Людмила Савельева
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик: Савельева Людмила Владимировна
МАДОУ «Сказка» Тюменская обл. г. Когалым
Ханты-Мансийский Автономный Округ
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
«Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности „Юные исследователи в лаборатории соли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Задачи:
Образовательные
-Познакомить детей со свойствами соли;
-Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
-Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
-Исследовать свойства соли опытным путём;
-Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-Развивать творческие способности, воображение, любознательность;
Воспитательные
-Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Ход деятельности
1. Организационный момент
Вос-ль:
Собрались все дети вкруг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вос - ль:
Ребята, на нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Хотите узнать, что это за вещество?
Тогда отгадайте загадку:
-Отдельно, я не так вкусна,
но в пище-каждому нужна (соль). (на мольберте выставляем картинку «соль»)
Ребята, нам сегодня пришло письмо с одной удивительной историей про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – мехами. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль в страну. А правил этой страной восточный султан. Отправился Иван к султану, чтобы продать ему соли. А султан про соль, ничего не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Поразмышлял султан, подумал, да и купил у Ивана соль.
Чтобы связаться с Султаном нам надо подключить флешку которая находится в конверте.
Султан: дорогие ребята, купил я у Ивана-купца мешок белого вещества, ой, ведь даже названия не помню.
Помогите мне разобраться, что это за вещество и для чего оно.
Вос - ль: Ребята, поможем султану?
Дети: да.
Вос-ль: а как же нам быть? Как помочь тебе, мы же и сами не знаем что это.
Султан: а я все принес в мешочке. (показывает мешочек с солью).
Вос-ль: ребята, для того, чтобы разобраться, что у султана за вещество, предлагаю вам отправиться в лабораторию.
-А что такое лаборатория?
Лаборатория — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.
В нашей лаборатории есть 3 разных отдела, в которых есть свои обязанности.
- В нашей лаборатории будут исследователи и лаборанты.
-ну а какие же мы ученые без тренировки, предлагаю нам размяться.
Руку правую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Руку левую вперёд, потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Ногу правую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Ногу левую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Всем туловищем вперед,
Всем туловищем назад
Покрутись, повертись
И в исследователей превратись.
Вос-ль: Молодцы, вы прошли подготовку и можете отправиться в лабораторию.
Для того чтобы нам приступить к работе, необходимо одеть специальную одежду (дети одевают фартуки и шапочки).
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
• Близко не подносить предметы к глазам.
• Без надобности ничего не брать в рот.
Вос - ль: ну что, ребята, вы готовы узнать, что за белое вещество у султана?
Дети: да.
Вос- ль: проходим в первый отдел под названием «свойства соли».
- юные исследователи, обратите внимание, перед вами тарелки.
Что мы видим?
Дети: это соль.
Султан: соль, а что такое соль?
Вос-ль: Соль, бывает несколько видов: морская – которая содержится в морской воде; каменная - добытая из горных месторождений; поваренная - отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов; йодированная – с большим содержанием йода.
– прошу взять лупы и рассмотреть через нее несколько видов соли.
Ребята, на, что похожа соль?
Дети: соль похожа на маленькие кристаллики. (на мольберте картинка «Кристалы соли»)
Вос-ль: А как вы думаете, соль растворяется в воде? (Да)
Давайте проверим.
В стаканах налита вода – тёплая и холодная, положите одну столовую ложку соли и размешайте.
Какой вывод можно сделать?
Дети: Соль, в тёплой воде растворяется быстрее и лучше, чем в холодной. (на мольберте «Стакан с мутной водой»)
Вос-ль: Как вы думаете, какая соль на вкус?
Дети: соленая.
Предлагаем Султану попробовать соль на вкус.
Султан: фу, фу и правда соленая. (картинка «Солёный вкус»)
Вос-ль: Ребята, понюхайте, имеет ли соль запах?
Дети: нет. (картинка на мольберте «без запаха»)
Вос-ль: Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети-Вывод: соль белая, соленая, не имеет запаха, хорошо растворяется в воде.
Султан: а соль что с неба сыпется или на деревьях растет? Откуда ее берут?
Вос-ль: ребята, давайте расскажем султану, как добывают соль.
Дети: (Даша) ее добывают различными способами: добывают в море и на суше, в подземных шахтах
Раньше соль добывали в ручную и это был очень тяжелый труд, но в наше время при добычи соли используют специальные комбайны – солесосы.
Султан: как много интересного вы мне рассказали! Вот только я так и не понял, что с ней делать то надо?
Вос - ль: А для того, чтобы узнать, для чего её используют, нам нужно перейти во второй отдел «лабораторию пищевой продукции».
Ребята, как вы думаете, для чего используют соль?
Дети: для приготовления пищи, засолки
Вос-ль: соль, в качестве добавки к пище, вошла в наш рацион очень-очень давно. Ведь недаром в России дорогих гостей принято встречать «хлебом с солью». Соль необходима всем людям.
- и сейчас мы с вами проверим (нарезаны кусочки овощей с солью и без, дети пробуют).
-на кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся добавить немного соли. Процесс очистки станет легче.
Султан: значит, соль нужна для приготовления пищи.
Вос-ль: знаешь, Султан, соль нужна не только для приготовления пищи, но и необходима растениям и животным, и конечно же человеку.
Правда, ребята?
Султан: да это не соль, а просто чудо природы!
А чтобы по - больше узнать, мы с вами отправляемся в следующий отдел «химическая лаборатория»
Действительно, соль используют не только на кухне, но ее ещё широко используют в быту.
Как вы думаете, где ее применяют?
Дети: посыпают дороги
Вос-ль: Для чего посыпают дороги солью? (Чтобы быстрее таял лёд)
- Сейчас мы проведем опыт со льдом и с солью.
-соль способна растопить лед. И мы это с вами проверим.
- берем кубики 2 кубика льда, кладем на тарелки и посыпаем один солью, а второй нет.
-что происходить?
Дети: лед тает, где есть соль быстрее, чем где её нет.
Султан: никогда бы не догадался, что такое возможно.
Вывод: В солёной воде больше плотность, чем в пресной.
Вос-ль:-Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да)
-Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
Арина: сейчас расскажет вам, как красил соль цветными мелками в домашних условиях.
-Я измельчил мел, затем соединил его с солью и смешал.
Получилась соль голубого цвета.
-Сегодня мы с вами будем декорировать баночки из цветной соли. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.
-А делается это так: у вас у всех на столах стоят баночки с солью и баночки с мелом, мы всё соединим, размешаем, для получения цветной соли. Соль нужно насыпать слоями до конца и плотно закрыть крышечкой.
Дети дарят свои баночки Султану и гостям.
Воспитатель: молодцы, ребята, что помогли Султану.
Теперь ты понял, что же продал тебе Иван-купец?
Султан: да, это соль. Спасибо вам, ребята, за помощь.
Теперь я буду дорожить солью и обязательно расскажу всем в моей стране чему вы меня научили.
И мне хочется вас поблагодарить и угостить восточными сладостями.
Султан: до свидания, ребята, пора мне отправляться в путь.
Дети: до свиданья.
Подведение итога: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
Что нового вы узнали?
Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: ну, что ребята, справились мы с заданием, помогли султану, пора нам заканчивать наш рабочий день в лаборатории и возвращаться в д/с. снимаем исследовательские костюмы.
Всем туловищем вперёд,
Всем туловищем назад
Покрутись, повернись
И в группе д/с окажись.