Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной «В гостях у Грамотейки. Игра со звуками [П]-[Т]-[К]»

Ирина Данилина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной «В гостях у Грамотейки. Игра со звуками [П]-[Т]-[К]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «В гостях у Грамотейки. Игра со звуками [П-Т-К]»

Цели и задачи:

1. Закрепить правильное произношение и различение звуков [П-Т-К];

2. Закрепить умение различать на слух гласные и согласные звуки;

3. Тренироваться в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из прямых слогов со звуками П-Т-К;

4. Проводить звуковой анализ прямого односложного слова;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной „В гостях у Грамотейки, Игра со звуками [П]-[Т]-[К]“» размещена в разделах

5. Печатание прямых слогов со звуками П-Т-К под диктовку;

6. Тренироваться в практическом употреблении пространственных предлогов на, под, за, перед в речи;

7. Развивать фонематический слух и восприятие, первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

8. Формировать у детей различные способы зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;

9. Активизировать словарь детей по теме недели «Мой дом: мебель, посуда»;

10. Продолжать учить детей самопланированию своей деятельности через экран дня (на основе технологии «Ситуация»);

11. Воспитывать у дошкольников навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно, в коллективе, в группах;

12. Создать психофизиологический комфорт детям во время проведения НОД.

13. Постановка проблемной ситуации при переходи к сюжетно – ролевой игре «Рекламное агентство» во второй половине дня.

Оборудование:

Для воспитателя: Запись мелодии школьного звонка; ноутбук; карточки с заданиями; портреты звуков [П-Т-К], [А-У-И]; картинки с изображением предметов мебели и посуды по количеству детей; картинки (кот, паук, конфета, попугай, тапки, кубики); попугай, вырезанный из картона; кот (игрушка); коробочка с кормом для птиц.

Для детей: индивидуальные рабочие тетради и простые карандаши; счётные палочки (на каждого ребёнка); кружки – фишки и квадраты – фишки (на каждого ребёнка).

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Звучит запись школьного звонка. Дети подходят к экрану дня.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня день недели?

Дети: Среда.

Воспитатель: Да, сегодня среда. Обратите внимания на наш с вами экран дня. Если сегодня среда, то, с какого вида деятельности мы начнём свою работу? Какой цифрой мы его обозначили вчера?

Дети: Мы начнём с коммуникативной деятельности. Она обозначена цифрой 1.

Воспитатель: Ну, хорошо. Значит, мы с вами сегодня снова отправимся в гости к Грамотейке, который живёт в стране Звуков. Сегодня Грамотейка так же приготовил для нас несколько заданий, но он забыл расставить цифры, в какой последовательности нам их выполнять. Я предлагаю сделать следующее, мы с вами постараемся сами выполнить задания в нужной последовательности. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте попробуем.

Дети самостоятельно, при помощи направления воспитателя, выстраивают последовательность выполнения заданий.

II. Подготовка артикуляционного аппарата

Коммуникативная деятельность.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы нам с вами отправиться в гости к Грамотейке, что нам нужно подготовить?

Дети: Наши ротики – артикуляционные аппараты.

Воспитатель: Верно. Каждому нужно подготовить свой артикуляционный аппарат.

«Улыбочка» - удержание губ в улыбке.

«Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой.

«Улыбочка – трубочка» - чередование губ в улыбке и трубочкой.

Подъём языка за верхние зубы.

«Качели» - чередование движений языка вверх и вниз.

Мы прижмём язык зубами та – та – та,

А теперь прижмём губами па – па – па.

Проводятся упражнения артикуляционной гимнастики. Дети повторяют упражнения за воспитателем.

III. Знакомство с темой. Характеристика звуков [П-Т-К]

Коммуникативная деятельность.

Воспитатель: Хорошо. Молодцы! А теперь мы отправляемся в гости к Грамотейке. Посмотрим, какие же задания он нам приготовил сегодня. Если Грамотейка живёт в стране Звуков, то, как вы думаете, с какого лепестка мы начнем выполнять задания?

Дети: С лепестка, где живут звуки.

Воспитатель: Конечно же. Мы с вами начнём с коммуникации. И Грамотейка нам предлагает сегодня повторить уже знакомые вам звуки.

Открываем карточку с первым заданием в коммуникативной деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за данный вид деятельности.

Каждый портрет звука, после его разбора крепится на доску.

Воспитатель: Ребята, что это такое? (показываю портреты звуков [П-Т-К])

Дети: Это портреты звуков.

Воспитатель: Всё верно. Это портреты звуков. Это знакомые нам с вами звуки. Давайте вспомним их и дадим им характеристику.

Что это за звук? (показываю портрет звука [П])

Дети: Это звук [П]. Он согласный, твёрдый. Так же может быть и мягким [П’] (произносят)

Воспитатель: Молодцы! Что это за звук? (показываю портрет звука [Т])

Дети: Это звук [Т]. Он согласный, твёрдый. Так же может быть и мягким [Т’] (произносят)

Воспитатель: Молодцы! А что это за звук? (показываю портрет звука [К])

Дети: Это звук [К]. Он согласный, твёрдый. Так же может быть и мягким [К’] (произносят)

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, звуки [П-Т-К] похожи чем – нибудь или нет?

Дети: Похожи: все согласные, твердые.

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы! Давайте посмотрим теперь, какое задание мы будем выполнять следующее.

Игра с картинками «мебель», «посуда»

Познавательно – исследовательская деятельность.

Воспитатель: Звуки мы с вами повторили. Теперь мы где должны поработать? Как вы думаете? Может нам с вами нужно поработать с чем – нибудь? Например, с картинками? Или в тетрадях?

Дети: Давайте.

Воспитатель: А если мы будем работать с картинками или в тетрадях, то, на каком лепестке нам найти следующее задание?

Дети: На оранжевом (показывают на лепесток познавательно – исследовательской деятельности).

Если дети затрудняются, помогаю им.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, что здесь приготовил для нас наш друг Грамотейка. Ой, ребята, посмотрите, а почему здесь два задания висит?

Дети: Это значит, что Грамотейка предлагает нам выполнить два задания в этой деятельности.

Воспитатель: Хорошо. Выбирайте любую карточку.

Открываем карточку с одним из заданий в познавательно – исследовательской деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.

Воспитатель: И так, здесь Грамотейка, приготовил для нас какие – то картинки. Давайте их рассмотрим (рассматриваем).

Воспитатель: Ребята, что изображено на этих картинках?

Ответы детей.

Воспитатель: Как это можно назвать, одним словом?

Дети: Мебель и посуда.

Воспитатель: Всё верно. На этих картинках изображены предметы посуды и мебели. Я предлагаю каждому из вас выбрать себе картинку.

Дети выбирают себе картинку с изображением предмета.

Воспитатель: Выбрали. Теперь Грамотейка предлагает вам разделиться на две группы. Первая группа это ребята, у которых картинки с изображение посуды, а вторая группа те, у кого картинки с изображением мебели.

Дети делятся на две группы.

Воспитатель: Ваша задача заключается в следующем – вам нужно рассмотреть внимательно каждую картинку и объяснить позицию звуков [П], [Т] или [К] в нём, т. е. на каком месте стоит тот или иной звук (в начале, в середине или в конце слова).

Каждая группа рассматривают картинки и определяют позицию звуков в нём. Каждая группа по очереди называет предмет, какой из звуков есть в данном слове, и называют позицию звука. Все остальные дети проверяют.

IV. Работа в индивидуальных рабочих тетрадях. Разбор слова. Повторение гласных звуков [А-У-И]

Познавательно – исследовательская деятельность.

Воспитатель: Это задание выполнили. Давайте посмотрим, каким будет следующее задание. Сейчас мы с вами занимались познавательно – исследовательской деятельностью. На оранжевом лепестке. Верно?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы всё выполнили в этой деятельности? Можем двигаться дальше?

Дети: Нет. Есть второе задание.

Воспитатель: Тогда давайте смотрим, что здесь за задание.

Открываем карточку с одним из заданий в познавательно – исследовательской деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.

Воспитатель: Ребята, Грамотейка предлагает вам выполнить задание в тетрадях. Я попрошу Мишу помочь мне раздать детям рабочие тетради.

Один ребёнок раздаёт детям рабочие тетради.

Воспитатель: Открываем тетради, там, где прописаны цифры 1, 8, 1, 1, находим задание. У каждого из вас в тетради наклеена картинка. Давайте назовём у кого какая картинка.

Дети по очереди называют картинки.

Воспитатель: Вам нужно сделать разбор слова. Но сначала мы с вами давайте вспомним схематическое обозначение звуков. Если звук согласный твёрдый как мы его обозначаем?

Дети: Одной чёрточкой.

Воспитатель: Хорошо. Если звук согласный мягкий, то его мы как обозначаем?

Дети: Двумя чёрточками.

Воспитатель: Молодцы! И если звук гласный, то его мы как обозначим?

Дети: Кружком.

Воспитатель: Ребята, а вспомните, пожалуйста, какие вы знаете гласные звуки.

Дети: [А], [У], [И] (поместить на доску).

Воспитатель: Хорошо. Молодцы! А чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные звуки произносятся легко, без преграды, их мы можем петь. А согласные – трудно, есть преграда, их нельзя петь.

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы можете, приступит к выполнению разбора слова. Тот, кто выполнит задание, поднимаем вверх карандаш, чтобы я видела, что вы закончили задание.

Дети самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях.

V. Физминутка.

Двигательная деятельность.

Воспитатель: Ну что, мы с вами хорошо и много поработали и устно и письменно. Нам бы немного отдохнуть! Как вы думаете, как нам немного отдохнуть? Что нужно для этого сделать?

Дети: Нам нужно подвигаться.

Воспитатель: А на каком лепестке у нас прячутся все задания с движениями?

Дети: На жёлтом лепестке (показывают на двигательную деятельность).

Воспитатель: Хорошо. Давайте посмотрим, какие движения приготовил для нас Грамотейка. А может быть кто – то из вас желает показать упражнения для снятия усталости?

Если дети проявят инициативу и смогут показать несколько упражнений, то физминутка, запланированная для НОД на этом этапе не проводится.

Если инициатива от детей не идёт, то открываем карточку с четвёртым заданием в двигательной деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какую паузу Грамотейка приготовил для нас с вами, чтобы мы немного отдохнули.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмём,

А потом их разведём,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Чашку в руки я беру

И ко рту я подношу,

Голову я наклоняю,

Чай до дна я выпиваю.

Проводятся упражнения. Дети повторяют за воспитателем, при этом повторяя слова.

Воспитатель: Ну вот, немного отдохнули. Давайте будем дальше выполнять задания, которые приготовил для нас Грамотейка.

VI. Игра «Попугай» (воспроизведение слогового ряда на слух).

Игровая деятельность.

Воспитатель: И так, как вы думаете, где нам искать следующее задание? Куда Грамотейка мог спрятать его. Давайте подумаем. В группах мы работали? (ответы детей) Со звуками работали? (ответы детей) Упражнения для снятия усталости делали? (ответы детей) Разбор слова в тетрадях делали? (ответы детей) А что мы с вами ещё не делали?

Дети: Ещё не играли.

Воспитатель: Точно, ребята! У нас с вами ещё не было ни одной игры. А где же мы можем найти задания с игрой?

Дети: В игровой деятельности.

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, что же у нас в игровой деятельности приготовлено. Смотрите, ребята, здесь тоже для нас приготовлено два задания. С какого начнём?

Открываем карточку с одним из заданий в игровой деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.

