Елена
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Множество и части»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Множество и части»И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» стр 18
Образовательные:
- Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу;
- Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5;
- Закреплять умении делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Множество и части“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Множества
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры;
Развивающие:
- Совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения во время ООД;
Материал и оборудование:
Кукла, 3 кубика, 3 пирамидки, 3 машины, 5 кругов одного цвета,2 набора с плоскими и объёмными геометрическими фигурами
Словарная работа:
ХОД
1 часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
На доске 5 кругов одного цвета. Дети определяют их количество. Дети вместе с воспитателем считают круги в обратном порядке (от 5 до 1). Затем воспитатель спрашивает: «Что мы делали, когда считали от 5 до 1?». (Уменьшали на 1).
2 часть. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель предлагает выполнить аналогичное задание с помощью квадратов одного цвета. Дети считают квадраты, убирают по одному и определяют, сколько осталось. Вместе с воспитателем они называют числа в обратном порядке. (Пять, четыре, три, два, один).
3 часть. Игра – эстафета «Кто быстрее разложит строительный материал?»
Дети делятся на две команды путём пересчёта на первый- второй. Первая команда должна найти в корзине и перенести в другую корзину все плоские фигуры, а вторая- все объёмные фигуры. В процессе проверки задания дети показывают и называют фигуры.
4 часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части».
У детей конверты с частями геометрических фигур. Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру, выбрав недостающие части из коробки. После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.
Затем воспитатель выясняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвёртая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвёртая) часть или целое?»
5 часть. Игровое упражнение «Собираем игрушки для куклы».
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришла кукла, и предлагает поиграть с ней. Он ставит на стол три группы игрушек (три кубика, три пирамидки, три машинки) и спрашивает: «Сколько кубиков? Сколько пирамидок? Сколько машинок? Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков и машинок?» (Кубиков, пирамидок, машинок поровну – по три).
Воспитатель ставит кубики, пирамидки и машинки вместе и спрашивает: «Сколько всего игрушек у куклы?» (Дети считают игрушки). Правильно, девять игрушек. Сколько пирамидок? Что больше: девять игрушек или три пирамидки? Что меньше: три пирамидки или девять игрушек? (Аналогичным образом сравнивают игрушки и кубики, игрушки и машинки).
Воспитатель делает вывод: «Группа игрушек (обобщающий жест) больше группы пирамидок (показывает, и больше группы кубиков, её части».
Затем воспитатель предлагает поиграть вместе с мишкой и зайчиком, а детям поровну разделить между ними игрушки. Правильность выполнения задания выполняется на основе счёта.
Заключительная часть. Рефлексия.
Конспект по ФЭМП в старшей группе.
Тема: День-ночь И. А. Помораева, В. А. Позина ФЭМП стр 13-15
Программное содержание:
• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
• Уточнить представления о последовательности частей суток : утро, день, вечер, ночь.
Материал и оборудование: музыка; картинка с частями суток; цифры.
Словарная работа:
ХОД
I. Организационный момент.
(Звучит музыка «Веселые цифры»)
Педагог: Сегодня мы продолжим путешествие
В мир удивительный и увлекательный –
В мир чисел, в мир математики
II. Основная часть.
Вступительная беседа.
Педагог: Ребята, когда я сегодня шла на работу мне ворона рассказала такую необычную историю! Хотите послушать? ( Дети: Да) – Вчера, в зимнем лесу, один зайчонок проснулся, умылся, почистил зубки и пришёл в детский сад. На небе сияли звёзды и луна, летала и ухала сова, но дверь в детский сад была закрыта, и в окошках не горел свет. Как вы думаете, почему? ( Дети: на улице была ночь) Действительно, зайчонок перепутал утро и ночь. А что нужно, чтобы с вами не произошла такая история? Конечно, вам нужно научиться отличать утро, день, вечер и ночь друг от друга. Вы хотите научиться различать части суток? Тогда мы с вами отправляемся в волшебную страну Время. Итак, в путь.
Игра “ Паровозик ”. (Работа с цифрами)
Педагог: А чтобы выбрать машиниста, нужно цифры считать.
Счет прямой и обратный.
- Какое число стоит перед числом 2,3?
- Назовите соседей числа 5.
Педагог: А поедем мы с вами на паровозе. Машинистом будет …. Машинист давай сигнал и поехали. Музыка паровозик. Внимание, остановка, прошу всех выйти из вагонов и сесть.
Педагог: Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши детки просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает?
Дети: утром.
- Давайте посмотрим на картинку. (В сопровождении песни «Утро начинается» из м/ф «Чучело-мяучело»)
- Итак, что делает солнышко утром? ( Дети: встаёт, просыпается, поднимается). - Да, оно ещё не высоко в небе, а только начинает подниматься.
- Сколько грибов? А шишек? (Дети считают. Находят нужные цифры в кассе цифр).
- Чего больше? Чего меньше? (Используется приём приложения).
- Что надо сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? (Решают добавить ещё один гриб).
- Сколько стало грибов? Как получилось 3?
- Сколько теперь шишек и грибов? (3 и 3 – поровну).
- А что мы с вами делаем утром? ( Дети: просыпаемся, завтракаем, делаем зарядку, умываемся) – Действительно, мы с вами просыпаемся (картинка 2, умываемся и чистим зубы (картинка 3, делаем зарядку (картинка 4, завтракаем (картинка 5) и идём в детский сад.
А теперь снова в путь. Паровозик, готов? Машинист, подавай сигнал. Музыка паровозик. Остановка, садитесь, пожалуйста.
Солнце в небе ярко светит,
На прогулку пошли дети.
- За утром к нам приходит день. (в сопровождении песни «Какой чудесный день» из м/ф "Песенка Мышонка" слова: Карганова Е., музыка: Флярковский А.)
- Ребята, что солнышко делает днём? ( Дети: светит в небе) – Правильно, оно высоко на небе, ярко светит, поэтому на улице днём светло. (картинка 1)
Полон день забот, хлопот,
Быстро времечко идёт.
Надо только захотеть,
Сможешь многое успеть.
- Что же мы с вами можем успеть сделать днём? ( Дети: поиграть, погулять, почитать, поспать и др.)
- Действительно, днём мы можем рисовать (картинка 2, читать (картинка 3, гулять (картинка 4, играть (картинка 5, обедать (картинка 6) .
А хотите поиграть? Хорошо, я буду говорить вам что-то. Если это происходит утром вы, поднимаете ручки вверх, если днём - хлопаете в ладоши. Ну что, начнё м:
- Солнышко высоко в небе.
- Девочка делает зарядку.
- Мальчик идёт гулять.
- Дети умываются.
- Солнышко просыпается, встаёт.
- Дети обедают.
Молодцы. А теперь снова в путь. Машинист, поехали. Новая остановка, прошу всех выйти из поезда.
Как наступит вечер, солнышко садится,
Засыпают травы, замолкают птицы.
- Следом за днём приходит вечер (в сопровождении музыки С. Прокофьева «Вечер»).
- Что же делает солнышко вечером? ( Дети: оно садится, опускается)
- Конечно, солнышко садится, оно уже не светит так ярко, как днём, поэтому становится всё темнее. И чем ниже опускается солнышко, тем темнее на улице. (картинка 1)
Уже за окошком темнеет,
И вечер зевнул на ходу.
Из детского сада спешу я скорее,
Я к маме любимой иду. (М. Садовский)
- Что вы делаете вечером? ( Дети: играем, смотрим телевизор, едим, рисуем, читаем)
- Да, вечером вы дома можете посмотреть немного телевизор (картинка 2, порисовать (картинка 3) или поиграть в спокойные игры (картинка 4, поужинать (картинка 5, почитать с мамой или папой (картинка 6) или помыться в ванной (картинка 7).
Ребята, наш поезд устал и отправляется на свою последнюю остановку. В путь. Приехали прошу всех сесть.
В небе звёздочки горят,
Птицы спят и рыбы спят,
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы в своих кроватках.
- Когда это бывает? ( Дети: ночью)
- Правильно, следом за вечером приходит ночь. (в сопровождении песни колыбельной медведицы из м/ф "Умка")
- Что солнышко делает ночью? ( Дети: его нет, оно спит, оно село)
- Правильно, оно село, его не видно. А что мы можем увидеть на небе ночью? ( Дети: луну и звёзды) – Да (картинка 1)
- А что люди, животные и птицы делают ночью? ( Дети: спят) – Правильно, спят (картинка 2)
Игра «Части суток»
А теперь нам нужно разделиться на две команды и поможет нам в этом волшебный цветок. Сейчас каждый из вас оторвёт по одному лепесточку. У кого красные лепестки садятся за справа, на котором красная корзинка, а у кого жёлтые - слева, на котором жёлтая корзинка. На столе лежит лист бумаги, разделённый на две части, одна его половина – голубая, а другая – чёрная. Как вы думаете, что это значит? В корзиночках лежат картинки с изображением людей и животных, все они что-то делают: играют, спят и т. д. Как вы думаете, что мы будем с вами делать? Да, ребята, вам нужно правильно разделить картинки, то, что можно делать днём – на светлую половину, а что ночью – на тёмную. Всё понятно? Тогда приступайте.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Всё ли здесь правильно? А здесь?
Молодцы, садитесь, пожалуйста на стульчики.
- Но есть птица, которая не спит ночью.
Угадайте, что за птица
Света яркого боится.
Днём спит, ночью летает
Ухает и всех пугает.
Дети: сова
- Правильно.
- Давайте все встанем и расскажем стихотворение про сову.
Физминутка «Сова»
Совушка-сова, дети машут руками, изображая крылья
Большая голова рисуют в воздухе руками большой круг
На суку сидит, присели
Головой вертит повороты головой влево - вправо
Во все стороны глядит
Да вдруг как полетит. дети встали, побежали, при этом машут
руками, как крыльями.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали, а помогут нам вот эти картинки. Части суток всегда наступают в определённом порядке, они не могут поменяться местами. , подойди ко мне, давай с тобой подумаем, какую картинку нужно повесить первой. Девочка проснулась. Почему? Да, потому, что это утро. Что ёще можно делать утром? Садись, умница. Иди ко мне …. Какая картинка будет следующей? Девочка играет. Когда это происходит? Днём. Что ещё можно делать днём? Отлично. Теперь подойти, пожалуйста…. к доске. Что будет дальше? Девочка читает. Какое это время суток? Вечер. Правильно, что ещё можно делать вечером? Садись, молодец. Ну и осталась последняя картинка. Подойди ко мне …. Давай с тобой повесим эту картинку. Что на ней изображено?
III. Заключительная часть.