Елена чеботарева
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм
▼ Скачать
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм «В гости к дедушке УХ»
Подготовила и разработала
воспитатель высшей категории
Е. Н. Чеботарева
ГБДОУ № 108
Цель:
Создание оптимальных условий для развития речи детей старшего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: Способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки;
Развивающие : Совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки. Содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа; окружить детей теплотой добрых чувств; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление детей с народным фольклором (песни, частушки, пословицы, загадки, скороговорки, потешки, сказки, считалки, игры).
Оборудование: игрушки животных: заяц, медведь. лиса, еж, волк; интерактивная доска; письмо смс; мольберт; осенние листья; мяч; пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь»; бубен; музыкальное сопровождение на игру «Горелки» русская народная.
Ход занятия.
Зал оформлен в русском народном стиле. В «русскую избу» входят дети, их встречает Хозяйка избы.
Хозяйка: Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли.
- Беда случилась, только я собралась к своему другу дедушке Ух, а тут смс пришло, давайте прочитаем.
«Здравствуй, дорогая хозяйка! Пишет тебе твой друг дедушка УХ. Мне нужна твоя помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг темно стало. Помоги мне освободить солнце и разбудить мое царство. До встречи!»
- Вот такое необычное послание.
- как быть ребята, одной мне не справиться, поможете мне?
Дети: да
Хозяйка: Ребята, мой друг дедушка Ух хранитель русского фольклора, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.
Ребенок:
Как на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Ребенок:
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Хозяйка: Итак, чтобы нам отправиться к дедушке УХ хранителю русского фольклора, нужно выполнить волшебные движения.
Два шага в право,
Два шага в лево
И на месте покружись.
- Вот мы и очутились в царстве дедушки Ух.
Детей встречает заяц (игрушка).
- здравствуйте ребята, вижу из детского сада пришли. Зачем пожаловали?
Дети: идем в царство дедушки Ух, он нам письмо прислал, просит помощи освободить, помоги нам.
Заяц: трудно Вам придется. Разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)
Дети: Да
Заяц: я сейчас вас проверю, Что такое дружба? (ответы детей)
- Назовите мне пословицы о дружбе
Дети: «Человек без друзей, что дерево без корней»
«Старый друг лучше новых двух»
«Крепкую дружбу и топором не разрубишь»
«Нет друга – ищи, а найдешь – береги»
Заяц : Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).
- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.
Хозяйка: Заяц, подскажи нам куда путь держать нам?
Заяц: отгадайте загадку про моего друга, он вам путь укажет дальше.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети: Медведь
Заяц: правильно, ищите его в берлоге, а мне пора. До свиданья детвора
Хозяйка: спасибо заяц. До свидания.
- Мы с вами отправляемся дальше, в путь!
Хозяйка: посмотрите, ребята, а вот и берлога.
Дети находят игрушку медведя.
Медведь: здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Зачем пожаловали?
Дети: мы идем в царство дедушке Ух, освобождать солнце от злых чар колдуна, подскажи путь нам.
Медведь : а вы загадки умеете отгадывать?
Дети: да
Медведь: Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) осенние листья. На каждом из них загадка. Отгадайте их :
1. Из трубы летят колечки, это дым из нашей (Печки)
2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
3. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)
4. Один братец отдыхает зимой, а другой летом (телега и сани)
5. Маленький, пузатенький, а весь дом бережет (замок)
Медведь : молодцы, ребята все загадки отгадали.! Но мне солнце зимой не надо, я спать ложусь.
Хозяйка: Как так, медведь, ведь солнце нужно всем. Правда, ребята?
Дети: Да
Медведь: А зачем оно нужно?
Хозяйка: Ребята, давайте расскажем медведю зачем нужно солнце (Дети выполняют задание, составление мнемо-таблицы про солнце)
Медведь: спасибо ребята, теперь я знаю зачем нужно солнце.
Хозяйка: Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнце. Царство просыпается. Миша укажи дорогу к дедушке
Медведь: дороги я не знаю, а моя подруга хитрая с пушистым хвостом знает
Хозяйка: Спасибо миша. До свидания. Можно идти дальше.
