Лариса Коробейникова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Картошка всегда с нами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания детей о живой и неживой природе, познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения свойств картофеля.
Задачи.
Образовательные:
Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Картошка всегда с нами“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов (работать с посудой стеклянной и прозрачной ёмкостью, с йодом и пипетками, соблюдать при этом необходимые меры безопасности) и умение работать в коллективе, слушать мнение окружающих и уметь доказать своё мнение. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
Воспитательные: воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.
Предварительная работа:
1. Беседы о живой, неживой природой, об овощах, их роли в жизни человека.
2. Наблюдение за уборкой картофеля.
3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)
5. Просмотр презентации «Живая и неживая природа», «Откуда к нам пришла картошка».
Материал для занятий.
Прозрачные, стеклянные стаканы, колба.
Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.
Вещество (йод) для добавления в крахмал, пипетки.
Полоски белого цвета, по количеству детей.
Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (кабачок, картофель, свёкла, морковь) по количеству детей.
Половинки картофеля, терки.
Презентация про картофель.
Ход занятия.
Дети стоят в центре группы.
Воспитатель: ребята а вы знаете, что природа делится на части? (Живая и неживая природа). Дети, вы любите экспериментировать?
Дети: да!
Воспитатель: для того, чтобы попасть в нашу лабораторию, предлагаю вспомнить, что такое живая и неживая природа? Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще идёт речь?
Воспитатель:
В земле тот овощ вырастает,
Любой из нас про это знает…
Бывает разная по вкусу…
Кладут её и в борщ, и в суп…
Пожарить можно её с маслом,
Испечь и на костре не прочь…
Вкусна в пюре она с грибами,
С котлетой, мясом, огурцом…
Кто ест её, тот много знает…
Растёт здоровым, молодцом…
Картошка!
Дети: о картошке.
Воспитатель: а что мы можем с вами приготовить из картофеля?
(ответы детей).
Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут, делают картофельное пюре, начинки для пирожков. Картофель нужен людям не только для еды, им также кормят скотину. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги, вот такой удивительный овощ!
Воспитатель: ребята, предлагаю вспомнить откуда мы берем картофель? Дети: (из магазина, с огорода, выкапываем из земли. То, что мы выкопали из земли, называются клубни).
Воспитатель: Картофель растёт, цветёт, размножается, дышит. Тогда сделаем вывод, картофель это, живая природа? Воспитатель показывает разрезанный пополам картофель, и семян в нем не находят. Возникает вопрос: из чего же вырастает картофель, как он размножается?
Ответы детей
Из личного опыта, дети могут дать правильный ответ, или воспитатель сообщает, что картофель в землю сажают одним клубнем небольшого размера, на котором за лето нарастают стебель и корни, а потом и новые клубни. А земля, в чём растёт картофель относится к неживой или живой природе? Дети: не живая, она не растёт, не размножается. Воспитатель: дети, а вы хотите узнать из чего состоят картофельные клубни? Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Дети: проводят опыты. Воспитатель: но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории.
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
- быть предельно аккуратным.
Воспитатель: приглашаем вас в лабораторию.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.
Опытно- экспериментальная деятельность:
1) Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода.
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде. Вызвать 2 детей.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится что то, белое (крахмал, и это вещество не растворяется в ней.
3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель: для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
Воспитатель: конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
Воспитатель: сейчас у нас в лаборатории перерыв.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).
И картошка, и свекла. Это всё наша еда! (Показываем большой палец).
Воспитатель: молодцы!
Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
Сравнение крахмала с мукой.
Воспитатель: как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?
Дети: потому, что крахмал похож на муку, но делают его из картофеля.
Воспитатель: у вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.
- Что можно сказать о цвете муки?
Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).
Вывод: мука желтоватого цвета.
Воспитатель: что можно сказать о цвете крахмала?
Дети: крахмал белого цвета.
Вывод: крахмал белого цвета.
Воспитатель: потрогайте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
Дети: мука мягкая.
Вывод: мука мягкая.
Воспитатель: что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?
Вывод: крахмал скрипит, хрустит.
Воспитатель: какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Что можно сказать о запахе муки?
Дети: мука без запаха.
Вывод: мука не имеет запаха.
- Что можно сказать о запахе крахмала?
Дети: крахмал без запаха.
Вывод: крахмал не имеет запаха.
Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки по схеме 1-2 человек.
Воспитатель: чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Воспитатель: как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.
Воспитатель предлагает детям открыть тарелки с нарезанными овощами (у детей разные овощи, баночки с йодом и пипеткой.
Дети проводят опыт: капают йодом на овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель: в каких овощах есть крахмал?
(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет).
Дети: ответы детей.
Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Воспитатель: мы сегодня с вами сделали наши открытия:
- Картофель состоит из воды и крахмала.
- Крахмал содержится только в картофеле.
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: что вы нового узнали о картофеле сегодня?
Ответы детей.
Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи. Вам понравилось экспериментировать?