Юлия Медведева
«Русская изба и деревянная резьба». Конспект занятия по краеведению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• расширить представления детей о разнообразии видов декоративно-прикладного исскуства родного края.
Задачи:
-обогатить представления детей об особенностях строительства русской избы, декоративном убранстве, символике орнамента, отражающего мировоззрение человека, используя краеведческий материал;
-вызывать эмоциональный отклик на произведение народного декоративно-прикладного искусства, пробуждая желание создавать собственные изделия по мотивам народных промыслов;
-воспитывать уважительное отношение человеку- творцу, любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, общение со взрослым и сверстниками, двигательная деятельность, речевая деятельность, изобразительная деятельность.
Место проведения: групповая комната детского сада.
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- подбор необходимого материала;
- чтение русских народных сказок на данную тематику;
- организация тематических бесед о народных промыслах родного края;
- рассматривание иллюстрации и фотографии по тематике.
Демонстрационный материал:
- Презентация «Дома Русского Камешкира и деревянная резьба»;
- Макет русской избы;
- Изделия из дерева для организации выставки;
-Образцы деревянной избы.
Раздаточный материал:
- Шаблоны домов из картона
- Заготовки из кружева
- Клеенка
- Ножницы
- Кисти
- Клей
- Салфетки
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель сидит за столом и рассматривает макет русской избы.
Дети интересуются, что педагог рассматривает?
Воспитатель: Это макет избы- русского традиционного жилища, основой которого является сруб из бревен.
На Руси дома были деревянные, без извести и камня, построены весьма прочно из сосновых брёвен.
2. Основной этап.
Воспитатель: Ребята, почему дома были деревянными? (Ответы детей:Деревянная постройка гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная. В последних больше сырости и они холоднее. Деревянные дома, построенные из сухого соснового леса даёт тепла; много лесов в России, следовательно много строительного материала (бревен). Неудобны же деревянные строения о тем, что могут сгореть.)
Воспитатель: Основу русской избы составляет сруб из бревен. Плотник одним топором рубил избу. Бревна клали друг на другаи скрепляются по углам связями. Между брёвнами клали мох.
- Как вы думаете, для чего это делали наши предки. (Ответы детей: для предохранения от действия наружного воздуха; чтобы сохранять тепло).
Воспитатель: А что являлось главным символом каждой русской избы?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно! Печь в доме – символ тепла и уюта, без нее не обойтись. Хотите поиграть в игру «Печка и горшок»?
Русская народная игра «Печка и горшок»
Правила игры:
Дети выбирают, кто из них будет «Горшком и Печкой». Ведущий-«Горшок» берёт в руки большой пустой горшок. «Печка» отходит в сторону и садится лицом к детям на маленький стул. «Горшок» подходит к «Печке».
«Горшок»:
Уж я в печке посижу,
Да хозяйке угожу!
Я готовить люблю, всю семью я накормлю!
-Печка-матушка, что сегодня будем варить?
«Печка» называет любое блюдо, например, щи.
«Горшок» (подходит к детям):
-А что нам нужно для щей?
Каждый ребёнок должен стукнуть по горшку деревянной ложкой и назвать один ингредиент для приготовления щей: картошка, капуста и т. д., и так до тех пор, пока не будут названы все ингредиенты блюда.
«Наполнив» горшок, «Горшок» подходит к «Печке», и подаёт его вместе с деревянной ложкой.
«Горшок»: Горшок, не зевай, в нашу печку полезай! (подают горшок «Печке») Ну, как щи?
«Печка» (понарошку пробует щи): Вкусно! Очень хорошо приготовили! Спасибо!
Воспитатель: Отдохнули немного? А я продолжу свой рассказ.
Стояла изба лицом к дороге или реке. На главный фасад выходили окна избы. Вначале окна были небольшими, затем избы обзавелись большими окнами с резными наличниками, окнами для освещения чердака, двустворчатыми дверями, подзорами. Резные украшения окна не старинная традиция. Украшать окна резными наличниками стали только в 18-19 веках. До этого окна в домах были маленькие и их не украшали. С древних времен затейливой резьбой у нас украшали крышу. И. речные корабли! С появлением окон со стеклом родился новый элемент народной культуры- резные наличники.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны наличники на окнах?
(Ответы детей: чтобы было красиво; закрывать щели в бревнах)
Воспитатель: Практическое назначение наличника простое - закрывать щель в бревнах, неизбежно возникающую при врезке оконной рамы. Но для многих - это прежде всего важное украшение. Наличник переводится, как «находящийся на лице». Фасад дома это, как бы его лицо, обращенное к внешнему миру. А лицо должно быть красивым! …
Воспитатель: Россия - страна деревянного зодчества. И в Пензенском крае развит этот народный промысел. А какие промыслы еще известны в нашей области? Где они расположены? Перечислите.
На экране карта Пензенской области, на которой отмечены населенные пункты: Пенза, Исса, Р. Камешкир, Кузнецк, Абашево, Никольск, Кузнецк и др. центры народных промыслов. Воспитатель предлагает детям вспомнить центры народных промыслов Пензенского края.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие, в котором мы познакомимся с народными промыслами нашего края, умельцами. И отправимся мы с вами в село Русский Камешкир, где находится центр «деревянного зодчества» общероссийского масштаба.
Демонстрация медиапрезентации «Дома Русского Камешкира и деревянная резьба» (см. Приложение (слайд 1)
Воспитатель: Резьба по дереву, которой украшают свои дома умельцы из Русского Камешкира, давно стали визитной карточкой этих мест. Резной конек изображен и на гербе Камешкирского района (слайд 2). Деревянная резьба появилась в Русском Камешкире в 20-30-х годах прошлого века. Для камешкирских мастеров характерна сквозная (прорезная, а иногда наклейная художественная резьба (слайд 3).
В деревянной резьбе, что украшает дома Русского Камешкира, преобладает растительный орнамент - переплетенная ветвь, цветы, розетковое изображение солнца (слайд 4). Есть в ней и «репей», с которым связан символ красоты девушки. Узоры выполняли в древности функцию оберегов:
ромб-символ плодородия; завитки-руки богини матери-Земли; цветочные розетки, круги с крестами- символ Солнца, любви; зигзагообразные линии- символ воды, а вода- оберег человека от зла; треугольники- символ защиты человека; квадрат – символ полей; круг с пятью лучами- символ памяти славян, которые должны знать свою родословную до 5 колена.
Широкие окна оплетены изящными тончайшими деревянными кружевами (слайд 5,6). Ворота и калитки зачастую представляют собой резной ковер. Рисунки резьбы не повторяются. У каждого мастера свой почерк. В селе появились и свои династии умельцев — Сорокиных, Кирилиных, Чиркиных (слайд 7,8).
(слайд 9) О камешкирских умельцах знают далеко за пределами села. Трактир «Золотой петушок», Дом рыбака вблизи Рамзая, здание областного музея народного творчества – все это творение камешкирских мастеров. В самом Камешкире известно кафе "Камешкирские узоры". Покрывали узором это здание братья Сорокины.
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли вам оно? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята посмотрите еще раз на изображения домов, которые украшены деревянной резьбой (слайд 6). На что похожи эти резные элементы?
Дети: Они похожи на кружево.
Воспитатель: Предлагаю вам проявить фантазию и украсить образцы домов по вашему вкусу и желанию.
Дети проходят к рабочим местам, где имеется необходимый набор для творчества. Самостоятельно выполняют задание, выбрав орнамент кружева.
Источники:
1. Е. Ф. Купецкова, Дошкольникам о народной культуре Пензенского края, часть 1,2; Пенза. 2023 год
2. О. Л. Князева Приобщение детей к истокам народной культуры, СПб, Детство-Пресс, 2004 год
3.https://spb-spr.ru/soglashenie/kameshkir-obyavleniya-russkii-kameshkir-kto-kto-v-teremochke-zhivet-otkuda-takoe.html
Приложение
Глоссарий:
ПОДЗО Р-резной карниз в русском деревянном зодчестве. Крыша с подзором. Подзоры на окнах. Навес с узорочным деревянным подзором.
ПЛОТНИК- это специалист по изготовлению, установке и ремонту различных конструкций из дерева.
"РУБИТЬ ИЗБУ" - это значит "строить избу" из деревянных бревен, строили избы топорами, без использования гвоздей.
Бревна клали друг на друга и скрепляются по углам СВЯЗЯМИ-это конструкция из одного ряда брусьев или бревен, уложенных перпендикулярно друг другу, и скрепленных в углах между собой.