Елена Шевцова
Конспект по окружающему миру в старшей группе «Колесо — великое изобретение древнего человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: КОЛЕСО – ВЕЛИКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Цель: Расширить кругозор детей, знакомя их с важными изобретениями древнего
человека, разъяснить, что такое изобретение и кого мы называем изобретателем : обобщить
представление о применении колеса в жизни человека : пробуждать желание стать
изобретательным человеком.
Материал: картинки, иллюстрации, колеса различной формы, прялка,
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание
картин, рисунков, игры.
Словарная работа: Изобретение, ось, подшипник, мельница.
Методы и приемы: Словесный, наглядно-демонстрационный, экспериментальный.
Ход путешествия:
Воспитатель: Посмотрите, нам сегодня прислали посылку. Как вы думаете, что в ней.
Она тяжелая. Давайте посмотрим. Да в этой посылке – колесо. А откуда к нам пришло
колесо. А давайте сегодня, совершим путешествие в прошлое и узнаем, как появилось
колесо. Ну, что ж, и транспорт нам надо выбрать.
Дети: Можно путешествовать на лошади, на слоне, на верблюде, на осле и даже на
собаках.
Воспитатель: А если транспорт будет сказочный, то на чем мы будем путешествовать.
Дети: Можно полететь на гусях-лебедях.
Воспитатель: Вот этот транспорт будет самым быстроходным и везде проходимым.
Зовем гусей.
– Гуси-гуси, серые гуси,
Быстрее летите,
И в прошлое нас несите.
Дети закрывают глаза, отправляются в путь. Открывают глаза, а перед ними –
Старичок.
Старичок : Здравствуйте, дети. Откуда вы, зачем прилетели.
Дети: Здравствуйте. Мы хотим узнать, как появилось колесо.
Старичок : Тогда послушайте мой рассказ:
Давным-давно, когда человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды и охотился на
диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги: В каменный жестокий век
Встал на ноги человек.
Только плохо в древнем мире,
Что их две, а не четыре.
Стережет людей беда:
Злобный тигр бежит сюда.
Остается им в итоге
Унести быстрее ноги.
Шли столетия. Древний человек уже не хотел полагаться только на быстроту своих ног.
Он был самым хитроумным, наблюдая за табунами диких лошадей, думал, как же облегчить
себе жизнь.
Как коня мне приручить.
Может, сеном накормить,
Чтоб со мною он дружил,
Чтобы верно мне служил.
Но человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и в конце концов он придумал
КОЛЕСО. Это было великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
С появленьем колеса
Происходят чудеса.
Как же жили – вот вопрос –
Раньше люди без колес.
Считается, что колесо изобрели в одной из стран Древнего Востока. Попытаемся
представить, как это было.
Физминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы немного отдохнули
Шло строительство гигантской пирамиды. Над ее возведением трудились сотни людей.
(Рассматривают иллюстрацию). Им надо было выламывать из горы огромные камни и
тащить их к месту строительства.
Несколько человек безуспешно пытались сдвинуть с места один из таких гигантов.
Палящая жара. Люди уже выбивались из сил, а глыба – ни с места. Но работу надо было
закончить до восхода солнца, иначе рабочих ждали жестокие наказания. Кто-то с досады
пнул ногой, лежащее на земле круглое бревно, и оно с грохотом откатилось в сторону.
Увидев это, человек воскликнул : Сейчас я отдал бы все на свете, чтобы ужасный булыжник покатился по земле так же легко, как это бревно. Он посмотрел сначала на камень, потом на бревно и принял удивительно простое решение: сообразительный рабочий предложил своим товарищам подложить несколько бревен под упрямый камень, а затем толкнул его – неожиданно тяжеленная глыба сдвинулась с места и легко заскользила по бревнам. Дальше люди уже поняли, что делать. В течение всего пути они продолжали подкладывать бревна под движущийся камень и благополучно доставали его на место строительства. Так послушайте стихотворение:
Тяжелый камень я тащил,
Но быстро выбился из сил:
Хоть я стараюсь так и сяк –
Не сдвинуть мне его никак.
Но не привык я унывать –
Мне надо что-то предпринять.
И я подумал: может быть,
Под глыбу бревна подложить.
Хотя тяжел был камень, но
Я под него кладу бревно.
Вперед скользит он на бревне –
И сразу легче стало мне.
– Конечно, круглые бревна, на которых камень приехал к месту строительства, не
являлись колесами. Они лишь крутились, как колесо. Однако именно бревна натолкнули
человека на мысль о более удобном транспорте-повозке на колесах. Давайте посмотрим, как это было.
Опыт с деревом.
(Дети рассматривают деревянные чурочки и кубики. Выясняют, почему колесо катится,
а кубик нет).
Воспитатель: Спасибо вам за интересную встречу. Но нам пора возвращаться. До
свидания. (Старичок прощаясь, уходит).
– К сожалению, мы не знаем имени того, кто придумал колесо. Прошло много
столетий, но этот круглый вращающийся предмет продолжает служить человеку.
Практически весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.
Какой транспорт вы знаете, где есть колеса. (Велосипед, мотоцикл, легковой
автомобиль, автобус, скорая помощь, поезд и т. д.)
– А сейчас отгадайте загадки:
– На четыре ноги
надевали сапоги.
Перед тем, как одевать,
Стали обувь надувать.
(Шины, колеса).
– По дороге едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус).
– Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
И бегут два колеса.
Угадайте, есть ответ, –
Это мой. (Велосипед).
Работа с конструктором (желательно железным). Дети конструируют тележку.
Закрепляют, что колесо круглое и поэтому крутится, передвигаясь.