Марина Леонтьевна Аксенова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’] и буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки Р, Рь и буква Р. Давай поиграем.
Цель: знакомство с буквой Р.
Задачи:
1. Познакомить со звуками «Р, Рь» и буквой «Р».
2. Учить составлять слова по заданным звукам; составлять предложения из слов и понимать их смысл.
3. Развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; подбирать слова на заданный звук; определять количество слогов в слове.
4. Упражнять в звуковом анализе слов.
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Закреплять навык графического изображения буквы «Р».
6. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование: игровое поле на ватмане «Звуки и буквы», картинки со звуками «Р, Рь», буквы для составления слов, замки синий и зеленый, перфокарты для определения положения звука, перфокарты для определения слогов в слове, перфокарты с буквами Р правильного и неправильного написания, слова для составления предложения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть вместе со мной в игру. Хотите? (Да) Игра состоит из заданий, которые располагаются по порядку от 1 до 8. В игре есть старт, где игра начинается и финиш, где она заканчивается, выполнив все задания вы можете получить приз. В каждом конверте задание, при выполнении которого вы получаете одну букву от названия приза. Ну что, на старт? (Да).
Воспитатель: но прежде, чем начать необходимо узнать, как называется наша игра. Название мы узнаем если расшифруем ребус. Необходимо на листочке записать первые буквы каждого слова. И прочитать.
(Дети записывают и читают название игры "Звуки и буквы")
Воспитатель: На старт.
Конверт № 1.
Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?
Солнце светит, дождь идет,
В небе радуга цветет.
Над рекой она взошла,
Радость людям принесла.
Речка краше сразу стала
Разным цветом засияла.
(Звук [Р])
- Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня.
Дайте характеристику звуку «Р».
Произносим звук «Р» и тянем ниточку. Как вы думаете какой это звук гласный или согласный? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
А согласные у нас могут жить в каких замках? (Ответы детей)
Лера и Женя выходите посмотреть живет ли буква Р в этих замках. (Ответы детей)
Если в синем, то звук «Р» какой? (согласный твёрдый)
Если в зеленом, то звук «Рь» какой? (согласный мягкий).
А теперь нам нужно узнать звук «Р» звонкий или глухой? (Дети кладут руку на шею и произносят звук Р) Звонкий, потому что горлышко двигается.
Вывод: При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный, звонкий) У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].
Конверт № 2 «Найди картинку»
К нам в гости пришла девочка Рита. Она потеряла картинки, которые лежали у нее в коробке с буквой «Р». (Сначала девочки ищут картинки, называют и складывают в коробку, потом мальчики).
Конверт № 3 «Определи позицию звука»
Определите, где стоит звук Р в начале, середине или в конце.
Слова: Ракушка, самовар, пирамидка, помидор, картошка, река.
Конверт № 4 «Твердый - мягкий»
Возьми картинку на своем столе и определи какой звук «Р» в твоем слове твердый или мягкий.
Дети с картинками с твердым звуком «Р» выстраиваются за синим замком, а дети с картинками с мягким звуком «Рь» за зеленым замком.
Конверт № 5 «Сколько слогов в слове?»
Возьмите перфокарту и определите сколько слогов в каждом слове. Напиши количество слогов в квадратике.
А теперь поменяемся перфокартами с соседом и проверим правильно ли сделано задание. Если нет исправляем красным карандашом, если правильно, то внизу рисуем флажок красным карандашом.
Физминутка
Конверт № 6 «Найди букву «Р»
Возьмите перфокарту и обведите только букву «Р».
Сколько букв вы нашли? (Ответы детей)
Конверт № 7 «Собери слово»
Собери слово из букв и сделай звуковой анализ используя пенал.
Слово: РОЗА.
Конверт № 8 «Составь предложение»
Прочти слова и составь предложение.
Предложение: Около пруда гора.
Вопросы: Какое первое слово? третье? второе?
В каких словах есть звук «Р»?
Почему предложение начинается с большой буквы?
Что ставиться в конце предложения?
Воспитатель: Вот мы и дошли до финиша. Но прежде чем составить слово из наших букв и узнать какой приз нас ожидает, я хочу задать вам несколько вопросов.
В какую игру мы сегодня играли? Вам понравилась игра? (Ответы детей)
С какой буквой мы познакомились?
Какие задания для вас оказались легкие? (Ответы детей)
Какие задания для вас были трудные? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь идем все вместе на ковер и составим слово, которое обозначает наш приз.
Призы: Раскраски.