светлана боченкова
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Филимоновский букет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе на тему «Филимоновский букет».
Тема: «Филимоновский букет»
Цель: Расширить знания детей о филимоновской игрушке; познакомить с новыми элементами росписи.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей;
Развивать творчество, воображение, мелкую моторику;
Расширять представление детей о филимоновских игрушках;
Публикация «Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе „Филимоновский букет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Цветы. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Познакомить детей с новыми элемантами росписи;
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров.
Материалы: картинки с изображением филимоновских игрушек, элементов росписи; альбомные листы, гуашевые краски, ватные палочки, печатки из картофеля (круглой формы, плоская палитра (пластиковая лоска, файл, стаканчики с водой.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель показывает картинку и читает стихотворение:
Филимоновская деревушка –
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой игрушке мы сегодня с вами вспомним? (ответы детей)
Правильно, о филимоновской.
- А почему эти игрушки называются «филимоновскими»? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, еще во времена Ивана Грозного на берегу реки Уны, Тульской области была такая деревенька – Филимоново. Прибыл туда как-то гончар Филимон. Обнаружил он там большие залежи глины и решил поселиться в этой деревне. Ловко получалось у него лепить из глины посуду и игрушки разные, диковинные. А жители той деревни диву давались, как это ловко и красиво у него получается использовать никому не нужную грязь. Взрослые прониклись к нему почтением, да и детишки полюбили. Стали жители деревенские у Филимона учиться, подражали ему и вскоре научились из глины лепить в деревне все от мала, до велика. Женщинам помогали девочки, начиная с 7 лет. Занимались этим ремеслом в свободное время, чаще зимой, а игрушки стали продавать на ярмарках в больших городах. Понравилась Филимону эта затея с игрушками, а как-то раз он дырочку в игрушке сделал – свистулька получилась. Залилась звонкой песней игрушка. И стал Филимон для людей свистульки делать. От деревенских детишек отбоя не было, да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.
Воспитатель: Вот такая история о возникновении филимоновской свистульки. А мы с вами сейчас представим, что в руках у каждого из нас тоже есть свистулька.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Складите руки дудочкой, а губы вытяните в трубочку и попробуйте посвистеть, словно вы на свистульке играете. (дети выполняют упражнение)
- Молодцы! Только вот свистульки Филимон делал из глины, а как вы думаете, где брали такое большое количество глины? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы глину достать, нужно было выкопать глубокий колодец. В него опускались, набирали глину в ведра и поднимали наверх. А вот обжегали игрушки в больших земляных печах, которые делали в оврагах. Обжиг был красивым и ярким зрелищем. До глубокой ночи горели костры и освещали разноцветные игрушки.
- Как вы думаете, от чего игрушки были разноцветными? (ответы детей)
Воспитатель: На самом деле, игрушки, когда раскалялись становились сначала красными, потом белыми, а когда остывали бело-розовыми становились и очень твёрдыми.
- Посмотрите на многообразие филимоновских игрушек, здесь и петушок, и баран, и барыня, и птичка, и солдат, и козёл (показ картинок). Как вы думаете, в чем сходство всех этих игрушек? (ответы детей)
Воспитатель: На самом деле, из за того, что глина очень пластичный материал и при сушке покрывается трещинами, её приходилось постоянно заглаживать влажными руками. От этого игрушка невольно сужалась и вытягивалась. Поэтому и игрушки все имеют слегка вытянутую форму.
- А какие основные цвета использовали в росписи игрушек? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, желтый, красный, зеленый, иногда синий.
- Какие основные элементы использовали в росписи? (ответы детей)
Воспитатель: В различных сочетаниях круги, линии, точки и полоски дают нам такие красивые узоры, как елочка,солнышко, цветы. Если вы внимательно посмотрите на игрушки, то заметите, что одним цветом закрашивались как правило только кофты у барынь и рубахи у солдат, голова и грудь у животных и птиц. А вот для росписи юбок, передников, штанов и грудок животных мастера используют всю свою выдумку и фантазию. А вот лица у игрушек остаются чисто белыми, только рисуются точки – глаза и пятнышки – рот.
- Как вы думаете, где и когда продавали такие игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Делали игрушки к празднику, который назывался «Свистунья». Во время праздника проходили народные гуляния и игры. Давайте и мы с вами сейчас немного поиграем.
Физкультминутка «Карусели»
Карусели, карусели,
Сели, встали, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!
Воспитатель: Красоту делают народные умельцы! Вот и мы с вами сегодня почувствуем себя настоящими умельцами и нарисуем «филимоновский букет». Приглашаю вас в творческую мастерскую.
Работа в творческой мастерской. (Рассказ воспитателя сопровождается показом и параллельно работой детей)
Воспитатель: Перед вами печатки из картофеля, у всех они круглой формы. Сначала мы ставим в верхней части листка несколько круглых печатков желтой краской. Это будут цветы.
Затем берем ватную палочку и рисуем веточку с листьями. Для того, чтобы наша веточка была объемной, прорисуем её ещё раз, другим цветом и другим концом ватной палочки.
Теперь приступаем к украшению ваших цветочков. Представьте себя настоящими филимоновскими мастерами, подумайте, как можно украсить желтые круги, чтобы они превратились в различные необыкновенные цветы.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые и необычные букеты у нас получились. Вы все настоящие мастера. Молодцы!
По окончании работы можно сделать выставку рисунков, обсудить с детьми наиболее понравившиеся филимоновские букеты.