Ольга Максяева
Конспект по познавательному развитию «По следам Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 29»
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему : «По следам Осени»
Провела воспитатель
старшей группы № 4
Михайлова О. А.
Октябрь 2017 г.
Цели: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Конспект по познавательному развитию „По следам Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;
- закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения);
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игровые упражнения;
- воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом
Приемы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Формы организации познавательной деятельности детей :
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование и материал: колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица -загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, шуршащие предметы, лупы, корзина, кусочки белой ткани, деревянные кубики, настоящие зеленые листья.
Предварительная работа:
-на прогулке наблюдение за тем, как опадают листья;
- сбор листьев разной формы и окраски
- беседы об осени;
- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
- разучивание стихов и поговорок об осени;
- пение песен об осени и слушание музыки;
- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
- рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
-поделки из природного материала
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход занятия
Воспитатель: - Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: - Закройте глазки 1,2,3- волшебство скорей приди!
(влетает шарик, на нитке письмо, написанное лимонным соком)
воспитатель ловит шарик, удивляется.
- Ух ты, что это?
(дети предлагают ответы)
Воспитатель: - Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Ну и что это может быть?
Дети: Может это тайное письмо?
Воспитатель: А разве бывают такие письма?
Дети: Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами.
Воспитатель: А как же узнать, что в нем написано?
Дети: поднести к свету, помять и т. д.
Воспитатель: - Есть у нас волшебная жидкость. Давайте проверим?
(смачиваю кисточкой письмо, появляется сундук)
- Посмотрите, ребята, проявляется что-то. Что это?
Воспитатель: - Это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
(Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. На дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого эта карта).
Воспитатель: Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка ребятки
Интересную загадку.
-Ребята, посмотрите на картинки на таблице? Что здесь изображено? Когда это бывает?
Дети: Осень
Воспитатель: Дети, Осень оставила вам письмо, послушайте его.
(читает письмо)
Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, заканчивается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом вам поможет карта.
- Этот вопрос очень интересный. Что вы решили ребята?
Дети: Пойдем искать доказательства
Остановка № 1
(на карте изображен желтый лист, дети берут по желтому листочку)
Воспитатель: Ребята, у кого на листочке есть задание? Катя, дай мне пожалуйста свой листок.
( читает задание: «Назовите приметы осени»)
Дети:
-день короче, ночь длиннее;
- на деревьях и кустах листья меняют окраску и опадают, начинается листопад;
- небо хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, некоторые ложатся в спячку;
-люди собирают урожай овощей и фруктов
- осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Ребята, а вы знаете в старину люди называли месяцы по природным явлениям. В сентябре много рябины. Сентябрь- рябинник.
-В октябре начинается листопад. Как называли октябрь?
Дети: Листопадник
Воспитатель: В ноябре становится холодно, как зимой. Как люди называли ноябрь?
Дети: Зимник
Воспитатель: Вы,молодцы, много знаете осенних примет. Давайте посмотрим на нашу карту?
Остановка № 2
(на карте изображен красный лист, дети берут по красному листочку)
Воспитатель: Ребята, у кого на листочке задание? Женя, дай пожалуйста свой листочек.
(читает задание «Назовите поговорки Осени»)
Дети:
- красна весна цветами, а осень пирогами;
- осень - время собирать урожай;
- красна ягодка, да на вкус горька;
-осенью ложка воды ведро грязи;
-осенью и воробей богат
Воспитатель: Ребята, много вы знаете поговорок об осени. А еще осенью часто идет дождь по крыше, по земле, по листьям. Представьте, дети, что сейчас пошел дождик.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше - бом, бом, бом! (похлопывают ладонями по спинам друг друга)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальцами по спине)
Дома, дома посидите - бом,бом,бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите - бом,бом,бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте - бом,бом,бом! (растирают плечи)
А уйду тогда гуляйте - бом,бом,бом! (поглаживают ладонями)
Воспитатель: Ребята, проходила я мимо нашего участка там так красиво, деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали?
Дети: Нет!
Воспитатель: А, вы, задумывались почему эта красота не сохраняется? Почему листья опадают?
Дети: Листья опадают, потому что плохо переносят ветер и холод.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать строение листа?
Дети: Да!
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, где вы узнаете много нового и интересного.
Остановка № 3
(на карте изображен зеленый лист, дети смотрят презентацию «Строение листа»
Исследование № 1
«Строение листа»
Воспитатель: - Ребята, давайте с помощью лупы найдем у листа черешок, жилки, рассмотрим верхушку листа. Какой она бывает?
Какой можно сделать вывод?
Дети: Черешок соединяет лист с веткой. Через жилки листочки питаются влагой.
Воспитатель: А почему же листья меняют свой цвет осенью?
(Ответы детей)
Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование № 2
«Почему лист зеленый?»
Воспитатель: - Возьмите листочек и вложите его внутрь, согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель: - Это зеленое вещество из листочка называется -хлорофил, оно и окрашивает листья в зеленый цвет. Что нового вы узнали?
Вывод детей: Когда наступает осень, становится меньше солнечного света. Зеленое вещество уменьшается и листья становятся желтыми, красными и т. д.
Остановка № 4
(на карте изображен букет из листьев)
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Как вы думаете, что случается осенью с опавшими листьями?
Дети: Они высыхают и шуршат под ногами.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять предметы со стола и представить, как осенние листочки шуршат у вас под ногами. (под музыку)
-Ребята, а давайте сделаем Осени подарок, наберем букет из разных листьев, чтобы она украсила ими свое платье.
(привязать букет к шарику)
Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии?
-Что вам запомнилось больше всего?
-А что вызвало затруднения?
Давайте попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания!