Нина Жилина
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщать представлений о признаках осени, её характерных особенностях.
- Формировать умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».
- Обобщать представлений о признаках осени и её характерных особенностях.
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Совершенствовать грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
- Активизировать речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
Воспитательные:
- Воспитывать навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Развивающие:
- Развивать зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.
- Развивать координации речи с движением.
Предварительная работа.
Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.
Обучение работе по мнемотаблицами.
Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
Словарная работа - дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Средства:
- мяч; осенний листочек;
- листы-основы для рисования;
- карточки для составления предложений (мнемодорожки).
Сп. :
- рассказывание сказки;
- словарная работа;
- беседа;
- индивидуальная работа;
- работа с мнемодорожкой и мнемотаблицей;
- итог занятия.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Ребята, послушайте сказку.
Осенняя сказка.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.
Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы… .»
Дети - Осень!
Как вы догадались?
- Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).
Словарная работа.
- Давайте сначала поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее» :
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
цветы - осенние цветы,
листва - осенняя листва,
дерево - осеннее дерево
день - осенний день.
- Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.
Осенью листья : что делают?
- Падают,
вянут,
шуршат,
шелестят,
осыпаются,
желтеют.
- Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая?
(дети называют слова)
(золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая,
затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя,
хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая,
унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная,
грустная, ласковая.)
Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.
Как вы думаете, что оно обозначает?
Давайте скажем его все вместе,
а теперь -. (индивидуальная работа).
Давайте поиграем с этим словом.
Осень какая?- хмурая.
День - хмурый.
Небо - хмурое.
Погода - хмурая.
Вы хорошо справились с заданием. (Дети садятся за столы. У каждого ребёнка на одежде по листочку. Задание - найти свою пару и сесть за стол с таким же листочком).
Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.
Дети садятся за столы.
Воспитатель достает письмо и говорит: «Осень попросила, чтобы мы по карточкам составили о ней рассказ. Для этого она нам передала схемы.
Перед тем, как составлять рассказ об осени мы с вами вспомним, о чем же говорят наши карточки. Например: солнце светит, но не греет, моросит дождь и т. д.
Мы уже с вами составляли рассказы по карточкам, но сегодня мы будем выкладывать в другой последовательности:
В первую строчку положите карточки, которые относятся к погодным изменениям,
Во вторую строчку выкладываем те карточки, которые относятся к людям.
В третьей – животный мир.
В четвертой – к изменениям в растительном мире.
У каждого из вас получился свой рассказ об осени по таблице.
Воспитатель спрашивает двоих – троих детей.
Физминутка.
Осень.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).
Воспитатель: Что же дальше нам осень предлагает?
Смотрите, она передала нам схемы, по которым мы сегодня будем учиться составлять предложения.
Ребята, а теперь посмотрите внимательно на доску, где у меня изображены картинки в виде таблицы. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки в таблице? (об осени).
Это называется схема рассказа. Повторите все вместе – Схема рассказа.
А теперь разложите схемы на стол. Посмотрите на доску. У кого есть точно такая же схема? Поднимите руку.
Эта схема состоит из четырех карточек, вы должны объединить их в одну цепочку, чтобы получился рассказ. (Спросить 2 – 3 ребенка)
Показать следующую схему (И так 4 – 5 рассказов)
После рассказов детей переходим к мольберту.
Осень бывает разная, но каждая осенняя пора красива по - своему. Поэтому многие поэты посвящают свои стихотворения осени. Один из таких замечательных стихотворений написал Алексей Плещеев. Мы будем его учить. Я вам сегодня хочу показать схему стихотворения и как оно читается.
Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень» по мнемотаблице.
Все рисунки в таблице нам знакомы? (ответы)
Мы с вами на следующих занятиях будем учиться зарисовывать это стихотворение.
Итог. Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Вам понравилось?
Что больше всего запомнилось?
Может были трудности в составлении рассказов?
Мне тоже очень нравится с вами работать! Спасибо!