Ирина Пресникова
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в тридевятое царство. Ориентировка на плоскости»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в тридевятое царство. Ориентировка на плоскости
Цель: Развивать математические способности детей
Программные задачи:
1. Совершенствовать у детей умение ориентироваться на листе бумаги в клетку при выполнении графического диктанта.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
2. Закреплять умение ориентироваться на плоскости, находить правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний и левый нижний углы, середину листа.
3. Способствовать развитию у детей умения воспринимать информацию на мультимедийном экране, использовать её для выполнения поставленных задач.
4. Формировать навыки вычислительной деятельности: умение решать арифметическую задачу, составлять условие, ставить вопрос, выкладывать решение с помощью чисел и знаков.
5. Упражнять детей в умении решать логические задачи на поиск недостающих фигур; занимательные задачи с математическим смыслом, сравнивать множества, используя знаки «>»; «<»; закрепить знания о составе числа 7.
6. Развивать графические навыки, логическое мышление, внимание, память, речь; умение грамматически правильно выстраивать предложения.
7. Воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно, умение работать в парах и коллективно.
Методы и приё мы:
• Наглядный
• Практический
• Продуктивный
• Репродуктивный
• Использование ИКТ
• Индивидуальный подход
• Дифференцированный подход
- пояснения
- указания
- вопросы
- инструкции
- игровая ситуация
- проблемная ситуация
Материал и оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация к НООД, карточки с заданиями на каждого ребёнка, листочки в крупную клетку, простые карандаши; ватмана для составления карты тридевятого царства, карточки со сказочными героями; карточки с числами и знаками.
Ход:
Каждый день всегда, везде.
В совместной деятельности и в игре
Правильно и чётко говорим
Очень тихо все сидим.
Ребята, далеко-далеко отсюда, за тридевять земель, находится тридевятое царство, в котором живут сказочные герои. В тридевятом царстве случилась беда. Кощей Бессмертный заточил в темнице добрых сказочных героев и нам придётся отправиться в путь для того, чтобы восстановить справедливость. Вы согласны помочь сказочным героям?
Но прежде вы должны составить карту тридевятого царства (задание выполняется коллективно по словесной инструкции)
Дворец Кота в сапогах находится в правом нижнем углу;
Дом Водяного –в левом нижнем углу;
Карлсон, который живёт на крыше – в левом верхнем углу;
Замок Феи – посередине;
Три поросёнка резвятся на лугу – в правом верхнем углу.
Карту мы составили, но добраться до царства нелегко. На каком транспорте можно отправиться? (предположения детей)
-А это мы узнаем, если правильно выполним графический диктант.
Пройдите за столы
-Возьмите лист бумаги в клетку, и поставьте карандаш на красную точку.
-Я тетрадный лист бумаги
Перед собою положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандаш вот так держу. (слайд 2)
Сяду прямо, не согнусь,
За заданье я берусь. (слайд 3)
От точки: 2 клетки вверх по диагонали вправо, 4-вправо, 2-вверх по диагонали вправо, 2-вниз, 4-вправо, 2-вверх по диагонали вправо, 4-вниз. 6-влево, 2-вниз, 2-вверх по диагонали влево, 6-влево.
-Что у вас получилось? (самолёт)
-Хорошо, отправляемся на самолёте. (садимся на ковёр)
-Потихонечку садитесь,
Осторожно шевелитесь,
Чтобы наш самолёт
Поскорей летел вперёд!
Вот летим мы над полями,
Вот и море перед нами,
-Вижу лодку рыбака,
Море шире иль река? ( дети: море шире)
Один, два, три, четыре, ну, конечно, море шире
Вот под нами тёмный лес,
Ветки тянет до небес,
В нём дровишек целый груз
Выше дерево иль куст? ( Дети: дерево выше, куст ниже)
Один, два, три, четыре. Пять.
Не ошиблись вы опять.
Справа горы высоки. Покажите, где они? (дети показывают0
Слева реки глубоки. Покажите, где они? (дети показывают)
Интересно, куда мы попали?
