Мария Петрова
Конспект занятия по ФЭМП «Измерение массы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: формировать представления о практическом сравнении предметов по массе, закрепить смысл сложения и вычитания; взаимосвязь целого и частей; закрепить представления о понятиях «тяжелее», «легче».
Развивающие задачи: развивать познавательные интересы. Внимание, мышление, речевую активность, словарный запас, умение правильно аргументировать свои ответы, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:воспитывать интерес к математике, самостоятельность,умение понимать учебную задачу и выполнять её.
I. Вводная часть.
- Давайте ка мы с вами сделаем разминку и посчитаем:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• назови число, которое я пропустила (1,2,3,4, 5,6,7).
• какое число я загадала, если оно меньше 5 и больше 3 (4).
• какой четвертый день недели (четверг).
• какой день недели я пропустила- пн,вт,ср,чт,суб,вс (пятница)
• сколько времен года(4).
• какое сейчас время года (осень).
• какие осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
(стук в дверь)
Проблемная ситуация.
В гости приходит Мишутка, он расстроен. Просит ребят помочь разобраться, почему бабочка тяжелее его и показывает фотографии, где на весах мишутку уравновешивают три обезьяны, пять белочек, а бабочку уравновешивают семь муравьев. Ведь три и пять меньше семи.
Восп: Ребята, верно ли думает Мишутка? Правильно ли он сравнивает свой вес, и вес бабочки?
-НЕЕЕЕЕЕТ
Восп: Вы абсолютно правы. А как нужно было правильно измерить вес?
- Нужно было измерять вес только в одной мерке.
Восп: А какую мерку можно выбрать для измерения веса Мишутки и бабочки?
- МУРАВЬЁВ!
Восп: Вы абсолютно правы. Видишь, Мишука, в муравьях ты точно тяжелее бабочки.
Мишутка: Спасибо вам, ребята! Видимо, мне нужно ещё многому научиться. Можно я останусь с вами и научусь правильно измерять массу?
Восп: Конечно можно! Но ты будешь не только учиться, но и помогать нам.
II. Основная часть.
Чтобы Мишутка понял и запомнил правило: сравнивать предметы можно лишь в том случае, когда для измерения их массы используются одинаковые мерки, я предлагаю разобрать еще одну похожую ситуацию:
Восп: Сколько яблок уравновесили ёжика? Сколько орешков уравновесили белочку? Можно ли сказать, кто из них легче? (слайды дублируют изображение в тетради). СЛАЙД 2, 3,4
-Нельзя сказать кто легче, т. к. мерки разные. (у ёжика – яблоко, у белочки – орешки)
Восп: Что нужно сделать, чтобы правильно сравнить их вес?
-Нужно, чтобы была одна мерка, например, орешки.
Восп: Правильно! Какой теперь вес у ёжика?
- 6 орешков.
Восп: а у белочки?
- 3 орешка.
Восп: Обведите того, кто тяжелее красным карандашом в круг.
Восп: Итак, кто обвел в красный круг ёжика, выполнил задание правильно. Вы большие молодцы!
Восп: Ребята, я совсем забыла, сегодня к нам в группу принесли посылку. Хотите узнать, что там лежит? (Да). Тогда сейчас мишутка заглянет в посылку и будет описывать то, что там лежит, а мы попробуем отгадать, что это.
Мишутка. Это неживое, его придумал человек.
Бывают маленькие и большие.
На них есть деления и цифры.
Их используют дома, в магазине.
Этот предмет помогает узнавать массу.
Дети отгадывают (весы).
Презентация: «Разновидности весов» (слайд 5)
Физминутка Мишутка что-то там
Практическая работа с весами.
Воспитатель подводит детей к столу, где лежат два прозрачных контейнера (в одном крыши, в другом крупа, вес контейнеров одинаковый)
-Как вы думаете, какой контейнер тяжелее, а какой легче? Взвешиванием устанавливается, что контейнеры равны по массе. Дети приходят к выводу, что масса предмета не всегда зависит от его размера, поэтому её трудно определить на глаз. Для сравнения предметов по массе, их нужно взвесить, используя общепринятую меру – 1кг.
Самостоятельная работа в тетради. (слайд 15-16)
(№ 1, стр. 26 «Раз - ступенька, два – ступенька») Изображение дублируется на слайде.
Восп: Сейчас мы с вами узнаем, сколько же весят зверята. Обратите, пожалуйста, внимание на гири на правой чаше весов. На них написаны цифры. Скажите пожалуйста, что нужно сделать, чтобы узнать вес котика?
-Сложить цифры на гирях.
Восп: Совершенно верно. И получается, что котик весит… -O-
- 4 килограмма.
Восп: МОЛОДЦЫЫЫЫ! (с остальными то же самое)
Восп: Мишутка, а ты сможешь нам ответить, кто же из зверят тяжелее всех? Подсказка, это ТОЧНО не бабочка.
Мишутка: Хм. думаю, что это мишутка. Ведь 7 больше, чем 4, 5 и 6.
Восп: Ребята, мишутка прав?
ДАААААААААААААААААААААААА
Мишутка: Ура! Наконец-то я научился правильно измерять массу! Спасибо вам большое, ребята!
(№ 2, стр. 26 «Раз - ступенька, два – ступенька») Изображение дублируется на слайде. Восп: Ребята! Помните, я вам рассказывала о том, какие бывают весы? (ДА) А теперь вам нужно самостоятельно найти их на картинке и обвести красным цветом.
Ребята выполняют задание
Мишутка: какие ребята большие молодцы! Сколько знают, сколько умеют! Ну, а теперь, предлагаю размять наши пальчики, ведь они сегодня много писали.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Пальчиковая гимнастика: «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы правой и левой руки соединяются в замок)
Мы с вами подружимся маленькие пальчики.
(Шевелят пальцами)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Пальцы правой руки, начиная с мизинца, соединяются с пальцами левой руки)
И обратно начнём считать.
Пять, четыре, три, два, один.
(Пальцы разъединяются, начиная с большого).
Рефлексия
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком признаке предметов мы говорили сегодня? (О массе предметов). Его можно определить на глаз? (Нет. Надо взвесить на весах).
- Какие задания вам понравились? Что вызвало затруднение? Я предлагаю посмотреть на вашу тропинку успеха и узнать на какую вершину горы успеха вы сегодня добрались.