Хозяйка: чей рыжий хвост виднеется в дали?
Дети: лиса
Хозяйка: Давайте позовем лису она нам подскажет дорогу
Дети: Са-са-са – это хитрая лиса.
Су-су-су – и живет она в лесу
Сы-сы-сы – много дела у лисы
Со-со-со - она крутит колесо
Хозяйка: здравствуй, лиса.
Лиса: (игрушка)здравствуйте, садитесь ребята. Зачем звали?
Дети: Идем освобождать солнце в царстве дедушки УХ, помоги нам.
Лиса: не помогу, скучно мне одной, удивите меня.
Хозяйка: ребята умеют скороговорки говорить, тебя они точно удивят. Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
- «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»
- «шесть мышат в камышах шуршат».
- «наш Полкан попал в капкан»
- «Течет речка, печет печка».
Лиса: удивили меня. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Помогу вам, запомните пословицу про солнце, расскажите моему другу, он вам дальше путь укажет- «как солнце встает, так и утро настает».
Хозяйка: А кто твой друг? Как мы его узнаем?
Лиса: Без головы, без ножек на колючий шар похожий
Хозяйка: Спасибо, до свидания, лиса. Солнце освобождается от злых чар, а мы идём дальше.
Хозяйка: Ребята, я слышала, что на Руси солнце зазывали веселыми песнями, закличками и дружными хороводами. А вы знаете закличку про солнышко?
Хозяйка: давайте и мы попробуем, встанем в дружный хоровод.
Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
А под солнышком нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
Хозяйка: молодцы мы с вами, позвали солнце. Посмотрите оно поднимается, но нам надо найти друга лисы, друг на колючий шар похожий
Хозяйка: кто это спрятался?
Дети: это еж
Еж: (игрушка) здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?
Дети: идем освобождать от злых чар царство дедушки Ух. Подскажи нам путь
Еж: А вы пословицу знаете про солнце?
Дети: Да. «Как солнце встает, так и утро настает»
Еж: правильно. Играть вы любите
Дети: Да
Еж: Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, поговорки, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.
1) Что посеешь. (то и пожнешь,
2) Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
3) Хорошо в гостях (а дома лучше)
4) Труд человека кормит, (а лень портит)
5) Сделал дело - (гуляй смело)
6) Осень торопит, (зима не ждет).
Еж: Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки.
Хозяйка: Еж, мы со всеми заданиями справились, а дома дедушки Ух не видно. Подскажи путь.
Еж: знаю я, серого, зубастого, живет по соседству с дедушкой. Его увидите, он вам позовет дедушку.
Хозяйка: Спасибо, до свидания еж. Солнце поднимается всё выше.
На пути встречается волк
Хозяйка: здравствуй волк. Помоги нам, позови дедушку.
Волк: некогда звать дедушку. Он мне задание задал, сказки собрать, а я не знаю как это сделать. Поможете мне, позову дедушку
Хозяйка: Поможем ребята?
Дети: да
(дети выполняют задание).
Хозяйка: Посмотрите, ребята, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.
Волк: Вот избушка вашего дедушки, встречайте.
Как только дети выполнили все задания, появляется довольный дедушка УХ (ребенок)
Дедушка Ух: Здравствуйте, дорогие внучата! Вы отлично справились со всеми заданиями! Освободили солнце, разбудили мое царство, другу моему помогли. Я очень рад нашей встрече! Засиделся в темноте, поиграть хочется. Вы любите играть?
Дети: да
Дедушка: какую игру вы знаете?
Хозяйка : дедушка мы знаем и любим играть в игру «Горелки». Покажем дедушке, ребята.
Дети: да.
Хозяйка :Давайте вспомним правила игры (ответы детей)
(Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим)
Хозяйка: Помогли мы тебе дедушка и ты нам помоги вернуться в детский сад.
Дедушка: помогу, вам нужны волшебные движения, повторяйте за мной
Два шага в право,
Три шага в лево
И на месте покружись.
Дети благодарят дедушку!
Рефлексия
Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей) Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей)
- А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)