А попали мы в тридевятое царство, обнесено оно высоким забором, а на дубовых воротах висит замок. (слайд 4)
Открыть замок нам помогут ваши знания.
Первый сказочный герой, которому мы должны помочь, Кот в сапогах. (слайд 5)
Он приготовил для вас игру «Молчанка».
Вам ничего говорить не надо, а нужно показать на пальцах число, которое является ответом на вопрос. Приготовились?
1) На полянке в день осенний
Под высокою сосной,
К медвежонку в день рожденья
Собрался народ лесной:
Ёжик, волк, енот, барсук, заяц, лось, лисёнок-друг.
Посчитайте поскорей, сколько было всех гостей? (7)
2) Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко, два нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду, сосчитать я не могу? (5)
3) Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди, сколько мишек впереди? (5)
4) У одного цветка четыре лепестка.
Сколько лепестков у двух таких цветков? (8)
Отлично. Как быстро мы шли, можно немножко отдохнуть.
Физминутка: игра «Числа» (3-4 раза)
Вы будете двигаться в разных направлениях под бубен. Как только я покажу карточку с числом, вы должны объединиться между собой соответственно показанному числу: число 2 – встать парами, 3-тройками, 5-пятёрками. Если я скажу «Всё!» - вы встаёте в один общий круг и берётесь за руки.
Отдохнули, и следующий герой, которому нужна наша помощь, это Водяной. (слайд 6)
С ним в болоте живут лягушки и улитки, но кого больше или меньше, он не знает. Нужно помочь расставить знаки.
-Возьмите карточки, где изображены лягушки и улитки и поставьте знаки «>» или «<».
-Здорово, с этим заданием вы неплохо справились и помогли Водяному.
-И мы направляемся к освобождению следующего героя – это Карлсон. (слайд 7)
Однажды, вернувшись из гостей, самый весёлый в мире сладкоежка обнаружил, что в банке его любимого варенья осталось только 10 ложек. Призадумался Карлсон, на сколько дней ему хватит варенья, если в день он будет съедать по 1 ложке варенья?
Дети: на 10 дней (слайд 8 – 10 прямоугольников)
-А если он будет съедать по 2 ложки варенья в день?
Дети: на 5 дней.
Молодцы, сумели помочь и Карлсону.
А пока мы двигаемся дальше, разомнёмся ещё
Физминутка: гимнастика для глаз:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз.
Повторить ты не ленись.
Нашей помощи просит сказочная Фея. (слайд 9)
Она получила квартиру в новом доме и купила мебель.
Какую мебель купила Фея? (слайд 10)
Дети: стулья и кресла
Правильно. А теперь составьте по этой картинке задачу и выложите решение у себя на столе, используя числа и знаки (У доски работает Ника З)
Проверьте. Все ли правильно выполнили? (проверяют с работой Ники З)
Отлично! Сколько героев мы освободили? (4)
А пока мы идём на помощь к следующим героям, решите такие задачки:
1) На одном берегу утёнок, на другом – цыплёнок, посередине – остров. Кто быстрее доплывёт до острова?
2) На столе лежало 8 яблок и 7 груш. Сколько овощей лежало на столе?
3) У берёзы 5 веток слева и 5 веток справа. На каждой ветке по шишке. Сколько всего шишек?
-Вот мы и поспешили на помощь к трём поросятам. (слайд11)
Возьмите такую же карточку, как на экране. Здесь изображены домики трёх поросят Посмотрите внимательно и дорисуйте недостающий домик. (дети дорисовывают) Как вы думаете, домик какого поросёнка вы дорисовали) (домик самый прочный из кирпича у Наф-Нафа)
- Мы освободили всех сказочных героев, но замок на воротах не открывается. Как вы думаете, почему?
- Составьте число 7 из двух меньших чисел.
-Из каких двух меньших чисел состоит число 7?
Дети: число 7 состоит из 1 и 6; 2 и 5; 3 и 4; 0 и 7.
-Вот и открылись ворота и все сказочные герои благодарят вас и дарят вам медали за смелость, внимание, старание и за ваши знания, а ещё книгу сказок с иллюстрациями, которую можете посмотреть.