Воспитатель: Здесь Грамотейка приготовил для нас с вами игру, уже знакомую для вас, называется она «Попугай». Мы с вами встаём в круг. У меня в руках попугай. Я буду произносить слоговой ряд, и передавать попугая одному из вас, тот, кому я передам попугая, должен повторить слоговой ряд именно в той последовательности в какой произнесла его я и после этого передать мне назад попугая. Вспомнили правила?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну, тогда начинаем игру.

КА-ПА-ТА ПУ-КУ-ТУ

КИ-ТИ-ПИ КА-ТА-ПА

ТУ-КУ-ПУ КИ-ПИ-КИ

ПИ-ТИ-КИ ПА-ТА-КА

ТА-ПА-КА КУ-ТУ-ПУ

ПУ-ТУ-КУ

Дети повторяют слоговой ряд.

Воспитатель: Хорошо. Следующую карточку будем смотреть?

Если дети проявят желание открыть следующую карточку, то игра проводится.

Воспитатель: А теперь вы будите повторять за мной словечко – и называть в этом словечке первый звук. Посмотрим, кто самый внимательный из вас.

КОТ - К ПОПУГАЙ – П

ПАУК (ПАУТИНА) – П ТАПКИ – Т

КОНФЕТА – К КУБИКИ – К

Воспитатель: Молодцы! Ну что, поиграли. Какое будет следующее задание? Как вы думаете? (варианты ответов детей) Мы с вами сейчас делали упражнения и играли в игру. Столько времени уже на ногах. Нам бы присесть и поработать бы руками да пальцами. Как вы считаете? (ответы детей) Значит, нам нужно искать задание на каком лепестке? (показывают на продуктивную деятельность)

Воспитатель: Давайте проверим, что приготовил для нас Грамотейка в продуктивной деятельности.

VII. Печатание прямых слогов под диктовку.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: И так, ребята, открываем карточку с этим заданием.

Открываем карточку с шестым заданием в продуктивной деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.

Воспитатель: Мы будем с вами пропечатывать звуки. Сначала мы пропечатаем их либо с помощью счётных палочек, либо с помощью фишек – кружков, либо фишек – квадратов. Сейчас каждый из вас выберет, как вы будите выполнять это задание.

Дети выбирают себе материалы для печатания слогов (фишки – кружки, фишки – квадраты, счётные палочки)

Воспитатель: Ну, всё, все определились. Начинаем!

Проговариваю по одному слогу.

ПА, КУ, ТИ

Дети печатают слоги под диктовку.

Воспитатель: Замечательно! Молодцы!

Употребление предлогов на, под, за, перед. Игра в уголке уединения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран дня, где ещё у нас остались задания?

Дети: На стрелочке, которая ведёт к центру экрана.

Воспитатель: И здесь у нас тоже два задания. Ну что, начнём с того, что первое? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же приготовлено для нас с вами здесь.

Открываем карточку с седьмым заданием на стрелке, ведущей к центру экрана дня. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.

Воспитатель: Ребята, здесь Грамотейка просит вас обратить внимание на наш уголок уединения. Кто же сидит там? Давайте подойдём ближе и посмотрим.

Кто это?

Дети: Кот.

Воспитатель: Верно, это кот. Скажите мне, пожалуйста, где сидит кот?

Дети: Кот сидит на стуле.

Воспитатель: Верно. Кот сидит НА стуле. А если я посажу кота сюда (сажу кота под стул, где теперь сидит кот?

Дети: Кот сидит под стулом.

Воспитатель: А сейчас? (сажу кота за стул)

Дети: Сейчас кот сидит за стулом.

Воспитатель: Всё верно. Молодцы! Теперь, где сидит кот? (сажу кота перед стулом)

Дети: Сейчас кот сидит перед стулом.

Воспитатель: Молодцы!

Если дети не произносят предложение полностью, то я обобщаю их ответ, выделяя предлог.

После прошу, нескольких детей посадит кота на стул, перед стулом, за стул, под стул. Дети выполняют задания по просьбе воспитателя.

