Ирина Данилина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной «В гостях у Грамотейки. Игра со звуками [П]-[Т]-[К]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «В гостях у Грамотейки. Игра со звуками [П-Т-К]»
Цели и задачи:
1. Закрепить правильное произношение и различение звуков [П-Т-К];
2. Закрепить умение различать на слух гласные и согласные звуки;
3. Тренироваться в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из прямых слогов со звуками П-Т-К;
4. Проводить звуковой анализ прямого односложного слова;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной „В гостях у Грамотейки, Игра со звуками [П]-[Т]-[К]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Печатание прямых слогов со звуками П-Т-К под диктовку;
6. Тренироваться в практическом употреблении пространственных предлогов на, под, за, перед в речи;
7. Развивать фонематический слух и восприятие, первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, общую, мелкую и артикуляционную моторику;
8. Формировать у детей различные способы зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;
9. Активизировать словарь детей по теме недели «Мой дом: мебель, посуда»;
10. Продолжать учить детей самопланированию своей деятельности через экран дня (на основе технологии «Ситуация»);
11. Воспитывать у дошкольников навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно, в коллективе, в группах;
12. Создать психофизиологический комфорт детям во время проведения НОД.
13. Постановка проблемной ситуации при переходи к сюжетно – ролевой игре «Рекламное агентство» во второй половине дня.
Оборудование:
Для воспитателя: Запись мелодии школьного звонка; ноутбук; карточки с заданиями; портреты звуков [П-Т-К], [А-У-И]; картинки с изображением предметов мебели и посуды по количеству детей; картинки (кот, паук, конфета, попугай, тапки, кубики); попугай, вырезанный из картона; кот (игрушка); коробочка с кормом для птиц.
Для детей: индивидуальные рабочие тетради и простые карандаши; счётные палочки (на каждого ребёнка); кружки – фишки и квадраты – фишки (на каждого ребёнка).
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Звучит запись школьного звонка. Дети подходят к экрану дня.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня день недели?
Дети: Среда.
Воспитатель: Да, сегодня среда. Обратите внимания на наш с вами экран дня. Если сегодня среда, то, с какого вида деятельности мы начнём свою работу? Какой цифрой мы его обозначили вчера?
Дети: Мы начнём с коммуникативной деятельности. Она обозначена цифрой 1.
Воспитатель: Ну, хорошо. Значит, мы с вами сегодня снова отправимся в гости к Грамотейке, который живёт в стране Звуков. Сегодня Грамотейка так же приготовил для нас несколько заданий, но он забыл расставить цифры, в какой последовательности нам их выполнять. Я предлагаю сделать следующее, мы с вами постараемся сами выполнить задания в нужной последовательности. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте попробуем.
Дети самостоятельно, при помощи направления воспитателя, выстраивают последовательность выполнения заданий.
II. Подготовка артикуляционного аппарата
Коммуникативная деятельность.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы нам с вами отправиться в гости к Грамотейке, что нам нужно подготовить?
Дети: Наши ротики – артикуляционные аппараты.
Воспитатель: Верно. Каждому нужно подготовить свой артикуляционный аппарат.
«Улыбочка» - удержание губ в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой.
«Улыбочка – трубочка» - чередование губ в улыбке и трубочкой.
Подъём языка за верхние зубы.
«Качели» - чередование движений языка вверх и вниз.
Мы прижмём язык зубами та – та – та,
А теперь прижмём губами па – па – па.
Проводятся упражнения артикуляционной гимнастики. Дети повторяют упражнения за воспитателем.
III. Знакомство с темой. Характеристика звуков [П-Т-К]
Коммуникативная деятельность.
Воспитатель: Хорошо. Молодцы! А теперь мы отправляемся в гости к Грамотейке. Посмотрим, какие же задания он нам приготовил сегодня. Если Грамотейка живёт в стране Звуков, то, как вы думаете, с какого лепестка мы начнем выполнять задания?
Дети: С лепестка, где живут звуки.
Воспитатель: Конечно же. Мы с вами начнём с коммуникации. И Грамотейка нам предлагает сегодня повторить уже знакомые вам звуки.
Открываем карточку с первым заданием в коммуникативной деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за данный вид деятельности.
Каждый портрет звука, после его разбора крепится на доску.
Воспитатель: Ребята, что это такое? (показываю портреты звуков [П-Т-К])
Дети: Это портреты звуков.
Воспитатель: Всё верно. Это портреты звуков. Это знакомые нам с вами звуки. Давайте вспомним их и дадим им характеристику.
Что это за звук? (показываю портрет звука [П])
Дети: Это звук [П]. Он согласный, твёрдый. Так же может быть и мягким [П’] (произносят)
Воспитатель: Молодцы! Что это за звук? (показываю портрет звука [Т])
Дети: Это звук [Т]. Он согласный, твёрдый. Так же может быть и мягким [Т’] (произносят)
Воспитатель: Молодцы! А что это за звук? (показываю портрет звука [К])
Дети: Это звук [К]. Он согласный, твёрдый. Так же может быть и мягким [К’] (произносят)
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, звуки [П-Т-К] похожи чем – нибудь или нет?
Дети: Похожи: все согласные, твердые.
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы! Давайте посмотрим теперь, какое задание мы будем выполнять следующее.
Игра с картинками «мебель», «посуда»
Познавательно – исследовательская деятельность.
Воспитатель: Звуки мы с вами повторили. Теперь мы где должны поработать? Как вы думаете? Может нам с вами нужно поработать с чем – нибудь? Например, с картинками? Или в тетрадях?
Дети: Давайте.
Воспитатель: А если мы будем работать с картинками или в тетрадях, то, на каком лепестке нам найти следующее задание?
Дети: На оранжевом (показывают на лепесток познавательно – исследовательской деятельности).
Если дети затрудняются, помогаю им.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, что здесь приготовил для нас наш друг Грамотейка. Ой, ребята, посмотрите, а почему здесь два задания висит?
Дети: Это значит, что Грамотейка предлагает нам выполнить два задания в этой деятельности.
Воспитатель: Хорошо. Выбирайте любую карточку.
Открываем карточку с одним из заданий в познавательно – исследовательской деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.
Воспитатель: И так, здесь Грамотейка, приготовил для нас какие – то картинки. Давайте их рассмотрим (рассматриваем).
Воспитатель: Ребята, что изображено на этих картинках?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это можно назвать, одним словом?
Дети: Мебель и посуда.
Воспитатель: Всё верно. На этих картинках изображены предметы посуды и мебели. Я предлагаю каждому из вас выбрать себе картинку.
Дети выбирают себе картинку с изображением предмета.
Воспитатель: Выбрали. Теперь Грамотейка предлагает вам разделиться на две группы. Первая группа это ребята, у которых картинки с изображение посуды, а вторая группа те, у кого картинки с изображением мебели.
Дети делятся на две группы.
Воспитатель: Ваша задача заключается в следующем – вам нужно рассмотреть внимательно каждую картинку и объяснить позицию звуков [П], [Т] или [К] в нём, т. е. на каком месте стоит тот или иной звук (в начале, в середине или в конце слова).
Каждая группа рассматривают картинки и определяют позицию звуков в нём. Каждая группа по очереди называет предмет, какой из звуков есть в данном слове, и называют позицию звука. Все остальные дети проверяют.
IV. Работа в индивидуальных рабочих тетрадях. Разбор слова. Повторение гласных звуков [А-У-И]
Познавательно – исследовательская деятельность.
Воспитатель: Это задание выполнили. Давайте посмотрим, каким будет следующее задание. Сейчас мы с вами занимались познавательно – исследовательской деятельностью. На оранжевом лепестке. Верно?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы всё выполнили в этой деятельности? Можем двигаться дальше?
Дети: Нет. Есть второе задание.
Воспитатель: Тогда давайте смотрим, что здесь за задание.
Открываем карточку с одним из заданий в познавательно – исследовательской деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.
Воспитатель: Ребята, Грамотейка предлагает вам выполнить задание в тетрадях. Я попрошу Мишу помочь мне раздать детям рабочие тетради.
Один ребёнок раздаёт детям рабочие тетради.
Воспитатель: Открываем тетради, там, где прописаны цифры 1, 8, 1, 1, находим задание. У каждого из вас в тетради наклеена картинка. Давайте назовём у кого какая картинка.
Дети по очереди называют картинки.
Воспитатель: Вам нужно сделать разбор слова. Но сначала мы с вами давайте вспомним схематическое обозначение звуков. Если звук согласный твёрдый как мы его обозначаем?
Дети: Одной чёрточкой.
Воспитатель: Хорошо. Если звук согласный мягкий, то его мы как обозначаем?
Дети: Двумя чёрточками.
Воспитатель: Молодцы! И если звук гласный, то его мы как обозначим?
Дети: Кружком.
Воспитатель: Ребята, а вспомните, пожалуйста, какие вы знаете гласные звуки.
Дети: [А], [У], [И] (поместить на доску).
Воспитатель: Хорошо. Молодцы! А чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки произносятся легко, без преграды, их мы можем петь. А согласные – трудно, есть преграда, их нельзя петь.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы можете, приступит к выполнению разбора слова. Тот, кто выполнит задание, поднимаем вверх карандаш, чтобы я видела, что вы закончили задание.
Дети самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях.
V. Физминутка.
Двигательная деятельность.
Воспитатель: Ну что, мы с вами хорошо и много поработали и устно и письменно. Нам бы немного отдохнуть! Как вы думаете, как нам немного отдохнуть? Что нужно для этого сделать?
Дети: Нам нужно подвигаться.
Воспитатель: А на каком лепестке у нас прячутся все задания с движениями?
Дети: На жёлтом лепестке (показывают на двигательную деятельность).
Воспитатель: Хорошо. Давайте посмотрим, какие движения приготовил для нас Грамотейка. А может быть кто – то из вас желает показать упражнения для снятия усталости?
Если дети проявят инициативу и смогут показать несколько упражнений, то физминутка, запланированная для НОД на этом этапе не проводится.
Если инициатива от детей не идёт, то открываем карточку с четвёртым заданием в двигательной деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какую паузу Грамотейка приготовил для нас с вами, чтобы мы немного отдохнули.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмём,
А потом их разведём,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю.
Проводятся упражнения. Дети повторяют за воспитателем, при этом повторяя слова.
Воспитатель: Ну вот, немного отдохнули. Давайте будем дальше выполнять задания, которые приготовил для нас Грамотейка.
VI. Игра «Попугай» (воспроизведение слогового ряда на слух).
Игровая деятельность.
Воспитатель: И так, как вы думаете, где нам искать следующее задание? Куда Грамотейка мог спрятать его. Давайте подумаем. В группах мы работали? (ответы детей) Со звуками работали? (ответы детей) Упражнения для снятия усталости делали? (ответы детей) Разбор слова в тетрадях делали? (ответы детей) А что мы с вами ещё не делали?
Дети: Ещё не играли.
Воспитатель: Точно, ребята! У нас с вами ещё не было ни одной игры. А где же мы можем найти задания с игрой?
Дети: В игровой деятельности.
Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, что же у нас в игровой деятельности приготовлено. Смотрите, ребята, здесь тоже для нас приготовлено два задания. С какого начнём?
Открываем карточку с одним из заданий в игровой деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.
Воспитатель: Здесь Грамотейка приготовил для нас с вами игру, уже знакомую для вас, называется она «Попугай». Мы с вами встаём в круг. У меня в руках попугай. Я буду произносить слоговой ряд, и передавать попугая одному из вас, тот, кому я передам попугая, должен повторить слоговой ряд именно в той последовательности в какой произнесла его я и после этого передать мне назад попугая. Вспомнили правила?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну, тогда начинаем игру.
КА-ПА-ТА ПУ-КУ-ТУ
КИ-ТИ-ПИ КА-ТА-ПА
ТУ-КУ-ПУ КИ-ПИ-КИ
ПИ-ТИ-КИ ПА-ТА-КА
ТА-ПА-КА КУ-ТУ-ПУ
ПУ-ТУ-КУ
Дети повторяют слоговой ряд.
Воспитатель: Хорошо. Следующую карточку будем смотреть?
Если дети проявят желание открыть следующую карточку, то игра проводится.
Воспитатель: А теперь вы будите повторять за мной словечко – и называть в этом словечке первый звук. Посмотрим, кто самый внимательный из вас.
КОТ - К ПОПУГАЙ – П
ПАУК (ПАУТИНА) – П ТАПКИ – Т
КОНФЕТА – К КУБИКИ – К
Воспитатель: Молодцы! Ну что, поиграли. Какое будет следующее задание? Как вы думаете? (варианты ответов детей) Мы с вами сейчас делали упражнения и играли в игру. Столько времени уже на ногах. Нам бы присесть и поработать бы руками да пальцами. Как вы считаете? (ответы детей) Значит, нам нужно искать задание на каком лепестке? (показывают на продуктивную деятельность)
Воспитатель: Давайте проверим, что приготовил для нас Грамотейка в продуктивной деятельности.
VII. Печатание прямых слогов под диктовку.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: И так, ребята, открываем карточку с этим заданием.
Открываем карточку с шестым заданием в продуктивной деятельности. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.
Воспитатель: Мы будем с вами пропечатывать звуки. Сначала мы пропечатаем их либо с помощью счётных палочек, либо с помощью фишек – кружков, либо фишек – квадратов. Сейчас каждый из вас выберет, как вы будите выполнять это задание.
Дети выбирают себе материалы для печатания слогов (фишки – кружки, фишки – квадраты, счётные палочки)
Воспитатель: Ну, всё, все определились. Начинаем!
Проговариваю по одному слогу.
ПА, КУ, ТИ
Дети печатают слоги под диктовку.
Воспитатель: Замечательно! Молодцы!
Употребление предлогов на, под, за, перед. Игра в уголке уединения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран дня, где ещё у нас остались задания?
Дети: На стрелочке, которая ведёт к центру экрана.
Воспитатель: И здесь у нас тоже два задания. Ну что, начнём с того, что первое? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же приготовлено для нас с вами здесь.
Открываем карточку с седьмым заданием на стрелке, ведущей к центру экрана дня. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.
Воспитатель: Ребята, здесь Грамотейка просит вас обратить внимание на наш уголок уединения. Кто же сидит там? Давайте подойдём ближе и посмотрим.
Кто это?
Дети: Кот.
Воспитатель: Верно, это кот. Скажите мне, пожалуйста, где сидит кот?
Дети: Кот сидит на стуле.
Воспитатель: Верно. Кот сидит НА стуле. А если я посажу кота сюда (сажу кота под стул, где теперь сидит кот?
Дети: Кот сидит под стулом.
Воспитатель: А сейчас? (сажу кота за стул)
Дети: Сейчас кот сидит за стулом.
Воспитатель: Всё верно. Молодцы! Теперь, где сидит кот? (сажу кота перед стулом)
Дети: Сейчас кот сидит перед стулом.
Воспитатель: Молодцы!
Если дети не произносят предложение полностью, то я обобщаю их ответ, выделяя предлог.
После прошу, нескольких детей посадит кота на стул, перед стулом, за стул, под стул. Дети выполняют задания по просьбе воспитателя.
VIII. Заключение. Беседа в центре науки и естествознания (природном уголке).
Воспитатель: Ну что, открываем последнее задание?
Дети: Да.
Открываем карточку с восьмым заданием на стрелке, ведущей к центру экрана дня. Карточку открывает ребёнок, отвечающий за коммуникативную деятельность.
Воспитатель: Ребята, Грамотейка просит нас обратить внимание на центр науки и естествознания, т. е. на природный уголок. Мы должны там что – то найти. Давайте посмотрим.
Подходим к природному уголку и находим в нём коробочку с кормом для птиц.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это корм для птиц.
Воспитатель: Для чего он нужен?
Дети: Он нужен для того чтобы подкармливать птиц, которые зимуют в наших краях.
Воспитатель: А куда мы будем насыпать этот корм?
Дети: В кормушки.
Воспитатель: А где же нам взять кормушки?
Дети: Их нужно сделать.
Воспитатель: А у нас с вами на территории детского сада есть такие кормушки?
Дети: Да.
Воспитатель: А сколько их?
Дети: Одна.
Воспитатель: Одной кормушки хватит на всех птиц, которые зимуют в наших краях?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как быть?
Дети: Нужно сделать ещё несколько кормушек.
Воспитатель: А мы с вами сможем сами сделать ещё несколько кормушек?
Дети: Нет. Это много времени. Нам надо попросить родителей и детей с других групп и со школы нам помочь!
Воспитатель: А как нам это сделать?
Дети: Мы можем сделать рекламу.
Воспитатель: Точно! Ребята, мы же с вами работаем в рекламном агентстве! Мы можем сделать рекламный плакат и поместить его на первом этаже, сходим с этим плакатов в другие группы, в школу и попросим помощи. Правильно?
Дети: Да, правильно.
Воспитатель: А когда у нас начинает работать рекламное агентство?
Дети: Во второй половине дня. После сна.
Воспитатель: А как мы назовём рекламу?
Варианты ответов детей. Через беседу и направление воспитателя, останавливаются на варианте «Поможем птицам!»
Воспитатель: Ну вот, с названием рекламы определились. Сейчас вспомните, что мы делали сегодня?
Дети: [П-Т-К]
Воспитатель: Какие это звуки?
Дети: Согласные, твёрдые. Но могут быть и мягкими.
Воспитатель: Молодцы! Вы меня сегодня очень порадовали! Сейчас можете немного отдохнуть перед прогулкой!
Уважаемые коллеги, большое спасибо всем за внимание! На этом у меня всё!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ивановская средняя общеобразовательная школа № 2
Структурное подразделение (детский сад)
Районный семинар
Тема: «Применение технологии системно – деятельностного подхода
в дошкольном возрасте»
Образовательная область – речевое развитие (подготовка к обучению грамоте)
Тема: «В гостях у Грамотейки. Звуки [П-Т-К]»
Составила и провела воспитатель 1-й квалификационной категории:
Данилина Ирина Геннадьевна
2015 год