Елена Кудря
Использование инновационных технологий для составления рассказов по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Работа по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНР ведется с учетом Типовой образовательной программы «От рождения до школы и ГОС ДО».
Работа над проблемой развития речи проходит на протяжении нескольких лет и ведется с использованием инновационных технологий, которые применял в своей работе В. Ф. Шаталов. Используя всем известные приемы мнемотехники, добивался хороших результатов, в следствии чего его ученики быстрее и лучше запоминали урок. Дело в том, что без этого приема многие его ученики вообще не усваивали учебную информацию. Шаталов помог им сделать то, что хороший ученик делает медленно и неумело, а плохой не делает вовсе, и, конечно, в голове не остается ничего. Универсальное лекарство – быстрое запоминание. Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.
Шаталов сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места.
После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы — это и есть то самое средство, определяющее метод В. Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов. Прежде чем разбираться в применении опорных сигналов, определим, что они из себя представляют. Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. У каждого из нас, совершенно точно, случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, о чем спрашивают. Либо какая-то часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминает. По методике Шаталова с дошкольниками проводится работа по составление рассказов по картине.
Была поставлена основная цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.
Основные задачи развития речи заключаются в следующем:
• обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок,
• формирование звуковой культуры речи, грамматического строя, её связность при построении развернутого высказывания, устойчивого интереса к занятиям по развитию речи.
• развитие и накапливание словарного запаса детей;
• воспитание коммуникативных качеств личности и культуры речи.
Необходимо научить ребенка выражать свои мысли свободно, интересно, последовательно, грамматически правильно, воспроизводить литературный текст, составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, создавать различные виды творческих рассказов, освоить форму речи – рассуждение (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.
С дошкольниками применяются современные инновационные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехника, моделирование. В работе с детьми используются игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.
Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной форме, в интересной форме под руководством взрослого.
В методике развития речи использованию картин принадлежит ведущая роль. Они раздвигают поле непосредственного наблюдения, образы и представления ими вызываемые, конечно менее яркие, чем те, которые дает нам реальная жизнь. Однако видеть жизнь во всем ее многообразии невозможно. И в этом смысле картина прекрасная наглядность.
Поэтому сюжеты картин вызывают яркую, эмоциональную реакцию, повышают познавательный интерес и желание что-то узнать, побуждают анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы.
Начальный этап работы по картине включает в себя установление:
• места действия,
• времени действия,
• свойств объектов и предметов,
• целей действия каждого персонажа,
• причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
Следующий этап - составление исходного рассказа по картине. Цель: на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.
Далее следует анализ и оценка творческого рассказа. Рассказ анализируется и оценивается взрослым. Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки.
При обучении составлению рассказов по картине, серии сюжетных картинок соблюдаются следующие правила:
• используются на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают, у детей интерес с самых первых минут занятиях обеспечивают, его сохранение до окончания занятия;
• включаются в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;
• после прослушивания рассказов сверстников предлагается выбрать лучшие сочинение, аргументировать свой выбор;
• перед выполнением задания обязательно делается установка детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.
• поощряются дети, которые выполняют данное требование;
• всегда предлагается четкий план рассказа, если он необходим;
• для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаются детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
• во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаются детям разные варианты, рекомендованные методикой;
• занятие завершается игрой развивающего характера.
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении.
Одним из видов организованной таким образом деятельности, является использование метода ТРИЗ – при составлении рассказов по картине с использованием технологии Мурашковской И. Н.
Основные требования:
• целостность за счет полноты методических шагов;
• инструментальность каждого шага и методики в целом;
• мотивированность каждого шага с точки зрения детей;
• стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;
• результативность, достижение целей курса;
• передаваемость - возможность использовать в работе с другими картинками, пособиями.
В основу положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Учтены также вышеупомянутые методические рекомендации.
Всю работу можно рассматривать в виде соответствующих методических шагов.
Шаг 1. «Дели!» (определение состава). Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.
Шаг 2. «Соединяй!» (нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.
Шаг 3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.
Шаг 4. Копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.
Шаг 5. «Отставай-Забегай!» (выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.
Шаг 6. Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.
Не стоит стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке, на следующей добавить еще шаг. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующую ступень - согласование всех частей описания в единый целый рассказ.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации о изучаемом.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
I этап. Это введение элементов схем, символов.
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Используются предметно-схематические модели.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Проведенная работа существенно влияет на формирование стойких познавательных мотивов и интересов детей, значительно повышается уровень инициативности и самостоятельности. Примером этого может стать увеличение количества детских вопросов, выявление попыток самостоятельно находить на них ответы.
Благодаря специальной работе направленной на развитие гибкости, быстроты мышления и творческого воображения у детей появляется умение находить много вариантов решения стандартных и нестандартных проблемных ситуаций, рассматривать объект с различных точек зрения.
В процессе речевых занятий наблюдаются позитивные изменения в развитии речевой деятельности. Появляется большая активность, дети хотят отвечать, им интересно. Дети составляют развернутые сюжетные рассказы, рассказы описательного характера, рассказы – размышления. Теперь рассказывать могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения почти всегда молчали. Выражая предположения в размышлениях, подбирают аргументы, чувствуют себя свободно, непринужденно, не боятся даже ошибочных суждений.
Наблюдения за самостоятельной художественной, игровой деятельностью детей показывают, что повышается общий уровень их активности и инициативности. Увеличивается количество детей, берущих на себя руководящие роли, предлагающих различные варианты игрового сюжета. Причем более весомым стал этап обсуждения замысла игры, сюжета. Замечено, что в процессе игровой деятельности, дети употребляют разнообразные речевые средства творчески и уместно строят высказывания. И достигается самая главная цель - чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел таким сложным умением, как рассказывание.