Кистерёва Наталья
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами воды» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Детский сад № 18 "Веснянка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления
развития речи
с. Красногвардейского Ставропольского края
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности
в младшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Воспитатель Кистерева Н. М.
2020 год
Публикация «Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности „Знакомство со свойствами воды“ в младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со свойствами воды : жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений.
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы.
Развивающие:
-развивать навыки проведения первых опытов;
- развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
-умение работать в группе;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.
Оборудование для воспитателя и детей: кипячёная вода в стаканчиках, пустые стаканчики, ложки по количеству детей, кружки, маленькие ведёрки, камешки, сахар, дольки лимона, краски, кисточка, бутылки с водой по количеству детей, салфетки
Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.
Ход занятия:
Воспитатель: - Станем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе я здравствуй, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Посмотрите ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Звучит колокольчик.
Воспитатель: «Колокольчик наш звенит,
Хочет он нас пригласить,
Где ребятам интересно?
Ну а там, где неизвестно!»
Воспитатель: - А вы, ребята, хотите узнать, куда сегодня нас колокольчик приглашает? (Да)
Воспитатель: - А приглашает он вас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.
(Звучит аудиозапись «Журчание воды, ручейка».)
Воспитатель: - Что вы услышали? Какие звуки? (звуки воды)
Да, действительно, мы услышали, как плещется вода. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды. Но чтобы туда попасть, надо совершить волшебство. Давайте позвоним в наш колокольчик и превратимся… А в кого, сейчас узнаем.
(Воспитатель звонит в колокольчик, дети закрывают глаза. Звучит волшебная музыка. Воспитатель надевает капельку себе и детям)
Воспитатель: - Посмотрите, что случилось? Я – Царица – Водица, а вы мои маленькие помощники, красивые капельки. И у меня для вас есть загадка:
Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, журчит. Что это? (вода)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопки в ладоши)
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: - А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
- В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).
Звучит колокольчик.
Воспитатель: - Ребята, слышите, снова звенит наш волшебный колокольчик. Он зовет нас в Волшебную лабораторию. (проходят, садятся за столы)
Воспитатель: - Ребята, давайте выясним, что же такое вода?
Опыт № 1 (Вода жидкая)
(Воспитатель переливает воду из бутылки в ведерко, из ведерка в
кружку, из кружки в стакан).
Воспитатель: - Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода течёт. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду).
Воспитатель: - Вот мы с вами и выяснили что вода – это жидкость. (Индивидуальные и хоровые повторения)
Опыт № 2 (Вода не имеет запаха)
Воспитатель: - А теперь продолжим наши опыты. Я предлагаю, понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.
Опыт № 3 (Вода не имеет вкуса, безвкусная)
Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.
Опыт № 4 (Вода прозрачная)
Воспитатель: - Ребята, вы любите играть в прятки? А давайте сейчас попробуем спрятать камушек. Вот у меня два стакана с водой. Попробуйте найти куда я спрячу камушек. Закрывайте глазки. (Сначала камень опустить в чистую воду, затем в подкрашенную). Почему вы первый раз быстро увидели камушек? (Потому, что вода чистая).
Да, Вода прозрачная.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами побудем волшебниками и попробуем превратить прозрачную воду в цветную.
Опыт № 5 (Вода меняет цвет)
Воспитатель: - Ребята подойдите к столу. Вот у меня в стаканчике вода, а это что? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Воспитатель: - Мои капельки, возьмёмся за руки и образуем с вами круг.
Физминутка «Облако»
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
Фокус «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:
«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой. Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет. (Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей)
Звенит колокольчик.
Воспитатель: - Ребята, в нашем Царстве Воды случилась беда.
Посмотрите, это озеро. Сюда животные ходили на водопой. Но откуда - то здесь образовалось болото, и теперь у них нет возможности добраться до воды. Давайте поможем им.
П/И «С кочки на кочку» Д/И «Кому нужна вода?»
Итог.
Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Её можно наливать, переливать в разные емкости. Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная. Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса, безвкусная.
Воспитатель: Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки).
А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы).
Вот сколько интересного мы узнали о воде.
Звучит колокольчик.
«Колокольчик наш звенит
Хочет он нас пригласить
Возвратиться в детский сад,
Игры заждались ребят!»