Любовь Лосева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Перелётные птицы весной
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №48 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
КОНСПЕКТ
ООД
по ознакомлению с окружающим миром
с детьми старшей группы
Тема
«Перелётные птицы весной»
Дата проведения:
1 неделя апреля
Автор (или составитель)
воспитатель
Лосева Любовь Васильевна
2023г.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о перелётных птицах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Перелётные птицы весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
образовательные:
- закреплять представления детей о перелетных птицах;
- закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания;
- систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта;
- активизация словаря по теме;
- формирование грамматического строя речи.
развивающие:
- развивать умение детей высказывать предположения, делать простейшие выводы;
- развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок;
- развитие внимания, памяти, мышления.
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное и заботливое отношение к ним;
- воспитывать уважение к сверстникам, умение выслушивать ответ товарища.
Методы работы с детьми:
наглядные: картинки птиц (презентация); глобус; макет дерева (для птиц); разрезные картинки птиц;
словесные : стихи о весне, о птицах; загадки о птицах; беседа о весне, о птицах; уточняющие и направляющие вопросы;
практические: метод напоминания, ситуативный метод, совместная
деятельность детей.
Предварительная работа: знакомство детей с перелетными птицами; наблюдение за птицами на прогулках; чтение художественной литературы по теме; составление описательных рассказов по картинкам; отгадывание загадок о птицах; художественное творчество.
Оборудование и материалы: презентация загадок «Перелетные птицы», интерактивная доска, магниты, скрепки (по количеству детей, глобус, картинки с изображением птиц, конверты с разрезными картинками (по количеству детей, раскраски птиц, цветные карандаши, макет дерева.
Ход ООД:
Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит весеннее солнышко.
Первый лучик, нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принес с собой в ладошках
Теплоту, частичку солнца.
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
Основная часть.
Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?
Дети: Весна, апрель.
Воспитатель: Весна – это удивительное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна. Послушайте стихотворение о весне, его прочтёт Полина Иванова.
Стихотворение «Погожие деньки» М. Пляцковского.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце тёплое,
Весёлое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят пёрышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!
Воспитатель: И у нас тоже радостное, весеннее настроение.
А какое сегодня число? День недели?
Дети: 1 апреля, четверг.
Воспитатель: Дети, 1 апреля в нашей стране отмечают День Птиц.
(Показ слайда)
Поэтому сегодня, мы поговорим о птицах, которые прилетают к нам весной. Как их называют?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Я хочу проверить, хорошо ли вы их знаете. Отгадайте мои загадки.
Загадки о перелётных птицах (Показ презентации).
Воспитатель: Давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными.
(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их)
Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.
Почему эти птицы улетают от нас осенью? (Ответы детей)
Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом.
(Ответы детей)
Правильно, все эти птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.
Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края, где круглый год много насекомых. А почему они всё же возвращаются обратно, как, вы, думаете?
(Ответы детей)
Каждый перелёт очень труден для птиц и опасен. Они пролетают по несколько тысяч километров. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. Осенью их гонит отсюда голод. Но что же заставляет их вернуться обратно весной?
Знаете, ребята, учёные до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь они научились летать, родители учили их добывать пищу. Наверное, обратно их зовёт любовь к родному краю, родному дому.
Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно? (Ответы детей)
Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит? Для этого мы проведём опыт с магнитом.
Воспитатель с детьми подходит к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.
Воспитатель: Наша планета Земля – это огромный, природный магнит. (Показ глобуса)
А магнит умеет притягивать.
У меня есть магнит. (Показ магнита)
Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?
(Разные варианты ответов детей)
Давайте попробуем.
Опыт с магнитом. (Дети проверяют действие магнита, объясняют увиденное)
Воспитатель: Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.
Как летят перелетные птицы?
Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки.
Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. (Показ слайда)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру. Но перед игрой нам надо выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Птицы перелётные».
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели! (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
Прилетел к нам скворушка – серенькое пёрышко.
(Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж. (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить, как поёт птица)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, что вы видите на столах?
Дети: Конвертики. Воспитатель: В конвертиках для вас задание игры. Если вы правильно выполняете задание, то на наше дерево прилетает птичка. (Показ дерева) Вы хотите узнать кто прилетит к нам? (Да)
Посмотрите, что у вас в конвертах.
(Дети высыпают разрезные картинки птиц)
Задание: 1) собрать картинку птички и назвать её;
2) найти похожую среди раскрасок и закрасить по собранному образцу;
3) прикрепить готовую птичку на дерево.
Приступайте к выполнению.
Игра «Собери разрезную картинку».
Заключительная часть.
Воспитатель: Посмотрите сколько пернатых друзей прилетело на наше дерево.
Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?
(Ответы детей)
Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.
А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
(Ответы детей)
Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен.
Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
Наши дети тоже хотят поблагодарить птиц в своих стихах.
Стихи о птицах.
1 ребё нок: Как жизнь свою представить нам без птиц,
Она была бы скучной и унылой.
Без соловьёв, без ласточек, синиц,
Совсем не то, совсем не так всё было.
Сегодня праздник птиц, прекрасный день.
Мы чествуем друзей своих пернатых.
И призываем всех других людей
Гуманней быть к товарищам крылатым.
2 ребё нок: Птиц сегодня люди поздравляют
С днём международным их весенним.
Хочется, пернатым и крылатым
Жизни пожелать простой и сытой.
В чистом, мирном небе чтоб летать им.
У людей чтоб быть им под защитой.