Светлана Дегтярева
Конспект познавательной НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Белый медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
-Формировать знания детей о животном Арктики- белом медведе; его внешнем виде, характерных особенностях жизни.
-Продолжать формировать умение детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия. Обогатить словарь детей по теме.
-Устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных.
-Познакомить с новой игрой «Белые медведи».
-Развивать двигательную активность, мышление, память, способность к умозаключениям.
-Воспитывать сопереживание и доброжелательность к белым медведям, вызывать стремление защитить их и сохранить на планете.
Публикация «Конспект познавательной НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему „Белый медведь“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Материал: макет северного полюса и других природных зон, игрушка медведь для макета, снежок, разрезная картинка медведя, варежки, лед, картинки с белыми медведями, картинки северных рыб и тюленя, два обруча, карандаши, лабиринт.
Предварительная работа:
- знакомство с животными Севера;
- дидактическая игра «Подбери словечко»
- просмотр презентации о белом медведе.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Воспитатель вносит коробку и предлагает посмотреть, что в ней лежит.
Что это?
Дети: это море, льдины и айсберги, снег.
Воспитатель: как вы думаете, где мы все это можем увидеть
Дети: на Севере.
Воспитатель: кто живет на Севере?
Дети: тюлени, белые медведи, моржи, киты, песцы, нерпы, олени.
Воспитатель: правильно. Северный полюс называется Арктика, где почти всегда холодно, морозно. В Арктике много льда и снега. Только летом снег немного тает. Арктика в переводе с греческого языка называется –медведь. Послушайте загадку и отгадайте, о ком я говорю.
В. Донская «Белый медведь»
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
Воспитатель: дети, о ком я рассказала?
Дети: о медведе.
Воспитатель: правильно. Предлагаю вам собрать изображение белого медведя из мелких частей, рассмотреть и рассказать о нем.
2. Основная часть.
-Игра «Собери картинку».
Дети собирают изображение белого медведя.
Воспитатель: белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на суше. Его высота до 1,5 м, весят белые медведи до 650 кг. Живет медведь 15-18 лет. Окрас меха этого животного от снежно-белого до желтоватого, благодаря этому медведь почти не заметен на снегу, а вот кожа у белого медведя черная, но ее не видно сквозь густую шерсть, разве что совсем немного - на носу. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния. Их стопы покрыты шерстью и шишечками, при движении они не скользят по льду и снегу.
-Экспериментальная деятельность «Холодные льдины»
Воспитатель: давайте проверим, холодно ли медведю ходить по льдинам. Чем покрыты лапы медведя?
Дети: мехом.
Воспитатель: в тазу лед, возьмите кусочек в руки. Что вы чувствуете?
Дети: холодно.
Воспитатель: теперь наденьте меховые варежки, возьмите льдинку и расскажите о своих впечатлениях.
Дети: не холодно.
Воспитатель: вот и медведь привык к холоду.
Белые медведи могут быстро бегать. А вы, любите бегать и играть? Давайте поиграем в игру "Белые медведи".
-Игра «Белые медведи»
Воспитатель: наша группа- море. В стороне обруч - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" ходят по группе.
По сигналу: "Медведь". Медведь рычит и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину, затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".
Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры:
1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь".
2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду.
Воспитатель: Белые медведи отлично плавают, они прыгают в воду головой вперед или сползают со льдины, а плавают с помощью передних лап. Ныряют с закрытыми ноздрями и открытыми глазами. Умеют ловить рыбу. После выхода на берег сразу отряхиваются от воды. Их шерсть покрыта жиром, поэтому она остается всегда сухой и медведи не замерзают. Белых медведей называют чистюлями. После еды они обязательно долго чистят свой мех, чтобы он хорошо их грел. Что же любят есть эти хищные животные?
Дети: рыбу, тюленей.
Воспитатель: правильно, медведи могут съесть и китовое мясо, а летом могут лакомиться птицами, их яйцами и мелкими животными. Предлагаю попробовать, легко ли добывать рыбу и поиграть в игру.
- Игра «Поймай рыбу»
Правила игры:
1. действовать по сигналу,
2. проговаривать слова.
Дети ходят по кругу, проговаривая слова, и на последнем слове надо наклониться и быстро «вытащить рыбку» из середины круга.
Слова:
Ой, ой, нос прикрой,
Ступай легонько, двигайся тихонько,
Наклониться постарайся,
Поймать рыбку попытайся, ух.
Воспитатель: отдохните и вспомните, как рычит медведь.
-Упражнение на дыхание «Медведь рычит»
Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [Р-р-р-р], изображает рычание медведя
Воспитатель: белые медведи много времени проводят на скованных льдом берегах вдоль побережья. Как правило, охотятся они в одиночку. Поиском пищи они занимаются и днём, и ночью. Белые медведи охотятся на тюленей, подстерегая их у лунок, через которые тюлени вдыхают воздух, или подбираются к лежащим на льду животным. Они способны учуять тюленей, лежащих в укрытии под снегом.
Медведица залегает на зиму в ледяную берлогу вместе с медвежатами. Пять месяцев она не ест никакой пищи и при этом кормит родившихся медвежат, обычно двоих, молоком. Медвежата, покрытые редкой белесой шерсткой, рождаются беспомощные, слепые и глухие. Мама - медведица согревает своим телом. А весной подросшие медвежата выходят из берлоги. Отцы - медведи не принимают никакого участия в воспитании детей. И даже сами могут представлять для них серьёзную угрозу.
-Самостоятельная работа детей. «Лабиринт».
Воспитатель: на ваших столах карточки. Ребята, помогите маме медведице встретиться с ее медвежонком.
Дети садятся за столы и проводят дорогу к медвежонку в лабиринте.
-Игра «Подбери словечко»
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: возьмите картинки и расскажите
Медведь какой?
Дети: Медведь сильный, большой, белый, мохнатый, чистый, красивый.
Воспитатель: медведь что делает?
Дети: ходит, рычит, плавает, охотится, ныряет, прыгает, радуется, ест.
Воспитатель: белых медведей осталось очень мало, поэтому они занесены в Красную книгу. Есть ли у них враги?
Дети: нет.
Воспитатель: их может съесть кит-касатка, могут напасть на суше волки, но это бывает редко. Самый главный враг белого медведя-человек. У людей есть ружье и машины, они легко справятся с животными, поэтому охота на медведей запрещена, нужно беречь животных.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему медведь белого цвета?
Дети: он маскируется.
Воспитатель: может ли белый медведь жить у нас в лесу? В пустыне? В джунглях? Почему?
Дети: нет, ему будет жарко, он не сможет охотиться, его будет видно.
Воспитатель: правильно, давайте это проверим.
Дети помещают игрушечного мишку в макеты природных зон, рассказывают, где медведю лучше находиться.
3. Рефлексия.
Воспитатель: ребята, о ком мы сегодня говорили?
Дети: о белом медведе.
Воспитатель: что вы о нем узнали? Я буду передавать вам снежок и задавать вопросы, а вы вернете мне его с ответом.
Вопросы:
-Где живет медведь?
-Чем покрыто тело белого медведя?
-Чем питается житель Арктики?
-Как еще называют белых медведей?
-Почему их называют чистюлями?
-Можно ли человеку охотиться на белого медведя?
Молодцы, думаю, когда вы подрастете, вы тоже сможете увидеть белых медведей и рассказать о них своим детям.