Татьяна Майборода
Конспект занятия по познавательному развитию «Все о песке мы знать хотим» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Конспект
по познавательному развитию
на тему: «Все о песке мы знать хотим»
для детей подготовительной группы.
Воспитатель
первой квалификационной категории
Майборода Татьяна Васильевна
п. Домбаровский 2022 год.
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Все о песке мы знать хотим“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Тема: «Все о песке мы знать хотим»
Цель: создание условий для формирования представлений детей о песке и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Обогатить знания детей об образовании песка, значимости песка в жизни человека.
Формировать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности дошкольников.
Расширять пассивный словарь дошкольников: «исследователи», «полезное ископаемое».
Развивающие :
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Развивать различные виды восприятия (зрительное, тактильное, внимание, мышление, диалогическую речь.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать правильное, осознанное отношение к природе.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма, испытывать радость от экспериментирования.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу рек, озер, морей, просмотр познавательных мультфильмов, чтение художественной литературы о песке.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, столы для опытов, световые столы для рисования, презентация, карточки с символическим изображением выводов исследования, спецодежда по количеству детей, песок для исследования, песок для рисования, весы, стаканчики пластиковые, подносы, чайные ложки, стаканчики с водой, воронки, лупы (по количеству детей, салфетки.
Ход занятия
I. Вводная часть
(Воспитатель подходит к детям, которые играют с песком).
- Ребята, а вы с чем играете? А вы поздоровались с песком?
- Я научу вас, как нужно здороваться с песком. (Дотрагивается до песка ладонью одной руки, потом второй и с улыбкой произносит «Здравствуй, песок!»)
- А еще песок приятный, ласкает пальчики, дарит детям добро. (Воспитатель берет горсть песка и говорит : «Я хочу поделиться своей добротой с … (имя ребенка) и т. д. по кругу).
- Песок содержит много тайн и секретов, он волшебный.
- Ребята, вы хотите разгадать секреты песка, как настоящие исследователи?
- Но раз все согласны предлагаю присесть на стульчики.
II. Основная часть
- Кто такие исследователи? Исследователи – это ученые, которые изучают что-либо, проводят опыты.
- Вы знаете, как образуется песок? Я предлагаю посмотреть об этом фильм.
. «Как появился песок»
- Как же огромные глыбы превращаются в мелкий песок?
- Правильно. Под воздействием окружающей среды: воды, ветра, холода и жары горы разрушались в течении многих лет, камни превращались в песок.
- Скажите, песок остается лежать на том же месте, где образовался?
- Реки и моря своим течением выносят песчинки, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озер, морей. А в пустынях песок переносит ветер.
- Ребята, песок – это полезное ископаемое. Как вы думаете, почему его называют полезным?
- Чтобы узнать, какую пользу приносит песок, я предлагаю поиграть в игру «Человек и песок». У меня есть картинки – подсказки (на экране). Ребенок рассказывает, какую пользу приносит песок, картинка переворачивается.
1. Песок используют в строительстве.
2. Песок используют в песочных часах.
3. Песком тушат огонь.
4. Зимой песком посыпают дорожки.
5. Песок используют для изготовления стеклянных предметов.
6. Песок используют в медицине для лечения.
(На обратной стороне получается общая картинка – песочница)
- Где же ребята любят играть? Конечно, в песочнице.
- Вот сколько интересного узнали о песке. А сейчас предлагаю поиграть.
Игра «Веселые соревнования». (Музыка)
Педагог предлагает детям разделиться на две команды Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками.
- Продолжаем разгадывать секреты – свойства песка? Предлагаю провести эксперименты в мини-лаборатории. Повторим правила:
1. Не тереть грязными руками глаза.
2. Не брать песок и грязные пальцы в рот.
3. Не обсыпаться.
4. Аккуратно работать за столом.
- Проходите на свои места, одевайте спецодежду. А для того, чтобы не забыть, какое свойство песка разгадали, мы будем обозначать их символами в нашем журнале.
Опыт 1. Нам понадобится стаканчик с песком и лупа. Рассмотрите песок. Из чего состоит песок? Камешки одинаковые по цвету? А по размеру одинаковые? По форме? Какой сделаем вывод? Песок состоит из мелких камешков: разные по цвету, размеру, форме. Обозначаем символом. Слайд 3
Опыт 2. Отодвиньте лупы. Нам понадобится этот же стаканчик с песком, воронка, стаканчик с сухим песком. Аккуратно сыпем песок в воронку. Что вы видите? Сыпется ли песок? Сделаем вывод: сухой песок сыпучий. Обозначаем символом. Слайд 4.
Опыт 3. Ребята, подойдите ко мне. Вставайте вокруг стола. Попробуйте сухой песок или мокрый? Попробуйте оставит отпечатки своих ладошек. Видны ли отпечатки. Смачиваю песок. А теперь на мокром песке попробуйте оставить отпечатки. Что мы видим. Вся ладошка оставила след. Вывод: на мокром песке остаются отпечатки, на сухом нет. Обозначаем символом. Слайд 5.
Опыт 4. Как вы думаете, что тяжелее сухой или мокрый песок? С помощью чего мы можем это определить? Сравним одну ложечку сухого и одну ложечку мокрого песка. Что тяжелее? Почему? Сделаем вывод: мокрый песок тяжелее сухого. Отметим символом. Слайд 6.
Опыт 5. В стаканчик с песком наливаем воды и ложечкой размешиваем, подождите немного. Растворился песок в воде? А где же песок? Почему? Вывод: песок в воде не растворяется, тяжелее воды. Слайд 7.
- Ребята, вы молодцы. Вспомним свойства песка. Мы обозначали их символами. Слайд 8.
- Оказывается песком можно рисовать.
Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом.
Я предлагаю вам, дети,
Рисунок создать песком.
- Я предлагаю вам создать новогодние рисунки. (Дети рисуют на столах для рисования песком.) Слайд 9.
III. Заключительная часть
- А теперь я приглашаю всех в мой большой круг хороших воспоминаний. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? С чем проводили опыты? Что понравилось вам больше всего? Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Песок имеет и другие свойства. Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия? Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность песок приготовил секретики, но их нужно найти в песке. Скажем спасибо песку.
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!