надежда сидорова
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Оформление энциклопедии «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.
Задачи:
Учить детей узнавать птиц на картинках, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;
Развивать у детей связную речь, наблюдательность, обобщать и классифицировать название птиц одним словом – перелетные, учить употреблять слова в правильном роде, числе, падеже; образовывать двусложные прилагательные;Составлять короткий связный рассказ о птицах, опираясь на схему.
Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Оформление энциклопедии „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление групп
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать интерес к окружающему миру, к птицам, бережное отношение к птицам.
Словарная работа: перелётные, книга.
Оборудование: Мнемотаблицы к рассказам и загадкам.
- Цветные изображения (силуэты) перелётных птиц : ласточка, кукушка,лебедь,цапля, аист, журавль,соловей.
Методы и приемы: беседа,, объяснение, разъяснение, показ.
Предварительная работа: , чтение загадок. Чтение художественной литературы. Раскрашивание раскрасок. Наблюдение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Перед началом занятия, дети стоят в кругу.
«Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся».
– Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Дети какое сейчас время года? Весна.
А признаки весны вы знаете.
Дети когда мы были с вами на прогулки наблюдали за кем? За детьми младшей группы как они рассматривали следы птиц. Молодцы и я предлагаю вам рассказать о них. Что бы вы могли рассказать о птицах малышам?
Ответы детей.
К сожалению малыши нас не слышат и у вас очень много информации. Как же можем донести до малышей?
Дети предлагают создать книгу о птиц перелётных. И каждую страницу мы с вами будем создавать с помощью заданий и подарим нашим малышам.
А чтоб нам создать книгу нам надо выполнить задания про птиц.
Тогда приступим с вами к созданию книги.
И вот для вас первое задание.
1. «Верни птиц в свои дома»
– Ребята, перед вами два времени года весна и зима. Помогите найти и поселить каждую перелётную птицу на дерево. И объясните, почему вы поселили ту или другую птицу на дерево? (Далее дети расселяют птиц и отвечают на вопросы)
– Каких птиц называют перелётных? Почему эти птицы называются перелётные?
Ребята, как вы думаете, мы справились с первым заданием? Я тоже так считаю, что мы справились хорошо.
И нашу первую страницу книги помещаем.
2. Второе задание.
Ребята проходите на свои места выполнять следующие задание.
Ребята,у каждого на столах лежат разрезанные картинки птиц,давайте соберем их. Кто изображен на получившихся картинках?
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц.
Воспитатель – Ребята как вы смогли уже увидеть на картинках что птицы отличаются друг от друга. А чем ребята они отличаются друг от друга?
И вот наша вторая страница книги.
3. Посмотрите ребята на мольберт и скажите что видите?
Дети. Птиц.
Воспитатель: правильно а что за птицы такие и чьи хвосты?
Давайте мы с вами расположим хвосты к той птицы которой они относятся.
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: закрепить представления по лексическим темам "Перелётные, создать условия для активизации словаря, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры:
Дети самостоятельно ищут «хозяина» хвоста и проговаривают название птицы, называют, чей хвост.
И нашу 3 страницу книги помещаем.
Ой дети посмотрите а чьи эти стаи?
Дети: птиц.
Воспитатель а каких птиц?
4. Дидактическая игра «Найди стаю»
Цель: развивать умение детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.
Дидактическая игра: «Что за птица»
Цель. Совершенствовать умение детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
И вот наша 4 страница книги.
Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Я тоже так считаю, что мы справились и справились мы хорошо.
А теперь давайте поиграем. Я вам покажу птиц, а вы назовете лишнюю птицу и объясните, почему она лишняя.
5. Игра «Четвертый лишний».
- Грач, ласточка, воробей, скворец. (Кто лишний? – грач, так как он зимующия птица)
С этим заданием вы справились хорошо ребята, трудно было? (Ответы детей) И вот у нас 5 страница нашей книги.
Давайте с вами отдохнём.
Физкультминутка:
Я гостей вам представляю.
Вот аист идёт длинноногий и важный.
Вот гусь в красных сапожках шагает важно,
А вот утка маленькими шажками идёт
И утят с собой ведёт.
Ласточки с лапки на лапку переваливаются.
Вдруг откуда не возьмись ястреб налетает-
Птиц всех разгоняет.
Вот мы с вами отдохнули, размяли ноги и руки. Вы готовы дальше помогать создавать книгу? Тогда продолжаем. Итак, следующие задание.
Скажите, пожалуйста чем питаются перелётные птицы?
В этом задании, ребята, вам нужно разложить птиц кто чем питается.
6.«Чем питаются птицы».
Цель. Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.
Посмотрите вот наша следующая страница чем птицы питаются.
Ой ребята нам наши птицы оставили ещё задания. И что же там давайте посмотрим.
7. Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей?".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять.
Ребята нам надо поселить наших птичек в свои дома и рассказать. Молодцы с этим заданием справились, и вот наша следующая страница книги.
8. Подвижная игра кто как передвигается. «Птицы Цапля и Журавль.»
Дети посмотрите здесь чьи то следы. Как вы думаете чьи? Покажите пожалуйста кто как передвигается.
Молодцы и с этим заданием справились и нашу страницу о птиц мы помещаем.
Посмотрите какая у нас книга получается интересная и красачная.
Дети нам надо выполнить следующие задание. проходите за столы и садитесь.
Зрительная гимнастика.
Ой посмотрите кто к нам прилетел? (Скворец)
«Птички».
Летели птички,
Прослеживание глазами за предметом по кругу
Собой невелички.
Как они летели,
Движения глазами вправо – влево
Все люди глядели.
Как они садились,
Движения глазами вверх – вниз
Люди все дивились.
8. Посмотрите у вас на столе кто? Ответы- птицы. А это следующие задание. Надо подсчитать нам птиц.
Воспитатель предлагает детям поселить цифру соответствуя птиц. «Ребята давайте мы с вами внимательно посмотрим на них и определим каких и сколько птиц. . Давайте еще раз посмотрим, все ли правильно мы сделали? (проверка правильности, если кто-то допустил ошибку, задать наводящие вопросы).
Молодцы! Хорошо, а кто посчитает, сколько у нас перелётных птиц. Сколько их оказалось? По сколько их получилось? Можно сказать, что их поровну?»
Вот и справились мы с вами со всеми заданиями. А теперь давайте расскажим рассказ про наших птиц.
9. Составление описательного рассказа о перелётных птицах
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).
На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица.
По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.
Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.
Кукушка — птица с буровато-серым оперением. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).
Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.
Вот и с этим заданиям мы с вами справились и нашу страницу от книги помещаем. Молодцы ребята со всеми заданиями справились. и помогли создать книгу про птиц. Ребята, вам понравились задания? О Каких птиц мы сегодня с вами говорили? Как вы помогаете птицам перелётным?
Со всеми заданиями и трудностями вы справились на «отлично». Спасибо вам за работу. И теперь мы с вами подарим энциклопедию младшим деткам.