Елена Клевакичева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Ориентировка во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №116 «Здоровячок»
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе «Мечтатели»
«Ориентировка во времени»
Воспитатель
Клевакичева Елене Сергеевна
Вологда
2020
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Ориентировка во времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Цель: закрепление у детей элементарных представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, зимних месяцев и времен года.
Задачи:
1. Закреплять умение определять время с точностью до часа;
2. Продолжать учить пользоваться в речи понятиями «сначала», «потом», «до», «после»;
3. Развивать чувство времени;
4. Закреплять знания времен года и месяцев зимы;
Предварительная работа:
- Прочтение серии книг «Времена года. Приключения Кудели»;
- Знакомство с устройством часов;
- Заучивание песенки «Дни недели»;
Необходимый материал:
- Часы с крупным циферблатом и стрелками;
- Карточки с заданием;
- Картинки с изображением разных часов: солнечные, водные, напольные, электронные, атомные.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я рада вас видеть. Вставайте в круг. Отгадайте загадку:
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
Дети: Это времена года!
Воспитатель: Хорошо, следующая:
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Дети: Это весна!
Воспитатель:
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
Дети: Летом!
Воспитатель:
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
Дети: Осень!
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: А как вы поняли?
Дети: Выпал снег, стало холодно, птицы улетели в теплые страны, скоро Новый год.
Воспитатель: Какую загадку можно придумать про зиму?
Дети: ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о времени? С помощью чего мы можем определить время?
Дети: Есть часы, календарь.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Для определения времени у нас есть часы и календарь.
Воспитатель: подойти к столу с часами) Ребята, сегодня я хочу вам рассказать историю происхождения часов.
Его сравнивают с водой, с песком, его нельзя ощутить, попробовать, прикоснуться, поймать, но оно всегда движется и все мы зависим от него – это время.
На протяжении многих веков человечество, да и всё живое на земле подчиняется временным циклам, будь то времена года, время суток.
Ещё в глубокой древности люди пытались понять это явление более точно, заглянуть в его тайные уголки, разгадать загадку движения времени. Для чего учёные умы придумывали специальные приборы для измерения этой величины, позже, получившие, название – часы.
Солнечные часы
Одни из древнейших изобретений. Упоминание о них было найдено в Древнем Египте на одной из гробниц 1306 – 1290 гг. до н. э. Представляли собой устройство, состоящее из циферблата, расположенном на ровной поверхности земли, и гномона (колонна, шест). Именно по тени, а конкретнее её длине, которую оставлял гномон на циферблате, и определяли время.
Водяные часы
Имели название клепсидра. Измерялись таким прибором промежутки времени. Представлял собой сосуд с отметками, из которого по каплям вытекала вода через равные промежутки времени. Водяные часы были очень популярны в Древнем Риме, где по ним определялась длина ораторского выступления. В Древнем Китае и Древней Индии также эти часы имели популярность. Благодаря тому, что можно наблюдать, как вода уходит из сосуда, появилось выражение «время истекло».
В современном мире используют такие часы в популярной телеигре «Форт Боярд».
Песочные часы
Многие помнят это устройство по школе, где по этим часам проводились контрольные чтения. Изобретены они были ещё в X веке, и широко использовались в Византии. Принцип их действия заключается в измерении промежутка времени. Точность этих часов зависела от качества песка.
Механические часы
Первые механические часы устанавливали на городских площадях, так как гиревой механизм был громоздким, то такие часы размещались в больших башнях. На циферблате имелась только одна часовая стрелка, минутной стрелки не было.
Спустя некоторое время, в XVII веке, Галилео Галилей изобрёл маятник, который и послужил зарождению современного часового механизма.
Благодаря голландскому учёному Христиану Гюйгенсу и Роберту Гуку из Англии колебательный механизм часов стал балансирным за счёт действия маленькой спирали, поддерживающей незатухающие колебания. Такие часы получили распространение во всех сферах жизни, в медицине, в военном деле, как украшения.
В это же время появляются карманные часы, вызвавшие большой ажиотаж и колоссальный спрос. Теперь часы стали украшением. Они были с позолотой, украшенные драгоценными камнями, расписанные в виде картин. Даже придумали новые модели в одежде, с карманом для часов.
Атомные часы
А вот самые точные часы, которые существуют сейчас, являются атомные. Принцип их действия заключён в процессе собственных колебаний на уровне атомов и молекул. Их используют в станциях мобильной связи, в системе спутниковой и наземной телекоммуникации. Они очень важны в навигации. С их помощью определяют положение космических кораблей, спутников, ракет.
Так часы постепенно завоевывали своё место в жизни людей. И сейчас вряд ли найдётся человек, у которого на руке не было бы часов, на прикроватной тумбочке не стоял бы будильник, на стене не висели бы «часы-ходики», а на полке, в качестве сувенира не стояли бы песочные часы. Время нас завоевало.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, какие часы вы видите у меня на столе?
Дети: Будильник, часы с боем, настенные, наручные, песочные.
Воспитатель: Ребят, а у всех часов есть циферблат?
Дети: Нет! У песочных нет.
Воспитатель: а зачем нам тогда песочные часы?
Дети: Чтоб отмерять время, например когда зубы чистишь, 5 минут.
Воспитатель: Вы все правильно говорите. Есть часы, которые показывают точное время, а есть которые служат для того, чтобы отмерять определенный отрезок времени.
Воспитатель: Хорошо, ребята, я приглашаю вас присесть за столы. Здесь вы видите карточки с заданием. На циферблате вам нужно нарисовать точное время, которое написано в условии. Давайте вспомним, какая стрелочка показывает часы? Она какая по размеру?
Дети: Часовая стрелочка, она самая маленькая.
Воспитатель: А что показывает минутная стрелка? Какая она?
Дети: Минутная стрелка показывает минуты, она больше часовой.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем стрелки на наших часах.
Воспитатель: Давайте проверим. Кирилл, расскажи, где у тебя расположились цифры на первом циферблате? На втором? На третьем?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, ребята, часы нам помогают определить время в течение дня. А что нам поможет определить время в течение года?
Дети: Календарь!
Воспитатель: Расскажите, что мы можем узнать, посмотрев на календарь?
Дети: Какое сегодня число и день недели.
Воспитатель: А для чего нам это нужно?
Дети: Для того, чтобы знать сколько дней до выходных осталось. Папа приезжает с командировки в пятницу, а к бабушке почтальонка приходит 7 числа каждого месяца, газету приносит.
Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно называете. А теперь я предлагаю пройти на стульчики и поиграть в сложную, но интересную игру. Называется она «Угадай, какой день недели?». Посмотрите. У меня на мольберте карточки. Каждая карточка отвечает за определенный день недели. Например, карточка с одним кружком – это понедельник, пять кружков – пятница и так далее. Я сейчас переверну одну карточку, вы должны будете назвать день недели, который спрятался, и дальше выполнить устное задание. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Назови, какой по счету день недели спрятался? Какое название у третьего дня недели? Назови соседа, который стоит перед средой? А после? Играть 2 раза)
Дети: Третий. Среда. Перед средой – вторник, после – четверг.
Воспитатель: Ребят, вы справились, молодцы! А в завершении нашего занятия, я хочу предложить вам сделать свой календарь, для нашей группы. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Для начала, давайте вспомним, какой сейчас месяц?
Дети: Декабрь!
Воспитатель: А кто знает, сколько дней в первом зимнем месяце? Когда наступает Новый год?
Дети: 31 Декабря!
Воспитатель: У меня есть вот такое красивое слово «Декабрь». Что еще мне нежно для календаря?
Дети: Название дней недели!
Воспитатель: Верно, вот они у меня! Что еще не хватает?
Дети: чисел!
Воспитатель: А числа лежат у меня на столе, я предлагаю вам взять кружочек с числом и раскрасить его в зимних тонах. Когда все будет готово, мы приклеим их на наш календарь!
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось. Наверху написано название месяца, чуть ниже, друг за другом расположились дни недели. И уже потом выстроились по порядку числа. Теперь мы без труда узнаем какой сегодня день недели и какое число!
Воспитатель: Вам понравилось сегодня на занятии?
Дети: Да!
Воспитатель: Что узнали нового?
Дети: Историю часов, понравилось делать календарь!
Воспитатель: Что вы уже знали?
Дети: Как устроены часы, дни недели.
Воспитатель: Ребята, я думаю мы сегодня хорошо поработали. Все активно отвечали на вопросы, с удовольствием сделали наш календарь. Всем спасибо за занятие!
Литература: https://yandex.ru/turbo/tsvetyzhizni.ru/s/uroki_s_mamoy/peschinki-tekut-sekundy-begut-detyam-pro-chasy.html.