Светлана Мошкина
Конспект проведения по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для знакомства и проведение опыта с детьмис природным явлением – вулканом.
Задачи:– формировать у детей умение делать экспериментыс опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
- сформировать у детей представления о строении: кратер, жерло, магма, и типах вулканов: спящий, действующий, потухший.
- познакомить детей с профессией вулканолога;
– развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов с воспитателем;
Публикация «Конспект проведения по познавательно-исследовательской деятельности „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
— воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);
Материал: ноутбук (презентация, аудиозапись) конверт, красная коробочка. Для опыта: пемза, камень, таз с водой; пластиковая бутылочка (1 л., стакан с водой, гуашь, сода, моющее средство, фартуки, нарукавники, маски, салфетки, пипетки, ложки (на каждого ребенка и воспитателю, лимонная кислота (воспитателю).
Предварительная работа:чтение деткой энциклопедии «Почемучек», проведение познавательного занятия "знакомство с вулканом"; изготовление детьми конуса из картона, изготовление макета вулкана,повторение детьми техники безопасности при проведении опытов.
Активизация словаря: вулкан: спящий, действующий, потухший; ученые- вулканологи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня еще один важный гость. Пока вы сидели в приемной, к нам в группу прилетела умная сова, давайте с ней поздороваемся. Здравствуйте! Она что-то принесла с собой. Что это такое? Интересно,откуда же умная сова взяла пемзу и камень? Сова говорит, чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно найтикрасивый конверт. Она где-то в группе его спрятала. Давайте его найдем. Вам интересно узнать, что в нем находится? Ребята, оказывается, чтобы нам открыть конверт, нам нужно отгадать загадку. Давайте попробуем?
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось,
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую (Вулкан)
«Ребята, мне старик Хоттабыч передал, что вы многое знаете о вулканах, поэтому я принесла вам эти предметы. Хочу узнать, что вы знаете о них, и чем они отличаются друг от друга».
Да, озадачила нас сова. Я думаю, мы справимся с заданием,ведь мы сообразительные и умные ребята. Правда?Ребята, а как выдумаете,чем же пемза отличается от обычного камня (рассуждения, предположения детей).
Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и сравнить пемзу с обычным камнем. (проходят за столы с приготовленными заранее всеми необходимыми материалами).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы вместе с вами будем сравнивать пемзу с обычным камнем.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из чего образуется пемза (из лавы).Возьмите пемзу в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь (шершавая, легкая, пористая). А камешек? (гладкий, тяжелый, плотный). Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый? (В пемзе очень много дырочек.) Эти дырочки образовались, когда лава застывала на поверхности земли. А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
Очень хорошо, но следует проверить наши предположения: опустимпемзу в таз с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? А теперь опустим камень. Что произошло?
Мы с вами сделали открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. Камень тяжелый, поэтому он опускается на дно. Как вы думаете, мы ответили на вопросы умной совы? Ребята, оказывается, сова приготовила для вас еще одну загадку. Она спрятала ее в красной коробочке. Давайте найдем ее. Молодцы! Открываем коробочку.
Я черный страшный великан
Что делать мне — решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать-
Как же меня звать?
(Вулкан)
Как вулкан связан с пемзой?Акто запомнил, почему огненные горы назвали вулканами. Вулкан на вид — обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая огненная жидкость-лава, пока лава живет в домике, вулкан считается спящим. Что вы видите на вершине горы? (На вершине горы большая яма.) Именно из нее течет лава.
А это также самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из вершины по склонам течет настоящий огненный поток – лава.
Лава кипит, бурлит, так она и застывает, а потом превращается во что? А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы.
(Включается аудиозапись извержения вулкана)
Воспитатель: Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий или спящий? (ответы детей). Почему? (ответы детей).
Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он, словно взрывается, выбрасывая лаву, камни вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно.
Воспитатель: Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими.
Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко. Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии. Я предлагаю вам туда отправиться, но для этого нам необходимо переодеться в ученых вулканологов. Одеваем специальную одежду и защитные маски,потому что лава очень горячая. Ну что готовы? Тогда отправляемся в путь!
Там, за морем, есть спящий вулкан. Давайте попробуем его разбудить. Но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти по камням.
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
(Дети перебираются по камням к вулкану и встают вокруг него).
Воспитатель: Вот он, наш вулкан. Вот этот пластиковаябутылочка будет вулканом. (Все это стоит на подносе).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, чего не хватает? Правильно, давайте изготовим лаву. Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо повторить правила безопасности.
1. Ничего не брать в рот
2. Использовать в работе салфетки
3. Работать в фартуке и нарукавниках
4. Выполнять все строго по инструкции воспитателя
Нам понадобится 2 ст. ложки соды, 5 капель моющего средства. Ребята, посмотрите, это похоже на магму? Правильно, нам нужна краска. Какие цвета больше всего подойдут для лавы? Нам понадобится красная, желтая гуашь. Какой получился у нас вулкан (спящий). Правильно! А давайте мы его сейчас разбудим? Чтобы, наш вулкан проснулся, нам необходимо добавить лимонную кислоту.
В: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение вулкана, аудиозапись извержения вулкана). Что вы наблюдаете? Как извергается наш вулкан? (Он извергается спокойно.) Как мы можем его назвать? (действующий). Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище- извержение вулкана. Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, кусочки застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. Как теперь мы можем назвать наш вулкан? (потухший)
Как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека? Почему? (ответы детей.) Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.
Воспитатель: А теперь наши расскажут сове, А теперь нашимученым-вулканологам предстоит интересная и очень ответственная работа- рассказать, все, что вы знаете о вулканах для совы. (Дети рассказ-т сове, что запомнили о вулканах)
Ребята, но не все вулканы такие грозные. У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, а извергает сладости (из кратера вулкана достаются конфеты).