МААМ-картинки

«Русская изба и деревянная резьба». Конспект занятия по краеведению в старшей группе (1 фото)

Юлия Медведева
«Русская изба и деревянная резьба». Конспект занятия по краеведению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

• расширить представления детей о разнообразии видов декоративно-прикладного исскуства родного края.

Задачи:

-обогатить представления детей об особенностях строительства русской избы, декоративном убранстве, символике орнамента, отражающего мировоззрение человека, используя краеведческий материал;

-вызывать эмоциональный отклик на произведение народного декоративно-прикладного искусства, пробуждая желание создавать собственные изделия по мотивам народных промыслов;

-воспитывать уважительное отношение человеку- творцу, любовь к родному краю.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, общение со взрослым и сверстниками, двигательная деятельность, речевая деятельность, изобразительная деятельность.

Место проведения: групповая комната детского сада.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа:

- подбор необходимого материала;

- чтение русских народных сказок на данную тематику;

- организация тематических бесед о народных промыслах родного края;

- рассматривание иллюстрации и фотографии по тематике.

Демонстрационный материал:

- Презентация «Дома Русского Камешкира и деревянная резьба»;

- Макет русской избы;

- Изделия из дерева для организации выставки;

-Образцы деревянной избы.

Раздаточный материал:

- Шаблоны домов из картона

- Заготовки из кружева

- Клеенка

- Ножницы

- Кисти

- Клей

- Салфетки

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Русская изба и деревянная резьба». Конспект занятия по краеведению в старшей группе

Воспитатель сидит за столом и рассматривает макет русской избы.

Дети интересуются, что педагог рассматривает?

Воспитатель: Это макет избы- русского традиционного жилища, основой которого является сруб из бревен.

На Руси дома были деревянные, без извести и камня, построены весьма прочно из сосновых брёвен.

2. Основной этап.

Воспитатель: Ребята, почему дома были деревянными? (Ответы детей:Деревянная постройка гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная. В последних больше сырости и они холоднее. Деревянные дома, построенные из сухого соснового леса даёт тепла; много лесов в России, следовательно много строительного материала (бревен). Неудобны же деревянные строения о тем, что могут сгореть.)

Воспитатель: Основу русской избы составляет сруб из бревен. Плотник одним топором рубил избу. Бревна клали друг на другаи скрепляются по углам связями. Между брёвнами клали мох.

- Как вы думаете, для чего это делали наши предки. (Ответы детей: для предохранения от действия наружного воздуха; чтобы сохранять тепло).

Воспитатель: А что являлось главным символом каждой русской избы?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно! Печь в доме – символ тепла и уюта, без нее не обойтись. Хотите поиграть в игру «Печка и горшок»?

Русская народная игра «Печка и горшок»

Правила игры:

Дети выбирают, кто из них будет «Горшком и Печкой». Ведущий-«Горшок» берёт в руки большой пустой горшок. «Печка» отходит в сторону и садится лицом к детям на маленький стул. «Горшок» подходит к «Печке».

«Горшок»:

Уж я в печке посижу,

Да хозяйке угожу!

Я готовить люблю, всю семью я накормлю!

-Печка-матушка, что сегодня будем варить?

«Печка» называет любое блюдо, например, щи.

«Горшок» (подходит к детям):

-А что нам нужно для щей?

Каждый ребёнок должен стукнуть по горшку деревянной ложкой и назвать один ингредиент для приготовления щей: картошка, капуста и т. д., и так до тех пор, пока не будут названы все ингредиенты блюда.

«Наполнив» горшок, «Горшок» подходит к «Печке», и подаёт его вместе с деревянной ложкой.

«Горшок»: Горшок, не зевай, в нашу печку полезай! (подают горшок «Печке») Ну, как щи?

«Печка» (понарошку пробует щи): Вкусно! Очень хорошо приготовили! Спасибо!

Воспитатель: Отдохнули немного? А я продолжу свой рассказ.

Стояла изба лицом к дороге или реке. На главный фасад выходили окна избы. Вначале окна были небольшими, затем избы обзавелись большими окнами с резными наличниками, окнами для освещения чердака, двустворчатыми дверями, подзорами. Резные украшения окна не старинная традиция. Украшать окна резными наличниками стали только в 18-19 веках. До этого окна в домах были маленькие и их не украшали. С древних времен затейливой резьбой у нас украшали крышу. И. речные корабли! С появлением окон со стеклом родился новый элемент народной культуры- резные наличники.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны наличники на окнах?

(Ответы детей: чтобы было красиво; закрывать щели в бревнах)

Воспитатель: Практическое назначение наличника простое - закрывать щель в бревнах, неизбежно возникающую при врезке оконной рамы. Но для многих - это прежде всего важное украшение. Наличник переводится, как «находящийся на лице». Фасад дома это, как бы его лицо, обращенное к внешнему миру. А лицо должно быть красивым! …

Воспитатель: Россия - страна деревянного зодчества. И в Пензенском крае развит этот народный промысел. А какие промыслы еще известны в нашей области? Где они расположены? Перечислите.

На экране карта Пензенской области, на которой отмечены населенные пункты: Пенза, Исса, Р. Камешкир, Кузнецк, Абашево, Никольск, Кузнецк и др. центры народных промыслов. Воспитатель предлагает детям вспомнить центры народных промыслов Пензенского края.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие, в котором мы познакомимся с народными промыслами нашего края, умельцами. И отправимся мы с вами в село Русский Камешкир, где находится центр «деревянного зодчества» общероссийского масштаба.

Демонстрация медиапрезентации «Дома Русского Камешкира и деревянная резьба» (см. Приложение (слайд 1)

Воспитатель: Резьба по дереву, которой украшают свои дома умельцы из Русского Камешкира, давно стали визитной карточкой этих мест. Резной конек изображен и на гербе Камешкирского района (слайд 2). Деревянная резьба появилась в Русском Камешкире в 20-30-х годах прошлого века. Для камешкирских мастеров характерна сквозная (прорезная, а иногда наклейная художественная резьба (слайд 3).

В деревянной резьбе, что украшает дома Русского Камешкира, преобладает растительный орнамент - переплетенная ветвь, цветы, розетковое изображение солнца (слайд 4). Есть в ней и «репей», с которым связан символ красоты девушки. Узоры выполняли в древности функцию оберегов:

ромб-символ плодородия; завитки-руки богини матери-Земли; цветочные розетки, круги с крестами- символ Солнца, любви; зигзагообразные линии- символ воды, а вода- оберег человека от зла; треугольники- символ защиты человека; квадрат – символ полей; круг с пятью лучами- символ памяти славян, которые должны знать свою родословную до 5 колена.

Широкие окна оплетены изящными тончайшими деревянными кружевами (слайд 5,6). Ворота и калитки зачастую представляют собой резной ковер. Рисунки резьбы не повторяются. У каждого мастера свой почерк. В селе появились и свои династии умельцев — Сорокиных, Кирилиных, Чиркиных (слайд 7,8).

(слайд 9) О камешкирских умельцах знают далеко за пределами села. Трактир «Золотой петушок», Дом рыбака вблизи Рамзая, здание областного музея народного творчества – все это творение камешкирских мастеров. В самом Камешкире известно кафе "Камешкирские узоры". Покрывали узором это здание братья Сорокины.

3. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли вам оно? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята посмотрите еще раз на изображения домов, которые украшены деревянной резьбой (слайд 6). На что похожи эти резные элементы?

Дети: Они похожи на кружево.

Воспитатель: Предлагаю вам проявить фантазию и украсить образцы домов по вашему вкусу и желанию.

Дети проходят к рабочим местам, где имеется необходимый набор для творчества. Самостоятельно выполняют задание, выбрав орнамент кружева.

Источники:

1. Е. Ф. Купецкова, Дошкольникам о народной культуре Пензенского края, часть 1,2; Пенза. 2023 год

2. О. Л. Князева Приобщение детей к истокам народной культуры, СПб, Детство-Пресс, 2004 год

3.https://spb-spr.ru/soglashenie/kameshkir-obyavleniya-russkii-kameshkir-kto-kto-v-teremochke-zhivet-otkuda-takoe.html

Приложение

Глоссарий:

ПОДЗО Р-резной карниз в русском деревянном зодчестве. Крыша с подзором. Подзоры на окнах. Навес с узорочным деревянным подзором.

ПЛОТНИК- это специалист по изготовлению, установке и ремонту различных конструкций из дерева.

"РУБИТЬ ИЗБУ" - это значит "строить избу" из деревянных бревен, строили избы топорами, без использования гвоздей.

Бревна клали друг на друга и скрепляются по углам СВЯЗЯМИ-это конструкция из одного ряда брусьев или бревен, уложенных перпендикулярно друг другу, и скрепленных в углах между собой.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Русская изба и деревянная резьба». Конспект занятия по краеведению в старшей группе
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 13:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русская изба и деревянная резьба». Конспект занятия по краеведению в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Медведева (УИ 1951945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД