Дворецкая Елена Николаевна
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Хохломская роспись» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Хохломская роспись» для детей старшего возраста.
Дворецкая Елена Николаевна.
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Программное содержание:
Учить рисовать «завитки». Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.
Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;
Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (травинка, усики, капелька, ягодка). Лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой, образец вазы с хохломской росписью.
Раздаточный материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков»
Методические приемы:
1. Словесный - рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.
2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.
3. Практический – работа детей за столами.
Словарная работа: «завиток», растительность.
Ход занятия.
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро, дети!
- Доброе утро, гости!
Воспитатель: Отгадайте загадку
-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?
Дети: - Хохлома.
Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. - Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?
Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.
Воспитатель: - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.
Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – солнце, свет, тепло.
Чёрный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Распишем посуду хохломским узором. Вы – мастера, занимайте свои места в мастерской, и приступим к работе.
Воспитатель: - Но для начала нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?
Дети: На жёлтый, красный и чёрный фон.
Воспитатель: - Какие цвета используются при росписи?
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: - Что является главным рисунком?
Дети: - Растительность.
Воспитатель: - Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?
Дети: «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».
Воспитатель: - Поиграем в игру «Угадайка». Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: - На чем расположены все элементы?
Дети: На центральном стебле.
Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".
Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .
Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.
-Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
Дети: Сначала «ягоды», «усики», «капельки»,
«завиток», «травка».
Рефлексия.
Воспитатель: рассмотрите ваши рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!