VIII. Заключение. Беседа в центре науки и естествознания (природном уголке).

Воспитатель: Ну что, открываем последнее задание?

Дети: Да.

Открываем карточку с восьмым заданием на стрелке, ведущей к центру экрана дня. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.

Воспитатель: Ребята, Грамотейка просит нас обратить внимание на центр науки и естествознания, т. е. на природный уголок. Мы должны там что – то найти. Давайте посмотрим.

Подходим к природному уголку и находим в нём коробочку с кормом для птиц.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Это корм для птиц.

Воспитатель: Для чего он нужен?

Дети: Он нужен для того чтобы подкармливать птиц, которые зимуют в наших краях.

Воспитатель: А куда мы будем насыпать этот корм?

Дети: В кормушки.

Воспитатель: А где же нам взять кормушки?

Дети: Их нужно сделать.

Воспитатель: А у нас с вами на территории детского сада есть такие кормушки?

Дети: Да.

Воспитатель: А сколько их?

Дети: Одна.

Воспитатель: Одной кормушки хватит на всех птиц, которые зимуют в наших краях?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как быть?

Дети: Нужно сделать ещё несколько кормушек.

Воспитатель: А мы с вами сможем сами сделать ещё несколько кормушек?

Дети: Нет. Это много времени. Нам надо попросить родителей и детей с других групп и со школы нам помочь!

Воспитатель: А как нам это сделать?

Дети: Мы можем сделать рекламу.

Воспитатель: Точно! Ребята, мы же с вами работаем в рекламном агентстве! Мы можем сделать рекламный плакат и поместить его на первом этаже, сходим с этим плакатов в другие группы, в школу и попросим помощи. Правильно?

Дети: Да, правильно.

Воспитатель: А когда у нас начинает работать рекламное агентство?

Дети: Во второй половине дня. После сна.

Воспитатель: А как мы назовём рекламу?

Варианты ответов детей. Через беседу и направление воспитателя, останавливаются на варианте «Поможем птицам!»

Воспитатель: Ну вот, с названием рекламы определились. Сейчас вспомните, что мы делали сегодня?

Дети: [П-Т-К]

Воспитатель: Какие это звуки?

Дети: Согласные, твёрдые. Но могут быть и мягкими.

Воспитатель: Молодцы! Вы меня сегодня очень порадовали! Сейчас можете немного отдохнуть перед прогулкой!

Уважаемые коллеги, большое спасибо всем за внимание! На этом у меня всё!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ивановская средняя общеобразовательная школа № 2

Структурное подразделение (детский сад)

Районный семинар

Тема: «Применение технологии системно – деятельностного подхода

в дошкольном возрасте»

Образовательная область – речевое развитие (подготовка к обучению грамоте)

Тема: «В гостях у Грамотейки. Звуки [П-Т-К]»

Составила и провела воспитатель 1-й квалификационной категории:

Данилина Ирина Геннадьевна

2015 год

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Веселые грузовички» по обучению грамоте детей подготовительной к школе группеДидактическая игра «Веселые грузовички» по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе .

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группеКонспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группе Цель: Обобщение изученных звуков и букв; гласные буквы и звуки: А, У, О, Ы, И, Э; согласные буквы и звуки: М, Мь, С, Сь Х, Хь, Ш. Задачи:.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук" Задачи: • Формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Клоун Коля в гостях у ребят»Конспект занятия по обучению грамоте «Клоун Коля в гостях у ребят» Обучение грамоте и формированию звукового анализа и синтеза логопедическая подготовительная к школе группаТема: Звук [ К] буква КЦели: -закрепить.

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками» Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».Блог. Лариса Гацко. Игра «Звукомор». Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной «В гостях у Грамотейки. Игра со звуками [П]-[Т]-[К]»
Опубликовано: 28 июля 2023 в 23:27
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной «В гостях у Грамотейки. Игра со звуками [П]-[Т]-[К]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Данилина (УИ 2236272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД