Галина Горбань
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Образовательные задачи:
1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.
2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Снег и лед
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская.
Форма работы с детьми: групповая.
Материалы и оборудование:
· иллюстрации, изображающие явления неживой природы;
· лед в форме для замораживания;
· снег;
· стаканчики с водой;
· тарелочки;
· палочки для опытов;
· молоточек;
· картонки зеленого и красного цветов;
· бумажные салфетки;
· соль, укроп, рис;
· конверт;
· пуговица.
Ход проведения:
1 часть – вводная.
Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес конверт. Хотите узнать, что в нём? В конверте загадки. Отгадайте первую загадку:
Кто поляны белит снегом
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Ответы детей: Зима.
Воспитатель: В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы. А какие зимние явления вы знаете?
Ответы детей: Метель, пурга, лёд, вьюга, снег, иней, гололёд.
Воспитатель: Всё, что вы перечислили относится к неживой природе. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Эти явления не питаются, не растут и т. д.
Воспитатель: Правильно, эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают и не размножаются. Я достаю из конверта другие загадки и предлагаю вам их отгадать:
«Зиму пролежал и в землю убежал» (снег).
«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд).
- Сегодня я приготовила снег и лёд. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения.
- Дети, хотите сравнить снег и лёд, провести с ними опыты?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Тогда, приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда. Скажем слова: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!
Дети: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!
2 часть – основная.
Воспитатель: Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и отличаются снег и лёд? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.
Опыт №1. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?
Ответы детей: Снег можно проткнуть палочкой, а лёд нельзя, не получается. Лёд жесткий.
Воспитатель: Сделаем вывод: снег - рыхлый, мягкий, а лёд - твердый, жёсткий. Повторим хором.
Ответы детей: Снег - рыхлый, мягкий, а лёд - твердый, жёсткий.
Воспитатель: Опыт №2. Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?
Ответы детей: Лёд хрупкий и колется.
Воспитатель: Верно, вывод: снег мягкий и молоточек проваливается. Лёд можно расколоть. Лёд хрупкий и колется. Повторим хором.
Ответы детей: Снег мягкий, а лёд можно расколоть.
Воспитатель: Опыт №3. Продолжим сравнивать снег и лёд. Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите?
Ответы детей: Ничего не видно. Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете?
Ответы детей: Через лёд видно, что картон красный.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать? Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, а лёд бесцветный, прозрачный. Повторим хором.
Ответы детей: Снег – не прозрачный, а лёд – прозрачный.
Воспитатель: Опыт №4. А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете?
Ответы детей: Холод.
Воспитатель: Что появилось на ладошках?
Ответы детей: Вода.
Воспитатель: Откуда взялась вода?
Ответы детей: Снег и лёд начали таять.
Воспитатель: Что быстрее тает на ваших ладошках - снег или лёд?
Ответы детей: На ладошках быстрее тает снег.
Воспитатель: Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду?
Ответы детей: Потому что ладони тёплые, а снег и лёд холодные.
Воспитатель: Какой сделаем вывод? Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Повторим хором.
Ответы детей: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд.
Воспитатель: Опыт №5. Рассмотрим большую и маленькую льдинки. Как вы думаете, почему маленькая льдинка имеет форму кубика, а большая имеет другую форму? (демонстрация формы для льда).
Ответы детей: Воду налили в разные формы и образовался лед.
Воспитатель: Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой.
- А пока поиграем с пальчиками.
(Пока льдинки и снег тают, проводится пальчиковая гимнастика).
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаем пальчики по одному).
Мы во двор пришли гулять. («Идем» по столу указательным и средним пальцами).
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами).
С горки мы потом катались, (Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки).
А еще в снегу валялись. (Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой).
Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки).
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки).
Воспитатель: Понаблюдайте за таянием льдинок и снега. Посмотрите внимательно, что произошло с льдинками в воде?
Ответы детей: Льдинки начали таять.
Воспитатель: Какая льдинка растает быстрее?
Ответы детей: Быстрее растает маленькая льдинка.
Воспитатель: Как тает снег?
Ответы детей: Снег тает быстрее, чем льдинки.
Воспитатель: Сделаем вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. Повторим вывод хором.
Ответы детей: Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая.
Воспитатель: Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда, лёд плотнее. Повторим хором.
Ответы детей: Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее.
Воспитатель: Опыт №6. Рассмотрите кубики льда. Давайте насыплем на середину первого кубика немного соли, на середину второго укроп, на середину третьего рис.
(Опыт проводится на столе воспитателя, вызывается 1 ребёнок).
- Подумайте и скажите, что произойдёт с кубиком, посыпанным солью и с кубиками, не посыпанными солью?
- Ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие. Ледяные кубики, не посыпанные солью, останутся прежними.
Воспитатель: Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими. Вывод: Солёный лёд начинает быстрее таять.
- Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.
Воспитатель: Опыт № 7. «Освобождение пуговицы из ледяного плена».
- Ребятки, мы не просто так проводили опыты со снегом и льдом. Я хочу попросить вас помочь. Одна девочка из старшей группы потеряла пуговицу, она даже не знает, где её искать. Сегодня, по дороге на работу я увидела на дороге что-то блестящее. Оказалось, что это та самая пуговица, но она вмёрзла в лёд. Давайте вместе с вами придумаем, как освободить пуговицу, чтобы вернуть её девочке.
(Дети выдвигают предположения).
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо» :
- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (руки замерзнут);
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут);
- можно положить на батарею;
- разбить лёд молотком (сломаешь пуговицу);
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться);
- можно положить в тёплую воду;
- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать).
Воспитатель: Предлагаю положить замороженную во льду пуговицу в тёплую воду.
Вывод. Пуговица быстро освободилась в тёплой воде.
3 часть – заключительная.
Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали!
- Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!
Итак, давайте вспомним и ещё раз расскажем, чем похожи снег и лёд, и чем отличаются?
Ответы детей: Снег и лёд – это замёрзшая вода.
Снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий.
Лёд можно расколоть. Лёд хрупкий и колется.
Снег – не прозрачный, а лёд – прозрачный.
Снег тает быстрее, чем лёд.
Солёный лёд начинает быстрее таять.
Воспитатель: Пора возвращаться, скажем слова: 1, 2, 3 – в группу заходи.
Дети: 1, 2, 3 – в группу заходи.
Просмотрено: 100%