надежда кузьмина
Конспект по формированию финансовой грамотности детей в старшей группе «Приключения Мухи-Цокотухи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по формированию финансовой грамотности
детей в старшей группе
Тема: «Приключения Мухи-Цокотухи»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.
Задачи.
• Формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.
• Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, продуктам, и личному имуществу.
Публикация «Конспект по формированию финансовой грамотности детей в старшей группе „Приключения Мухи-Цокотухи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Учить быть бережливым и экономным.
• Расширить и углубить знания детей о сфере коммунальных услуг, на наглядных примерах, объяснить необходимость их экономии.
• Применять первичные экономические знания на практике.
• Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности.
Словарь новых слов: расход, бережливый, экономить.
Предварительная работа: беседа о деньгах, покупках, копилках; рассматривание монет и копилок.
Оборудование: шкатулка с зеркалом, кукла Мухи-Цокотухи, копилка, 2 мольберта, магниты, картинки с водопроводными кранами, предметные картинки, монетки, схема-календарь.
Ход.
1. Организационный момент.
Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!
Игра «Волшебное озеро»
Воспитатель. Кого вы увидели? (Ответы детей).
Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! А вот теперь мы заглянем с вами в гости к сказочным героям. (Дети садятся на стулья).
2. Основная часть.
Появляется сказочная героиня - кукла Мухи-Цокотухи.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какой сказке мы с вами оказались? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно - это Муха-Цокотуха, из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха». А история приключилась с ней, вот какая…
Автор. Муха, Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Села Муха на пенёк
Замечталася чуток…
Муха. Что же мне купить такое?
Может быть авто крутое?
Платье, туфли и жакет…
А куплю-ка я конфет!
Автор. И подпрыгнув воскликнула:
Муха. Я теперь богатой стала,
Заживу на зависть всем!
Я же так скажу, ребята:
Кто решил богатым стать –
Должен денежку искать.
Воспитатель. Здравствуй, Муха-Цокотуха. (Ребята здороваются с героиней). Нам кажется ты не права.
Ребята, расскажите Мухе-Цокотухе откуда берутся деньги на самом деле? Для чего они нужны? Откуда родители берут деньги? (Ответы детей).
Обобщает ответы и рассказывает, что деньги используются для того, чтобы оценить труд человека; деньги получают за выполненную работу, на них можно купить разные вещи, имеющие разную стоимость.
Воспитатель. Ребята, а на что тратят деньги? (Ответы детей).
Нужно помнить, что с деньгами надо обращаться правильно. Нельзя расходовать все деньги, обязательно часть денег нужно отложить, т. е. сохранить.
Муха. А где можно сохранить, те деньги, которые я не израсходовала? (ответы детей)
Воспитатель. Вот видишь, Муха-Цокотуха, наши ребята все знают. А попробуй, отгадать загадку…
У меня есть чудо - кошка,
На её спине - окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. (копилка)
(Муха дает неправильные ответы, ребята помогают ей отгадать).
Воспитатель. Конечно же – это копилка.
Муха. А что это?
Воспитатель. Копилка - это емкость, которая имеет специальное отверстие для хранения и накопления монет или купюр.
Муха. А у кого дома есть копилка, и на что можно копить деньги? (Ответы детей).
Муха. А откуда у вас деньги? Вы на работу ходите? (Ответы детей).
Воспитатель. Дорогая Муха-Цокотуха, мы с ребятами хотим тебе подарить вот такую копилку…
Муха. Вы такие хорошие ребята, все знаете, а вот я и копить-то деньги не умею, и на что копят другие, не знаю.
Воспитатель. Не огорчайся, мы тебе поможем. Поможем Мухе-Цокотухе? Давайте раскроем секрет, который поможет ей собрать деньги в копилку.
Воспитатель. Есть такие качества, как бережливость и аккуратность, вот они нам и помогут.
Что значит быть бережливым? (Ответы детей).
Что можно сберечь? (Ответы детей).
Муха. Значит: «Бережливость лучше богатства», «Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил»? Я про такое где-то слышала.
Воспитатель. Конечно, сейчас мы все вместе научим тебя как можно наполнить твою копилку.
Ира «Копилка»
Воспитатель. Теперь у нас с вами есть копилка, и сейчас мы попробуем её наполнить.
Перед вами лежат монетки,, календарь, карточки и две картинки с водопроводными кранами, посмотрите на них. Сейчас мы с вами рассмотрим первую картинку. На этой картинке изображён открытый кран, на другой закрытый. Подумайте и ответьте на вопрос: «Открытый кран помогает беречь деньги?»
Муха. Конечно нет, откуда же здесь деньги, тут только вода. Ребята, я же права? (Ответы детей).
Воспитатель подводит детей к тому, что пользование водой надо оплачивать, а расточительное отношение к воде - это расточительное отношение к деньгам.
На картинку, где вода капает, мы будем накладывать копеечки с ножками, эти деньги мы не сберегли, можно сказать, что деньги «ушли» от нас, а рядом с картинкой закрытого крана кладём обычные монетки, которые мы сберегли, потому что не расходовали зря воду.
Воспитатель. Начнем игру.
• Когда лампочка включена – деньги расходуются, а когда выключена… (Ответы детей).
• Если к игрушкам относится бережно – экономим деньги, а если ломать – то деньги.
Далее по каждой картинке рассуждаем вместе с детьми. Теперь подведём итог. Там, где мы не берегли свет, воду, игрушки, и т. д. – монетки убежали, т. е. расходовали деньги не правильно. А там, где мы ко всему бережно относились, были бережливыми – монетки сохранились, т. е. мы их можем положить в копилку.
Муха. Давайте посчитаем, сколько монеток у нас появилось в копилке. И это только за один месяц.
Воспитатель. Да. В году 12 месяцев (показ схемы-календарь) и в каждом месяце мы можем положить в копилку такое же количество монет. Отсчитайте столько монет, сколько мы смогли сохранить и положите в копилку. Сколько монеток мы с вами сохранили за год? (Ответы детей).
Воспитатель. Давайте ещё раз повторим Мухе-Цокотухе, как можно сохранить деньги? (Ответы детей)
Муха. Ребята, сохраняя деньги, ВЫ же можете помочь родителям…
Когда смотришь телевизор,
В доме выключай весь свет,
Неужели это сложно?
В комнатах тебя же нет.
Воспитатель. Если бережно и аккуратно относится к игрушкам, одежде, обуви, беречь воду и свет (не включать свет там, где можно обойтись без него, не смотреть долго телевизор, не играть много в компьютер, то можно сберечь не мало денег.
Физминутка:
Считаем денежки
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем денежку мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Воспитатель. Давай те поиграем еще в одну игру.
Игра – викторина: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
- Выключать за собой воду….
- Оставлять свет включённым…
- Ломать игрушки…
- Аккуратно относится к своей одежде…
- Не смотреть телевизор целый день…
- Оставлять открытым кран…
- Рисовать на одежде…
- Выключать свет, где тебя нет….
Воспитатель. Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Воспитатель объясняет, что значит быть бережливым, экономным; почему надо быть экономным.
Муха. Копейка рубль бережёт? (пословица).
Воспитатель. Конечно!
Воспитатель обсуждает с детьми, почему нельзя зря расходовать воду, электричество, бензин, бумагу, даже если на покупку новых вещей есть деньги. Объясняет, какие вещи прочные, а какие непрочные, почему важно пользоваться прочными вещами, как использовать вещи вторично, куда можно отдавать одежду, из которой вырос.
Муха. Спасибо вам, ребята, за помощь. Я все ваши советы приняла. А мне домой пора. Приходите ко мне в гости.
Приглашенье получите.
Приходите вечерком,
Чудно время проведём!
До свиданье, ребята. (Прощание с героиней).
3. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня были просто молодцы!
Расскажите, чему мы сегодня научили Муху и чем ей помогли? (Ответы детей).