

4. Один братец отдыхает зимой, а другой летом (телега и сани)

5. Маленький, пузатенький, а весь дом бережет (замок)

Медведь : молодцы, ребята все загадки отгадали.! Но мне солнце зимой не надо, я спать ложусь.

Хозяйка: Как так, медведь, ведь солнце нужно всем. Правда, ребята?

Дети: Да

Медведь: А зачем оно нужно?

Хозяйка: Ребята, давайте расскажем медведю зачем нужно солнце (Дети выполняют задание, составление мнемо-таблицы про солнце)

Медведь: спасибо ребята, теперь я знаю зачем нужно солнце.

Хозяйка: Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнце. Царство просыпается. Миша укажи дорогу к дедушке

Медведь: дороги я не знаю, а моя подруга хитрая с пушистым хвостом знает

Хозяйка: Спасибо миша. До свидания. Можно идти дальше.

Хозяйка: чей рыжий хвост виднеется в дали?

Дети: лиса

Хозяйка: Давайте позовем лису она нам подскажет дорогу

Дети: Са-са-са – это хитрая лиса.

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со - она крутит колесо

Хозяйка: здравствуй, лиса.

Лиса: (игрушка)здравствуйте, садитесь ребята. Зачем звали?

Дети: Идем освобождать солнце в царстве дедушки УХ, помоги нам.

Лиса: не помогу, скучно мне одной, удивите меня.

Хозяйка: ребята умеют скороговорки говорить, тебя они точно удивят. Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

- «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»

- «шесть мышат в камышах шуршат».

- «наш Полкан попал в капкан»

- «Течет речка, печет печка».

Лиса: удивили меня. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Помогу вам, запомните пословицу про солнце, расскажите моему другу, он вам дальше путь укажет- «как солнце встает, так и утро настает».

Хозяйка: А кто твой друг? Как мы его узнаем?

Лиса: Без головы, без ножек на колючий шар похожий

Хозяйка: Спасибо, до свидания, лиса. Солнце освобождается от злых чар, а мы идём дальше.

Хозяйка: Ребята, я слышала, что на Руси солнце зазывали веселыми песнями, закличками и дружными хороводами. А вы знаете закличку про солнышко?

Хозяйка: давайте и мы попробуем, встанем в дружный хоровод.

Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок)

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)

А под солнышком нам

Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)

Хозяйка: молодцы мы с вами, позвали солнце. Посмотрите оно поднимается, но нам надо найти друга лисы, друг на колючий шар похожий

Хозяйка: кто это спрятался?

Дети: это еж

Еж: (игрушка) здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?

Дети: идем освобождать от злых чар царство дедушки Ух. Подскажи нам путь

Еж: А вы пословицу знаете про солнце?

Дети: Да. «Как солнце встает, так и утро настает»

Еж: правильно. Играть вы любите

Дети: Да

Еж: Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, поговорки, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.

1) Что посеешь. (то и пожнешь,

2) Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)

3) Хорошо в гостях (а дома лучше)

4) Труд человека кормит, (а лень портит)

5) Сделал дело - (гуляй смело)

6) Осень торопит, (зима не ждет).

Еж: Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки.

Хозяйка: Еж, мы со всеми заданиями справились, а дома дедушки Ух не видно. Подскажи путь.

Еж: знаю я, серого, зубастого, живет по соседству с дедушкой. Его увидите, он вам позовет дедушку.

Хозяйка: Спасибо, до свидания еж. Солнце поднимается всё выше.

На пути встречается волк

Хозяйка: здравствуй волк. Помоги нам, позови дедушку.

Волк: некогда звать дедушку. Он мне задание задал, сказки собрать, а я не знаю как это сделать. Поможете мне, позову дедушку

Хозяйка: Поможем ребята?

Дети: да

(дети выполняют задание).

Хозяйка: Посмотрите, ребята, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.

Волк: Вот избушка вашего дедушки, встречайте.

Как только дети выполнили все задания, появляется довольный дедушка УХ (ребенок)

Дедушка Ух: Здравствуйте, дорогие внучата! Вы отлично справились со всеми заданиями! Освободили солнце, разбудили мое царство, другу моему помогли. Я очень рад нашей встрече! Засиделся в темноте, поиграть хочется. Вы любите играть?

Дети: да

Дедушка: какую игру вы знаете?

Хозяйка : дедушка мы знаем и любим играть в игру «Горелки». Покажем дедушке, ребята.

Дети: да.

Хозяйка :Давайте вспомним правила игры (ответы детей)

(Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим)

Хозяйка: Помогли мы тебе дедушка и ты нам помоги вернуться в детский сад.

Дедушка: помогу, вам нужны волшебные движения, повторяйте за мной

Два шага в право,

Три шага в лево

И на месте покружись.

Дети благодарят дедушку!

Рефлексия

Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей) Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей)

- А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

Публикации по теме:

Благоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных формБлагоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных форм Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается.

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо»Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять представления детей.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли» 16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба). Традиционно.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 13:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм» (включая файлы) размещена пользователем Елена чеботарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД