Светлана Павловна Чипига
Конспект исследовательской деятельности «Откуда берется дождь»
Тема «Откуда берется дождь»
Задачи:
1. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Познакомить с процессом конденсации.
2. Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарений от условий.
3. Развивать познавательные способности: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причины и следствия тех или иных событий.
4. Развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
Публикация «Конспект исследовательской деятельности „Откуда берется дождь“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
5. Воспитывать аккуратность, знать правила поведения при проведении опытов.
Предварительная работа: Провести исследовательскую деятельность по теме «Узнаем, какая вода»
Закреплять у детей представление о свойствах и качествах воды: прозрачность, безвкусна, без запаха, льется, принимает форму емкости, растворитель веществ. Дать представление о том, что вода выталкивает легкие предметы, воздействует на форму предметов. Выявить взаимодействие воды и снега. Закрепить свойства и качества снега.
Ребята, послушайте такое стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане, водопроводном кране
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда
Без воды нам не умыться, не наестся, не напиться
Смею вам я доложить, без воды нам не прожить
- Ребята, а где можно увидеть воду на улице?
( ответы детей: в речке, в луже и т. д)
- Откуда же вода в луже? (шел дождь, и вода осталась в луже)
- Ребята, а как вы думаете, почему идет дождь? Дети предлагают свои варианты ответов.
Давайте мы посмотрим нашу схему поиска:
1.? Если мы незнаем ответ на наш вопрос или не уверены, правильно ли отвечаем, что мы можем сделать
2. Спросить у взрослых.
3. Позвонить кому-то
4. Прочитать в книге
5. Можем сами провести опыт
(в работе с детьми использовать схематичные изображения пунктов поиска. см. приложении)
Правильно, мы свами можем сами попробовать сделать небольшой дождь прямо в группе. Готовы? Тогда превращаемся в исследователей и идем в нашу «лабораторию»
Ребята, что вы знаете о свойствах воды?
-Вода прозрачная, не имеет вкуса. Запаха, не имеет форму, выталкивает легкие предметы, испаряется.
- Вода может перейти в другое состояние? Да, может превратится в лед.
-от чего это зависит? Если мы воду ставим в холод, она замерзает.
Правильно, вода превращается в другое агрегатное состояние в зависимости от температуры.
Ребята, а как вы об этом во всем узнали?
(мы провели эксперименты, и пришли к такому выводу)
Вот и сейчас у нас проходит один продолжительный эксперимент, уже с прошлой недели. Опыт «Куда делась вода»
Ира рассказывает про этот опыт:
Мы налили в две емкости одинаковое количество воды, сделали отметку уровня воды. Один стакан поставили на холод, второй стакан поставили в тепло. В тепле вода уменьшилась, а в холоде осталась на том же месте.
Куда же делась вода?
Она испарилась. Значит, можно сделать вывод:
Вода в тепле испаряется быстрее, чем в холоде.
Куда же, исчезает вода после дождя с асфальта, особенно летом (испаряется)
-А как вы понимаете, что такое испаряется?
Версии, предположения детей.
А давайте мы сейчас с вами и попробуем увидеть, что такое испарение. Но сначала отдохнем. Игра «Вода, земля, воздух»
Перед проведением эксперимента вспомним правила поведения во время опыта:
• Внимательно посмотри и послушай.
• Будь осторожен с горячей водой
• Не мешай соседу во время работы
(дети проговаривают по схемам) см. приложение
А теперь, давайте рассмотрим, что у нас на столе. Дети называют предметы; банка стеклянная, крышка металлическая сухая. Разложить на тарелочки лед. Ребята, что это и как можно получит лед летом?
Ответы детей: заморозить в оду в морозилке.
-А почему я не разложила лед вначале занятия? Лед бы растаял.
Правильно и мы с вами это уже проверяли раньше.
Разлить в банки горячую воду.
-Ребята, аккуратно поднесите руку, там, где идет пар. Что вы почувствовали? Идет тепло.
-Сейчас необходимо закрыть сухой крышкой и наблюдать, что происходит.
1. Поднимается пар, и мы его видим в банке. Какой он? Белый, похожий на туман.
Сверху крышки положите лед и наблюдайте.
Кто хочет рассказать, что же происходит.
- мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу.
Ребята мы свами увидели, как получается дождь? Давайте сделаем вывод;
Из горячей воды идет пар, тепло это вода испаряется, поднимается вверх, там встречается с холодом и пар превращается в капельки воды и падает вниз, течет по стенкам банки.
Под воздействием тепла вода испаряется, поднимается высоко, а температура на небе ниже, чем на земле и пар под воздействием холода превращается в дождь, а если у нас зима, температура низкая то капельки воды превращаются в снежинки.
Ребята я предлагаю вам нарисовать, то, что вам запомнилось, что вам было интересно.