Олеся Кода
Конспект НОД по обобщению знаний по математике для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Тропинки науки Математики»
Группа : подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: обобщение математических представлений у детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать умение обобщать и систематизировать знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве;
- продолжать совершенствовать навыки устного счёта в пределах 10;
Публикация «Конспект НОД по обобщению знаний по математике для первой младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- продолжать учить решать математические задачи, выполнять задания по словесной инструкции;
- упражнять в решении логических задач, в умении работать со схемами признаков предметов
Развивающие задачи: развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе и в парах, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: познавательная, художественно-эстетическая
Формы организации: совместная деятельность детей и взрослых, индивидуальная, подгрупповая, работа в паре.
Оборудование: ноутбук, телевизор
Раздаточный материал : карточки с картинками для задач, схемы, карандаши, карточки с заданиями, тарелочки с цифрами и знаками «+», «-», «=», прозрачные планшеты, гуашь разных цветов, влажные салфетки, модули в виде геометрических фигур.
Предварительная работа: дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Юный математик», «Четвёртый лишний», выполнение заданий на логическое мышление.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Сколько груш на суку,
Сколько рыбок в том пруду,
Чтобы нам их сосчитать,
Какую науку надо знать?
Ответы детей: математику
Воспитатель: правильно, молодцы! Сегодня на нашу электронную почту пришло письмо от самой науки Математики. Сильный ветер разрушил геометрический замок, в котором жила наука Математика. Наука просит нас о помощи. Как вы думаете, о чем она нас просит?
Ответы детей: чтобы мы помогли ей восстановить замок.
Воспитатель: хорошо, а чтобы мы быстрее добрались до замка, наука Математика прислала нам карту, которая укажет короткую дорогу к замку. (показ карты на экране). Ребята, посмотрите внимательно, сможем ли мы по этой карте добраться до нужного нам места?
Ответы детей: нет, на ней нет дорог (тропинок).
Воспитатель: Видимо ветер испортил не только замок, но и карту. Что же теперь делать?
Ответы детей: Мы можем восстановить и карту.
Воспитатель: Согласна. Нас с вами ждут увлекательные приключения, ведь мы пойдем не по обычным тропинкам, а математическим. И каждая тропинка будет приводить нас к интересным заданиям, правильно выполнив задание, мы сможем собрать геометрические фигуры, из которых потом сможем построить замок.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, я хочу, чтобы вы знали, что в конце нашего путешествия по тропинкам Математики каждый должен будет поставить себе отметку.
- Если вы справились со всеми заданиями без ошибок, то поставите себе отметку 5.
- Если при выполнении заданий были ошибки, то вашей отметкой станет 4. Всем понятно. Хорошо. Готовы.
Воспитатель: Отгадав первую загадку, мы узнаем, по какой тропинке нам идти.
Без конца и края линия, ровная ну как струна
Хоть сто лет по ней иди ты
Не найти пути конца…
Ответы детей: Прямая (на экране появляется прямая линия)
Воспитатель: Молодцы. Здесь наука Математика приготовила для вас задачки. Разделитесь на пары, каждая пара возьмет себе картинку, вы должны между собой договориться, кто из вас будет составлять задачу, а кто выложит на столе решение цифрами. (Дети выбирают картинки, на столе в тарелочках лежат цифры, знаки «+», «-», «=»). После окончания работы, каждая пара озвучивает свою задачу и ее решение.
Воспитатель: Ребята, а вам ничего не показалась необычного в ответах?
Ответы детей: у всех в задачах ответ был равен 4.
Воспитатель: Может, кто то догадался, какая геометрическая фигура зашифрована?
Ответы детей: квадрат (прямоугольник). У этих фигур четыре угла.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ответы детей: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две противоположные стороны длиннее, чем две другие
Воспитатель: На экране появилась геометрическая фигура квадрат. Молодцы. Нам надо идти дальше. Какой будет следующая тропинка, вы узнаете, отгадав еще одну загадку.
Воспитатель: Пришел огромный великан.
Ростом он с подъемный кран.
Он линию прямую взял
И на отрезки поломал
Вот что нынче приключилось
Какая линия получилась?
Ответы детей: ломаная
Воспитатель: Правильно (смотрят на экран). Вот мы и попали на следующую тропинку. Что за фигура здесь будет, вы узнаете, выполнив еще одно задание. Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат схемы и карандаши. Может, кто то догадался, что вам надо сделать?
Ответы детей: Мы должны определить предмет, к которому подойдет схема.
Воспитатель: выполняя это задание, будьте внимательными. (дети выполняют задание). Все выполнили задание. Ребята, а сейчас я вас попрошу поменяться своими схемами с соседом, и каждый проверит все ли правильно выполнено. (дети проводят проверку). Закончили проверку? Внимание на экран, ребята скажите фрагмент какой фигуры напоминает ломаной линии?
Ответы детей: треугольник.
Воспитатель: Правильно. Ну, а нам надо продолжать путь.
Внимание загадка.
Эта линия смешная, не прямая, а ….
Ответы детей: кривая
Воспитатель: Смотрим на экран. Это кривая линия. Молодцы. Ребята на этой тропинке вас ждет конверт, а в нем математические задачки, которые нужно решить устно. Будьте внимательными.
- сколько ушей у четырех мышей? (8);
- наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось? (в декабре цветы не цветут);
- по двору ходили гуси, у всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло по двору? (3);
- на столе стоит пять стаканов с компотом, папа выпил из одного стакана компот и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5);
- у мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей);
- в тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, интересно, какую геометрическую фигуру можно представить глядя на кривую линию?
Ответы детей: круг, овал у этой линии нет углов.
Воспитатель: Хорошо. Двигаемся дальше.
На что похожа следующая тропинка. Отгадка спрятана в самой загадке.
Заяц петляет, какой след оставляет…
Ответы детей: петли
Воспитатель: Да, согласна эта линия, похожа на петли. Ребята видно мы приближаемся к замку, задания становятся сложнее. Здесь вас ждут задания на внимание и память. Занимайте места возле карточек (на полу наборы геометрических фигур и карточки) Присядьте рядом с карточкой, положите их перед собой. Сейчас внимание правила. На экране я покажу такую же карточку, на которой будут расположены геометрические фигуры. Пока я буду считать до 7, вы должны внимательно посмотреть на экран и запомнить фигуру, ее цвет и ее расположение, потом изображение с экрана исчезнет, а вы на своих карточках разложите фигуры, так как они были расположены на экране. Задание понятно? Все готовы. Начали.
Воспитатель: Проверяем, у кого ни одной ошибки? У кого одна ошибка? Ребята, скажите, почему были ошибки? Что было трудным в этом задании? (трудно было запомнить цвет, месторасположение и форму). (Будем дальше тренироваться).
И кто назовет появившуюся фигуру?
Ответы детей: прямоугольник
Воспитатель: Правильно. Загадка следующая.
Пусть чёрточек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, будто по дороге вьется,
И …. (пунктирною) зовется
Правильно это пунктирная линия. На этой тропинки вас ждет следующее задание. Занимаем свои места за столами, перед вами на столе гуашь, планшеты и салфетки. Сейчас я буду давать вам математические задания, но работать вы должны не самостоятельно, а в паре, согласовывая свои действия. Слушайте внимательно задание. Рисуем трапецию.
- Дальше вам надо к этой фигуре дорисовать две линии, чтобы получилось три треугольника.
- Добавьте ещё две линии, чтобы получился один большой треугольник.
- А теперь дорисуйте ещё две больших линии, чтобы получился большой ромб.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. (дети вытирают пальчики салфетками). Ребята, может, кто-то уже догадался, какая фигура появиться на карте?
Ответы детей: ромб.
Воспитатель: Молодцы, посмотрите на экран, у нас осталась еще одна тропинка. Она прочерчена новой для вас линией, которая называется - штрихпунктирная (рисуется она так, пунктир или чёрточка затем рисуется точка и т. д.). Повторите название линии. Посмотрите на нашу карту, восстановили мы карту?
Ответы детей: восстановили
Воспитатель: Но замок так и не появился, а я думаю, что наши геометрические фигуры, которые мы с вами открыли, превратились в объемные модули. Посмотрите, перед вами руины замка, что вы можете сделать?
Ответы детей: построить новый замок
Воспитатель: Хорошо, ребята, но есть одно условие, строить вы будете, пока звучит музыка, как только музыка остановится, замок должен быть готов. И если вы успеете построить замок, то он появиться на карте. Работать нужно дружно, помогая друг другу.
Дети строят замок из модулей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, что ваш замок понравятся науке Математики. Посмотрите, на карте появился замок, а что это значит…
Ответы детей: Мы помогли науки Математики и восстановили ее геометрический замок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, что ваш замок понравятся науке Математики. Посмотрите, наука Математика прислала портфель. Интересно, что в нем может находиться. Подумайте и скажите, где вы можете узнать больше о математике?
- в школе у учителя
- в учебнике по математике
- спросить у родителей
- по телевизору, компьютеру…. Хорошо, а вам интересно, что лежит в портфеле? … Тогда смотрим. Действительно, это то, что вы назвали. Ребята, а где могут пригодиться знания по математике? (в магазине при покупке товара, чтобы узнать время - часы, когда шьем платье, измеряем рост и т. д.)
Воспитатель: вот как много вы назвали всего, действительно математика нам нужна в нашей повседневной жизни.
А теперь я предлагаю подойти к нашим тарелочкам, где лежат карточки с цифрами 5 и 4. В начале нашего путешествия, я говорила, что каждый оценит себя, свою работу, поставив себе ту отметку, какую как он считает, заработал сегодня, объясните свой выбор. Дети оценивают себя, объясняя свой выбор.
Итак, из чего был замок науки Математики? Из геометрических фигур. А тропинки, по которым мы путешествовали, какие линии вам напоминали? Прямая, ломаная, кривая, петля, пунктирная и штрихпунктирная. А какое задание для вас было самым интересным? Что было самым трудным?
Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями, а теперь можно поиграть.