Лучший педагог года Итоги 2024

Использование инновационных технологий для составления рассказов по картине

Елена Кудря
Использование инновационных технологий для составления рассказов по картине
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Работа по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНР ведется с учетом Типовой образовательной программы «От рождения до школы и ГОС ДО».

Работа над проблемой развития речи проходит на протяжении нескольких лет и ведется с использованием инновационных технологий, которые применял в своей работе В. Ф. Шаталов. Используя всем известные приемы мнемотехники, добивался хороших результатов, в следствии чего его ученики быстрее и лучше запоминали урок. Дело в том, что без этого приема многие его ученики вообще не усваивали учебную информацию. Шаталов помог им сделать то, что хороший ученик делает медленно и неумело, а плохой не делает вовсе, и, конечно, в голове не остается ничего. Универсальное лекарство – быстрое запоминание. Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.

Шаталов сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места.

После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы — это и есть то самое средство, определяющее метод В. Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов. Прежде чем разбираться в применении опорных сигналов, определим, что они из себя представляют. Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. У каждого из нас, совершенно точно, случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, о чем спрашивают. Либо какая-то часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминает. По методике Шаталова с дошкольниками проводится работа по составление рассказов по картине.

Была поставлена основная цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

Основные задачи развития речи заключаются в следующем:

• обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок,

• формирование звуковой культуры речи, грамматического строя, её связность при построении развернутого высказывания, устойчивого интереса к занятиям по развитию речи.

• развитие и накапливание словарного запаса детей;

• воспитание коммуникативных качеств личности и культуры речи.

Необходимо научить ребенка выражать свои мысли свободно, интересно, последовательно, грамматически правильно, воспроизводить литературный текст, составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, создавать различные виды творческих рассказов, освоить форму речи – рассуждение (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.

С дошкольниками применяются современные инновационные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехника, моделирование. В работе с детьми используются игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.

Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной форме, в интересной форме под руководством взрослого.

В методике развития речи использованию картин принадлежит ведущая роль. Они раздвигают поле непосредственного наблюдения, образы и представления ими вызываемые, конечно менее яркие, чем те, которые дает нам реальная жизнь. Однако видеть жизнь во всем ее многообразии невозможно. И в этом смысле картина прекрасная наглядность.

Поэтому сюжеты картин вызывают яркую, эмоциональную реакцию, повышают познавательный интерес и желание что-то узнать, побуждают анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

• места действия,

• времени действия,

• свойств объектов и предметов,

• целей действия каждого персонажа,

• причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Следующий этап - составление исходного рассказа по картине. Цель: на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Далее следует анализ и оценка творческого рассказа. Рассказ анализируется и оценивается взрослым. Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки.

При обучении составлению рассказов по картине, серии сюжетных картинок соблюдаются следующие правила:

• используются на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают, у детей интерес с самых первых минут занятиях обеспечивают, его сохранение до окончания занятия;

• включаются в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;

• после прослушивания рассказов сверстников предлагается выбрать лучшие сочинение, аргументировать свой выбор;

• перед выполнением задания обязательно делается установка детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.

• поощряются дети, которые выполняют данное требование;

• всегда предлагается четкий план рассказа, если он необходим;

• для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаются детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

• во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаются детям разные варианты, рекомендованные методикой;

• занятие завершается игрой развивающего характера.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении.

Одним из видов организованной таким образом деятельности, является использование метода ТРИЗ – при составлении рассказов по картине с использованием технологии Мурашковской И. Н.

Основные требования:

• целостность за счет полноты методических шагов;

• инструментальность каждого шага и методики в целом;

• мотивированность каждого шага с точки зрения детей;

• стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;

• результативность, достижение целей курса;

• передаваемость - возможность использовать в работе с другими картинками, пособиями.

В основу положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Учтены также вышеупомянутые методические рекомендации.

Всю работу можно рассматривать в виде соответствующих методических шагов.

Шаг 1. «Дели!» (определение состава). Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.

Шаг 2. «Соединяй!» (нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.

Шаг 3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.

Шаг 4. Копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.

Шаг 5. «Отставай-Забегай!» (выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.

Шаг 6. Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

Не стоит стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке, на следующей добавить еще шаг. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующую ступень - согласование всех частей описания в единый целый рассказ.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации о изучаемом.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

I этап. Это введение элементов схем, символов.

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Используются предметно-схематические модели.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Проведенная работа существенно влияет на формирование стойких познавательных мотивов и интересов детей, значительно повышается уровень инициативности и самостоятельности. Примером этого может стать увеличение количества детских вопросов, выявление попыток самостоятельно находить на них ответы.

Благодаря специальной работе направленной на развитие гибкости, быстроты мышления и творческого воображения у детей появляется умение находить много вариантов решения стандартных и нестандартных проблемных ситуаций, рассматривать объект с различных точек зрения.

В процессе речевых занятий наблюдаются позитивные изменения в развитии речевой деятельности. Появляется большая активность, дети хотят отвечать, им интересно. Дети составляют развернутые сюжетные рассказы, рассказы описательного характера, рассказы – размышления. Теперь рассказывать могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения почти всегда молчали. Выражая предположения в размышлениях, подбирают аргументы, чувствуют себя свободно, непринужденно, не боятся даже ошибочных суждений.

Наблюдения за самостоятельной художественной, игровой деятельностью детей показывают, что повышается общий уровень их активности и инициативности. Увеличивается количество детей, берущих на себя руководящие роли, предлагающих различные варианты игрового сюжета. Причем более весомым стал этап обсуждения замысла игры, сюжета. Замечено, что в процессе игровой деятельности, дети употребляют разнообразные речевые средства творчески и уместно строят высказывания. И достигается самая главная цель - чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел таким сложным умением, как рассказывание.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий для составления рассказов по картине
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 20:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных технологий для составления рассказов по картине» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кудря (УИ 26619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД