Карпова Елена
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: «День семьи, любви и верности!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к православной культуре"
Составитель: Карпова Елена Евгеньевна
Цель: развитие духовно-нравственных качеств ребенка
Задачи:
1. познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным;
2. познакомить с историей возникновения праздника «День, любви, семьи и верности», с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии во имя любви к ближнему;
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: „День семьи, любви и верности!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День семьи, Любви и Верности, 8 июля
- День семьи. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
3. воспитывать духовно-нравственные качества: преданность, верность, уважение; формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга;
4. развивать связную речь, воспитывать в детях желание заботиться о близких, уважать старшее поколение;
5. развивать творческие умения и навыки, расширять кругозор.
Участники: воспитанники старшей возрастной группы
Актуальность:
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, воспитателем, обществом и государством в целом.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, и души человека, бережно относиться к ним. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Все мы родом из семьи. Семья – это самое простое, надёжное и дорогое, чем богат человек. И мы всё больше начинаем это осознавать. Вот и появился на нашей земле новый праздник, День любви, семьи и верности, приуроченный к дню памяти благоверных Петра и Февронии, покровителей супружеской любви и брака. Ввести этот праздник предложила супруга президента России Светлана Медведева. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Очень часто под любовью люди подразумевают просто увлечение: полюбил – потом разлюбил; написал «валентинку» без всяких обязательств. А праздник Петра и Февронии помогает людям понять, что такое настоящая любовь». Этот пример князя и его супруги настолько трогателен, что, наверно, только безчувственного человека может оставить равнодушным. День памяти благоверных князя Петра и княгини
Февронии совершается 8 июля.
Форма НОД: занятие-диалог
Данная НОД занимает непосредственную роль в программе дошкольного образования так как в ней лежит важнейший дидактический принцип - результат которого: успешность воспитания и образования детей в ДОУ.
В светлый, радостный мир Православия вводят ребенка праздники. Особая роль педагога — донести до воспитанников их истинный смысл. Знакомство с православными традициями в детском саду позволяет сделать множество открытий. Коллектив детского сада с радостью делится опытом проведения мероприятий, призванных открыть малышу жизнь людей и природы.
Народные и православные праздники — яркая форма отдыха детей, педагогов и родителей. Наша задача как взрослых — сохранить русские праздники для себя и потомков. Именно праздники наших предков — душа народа, надежда на светлое и счастливое будущее. В них — народная история и наши духовные корни.
Предполагаемый результат данной деятельности:
1. дети познакомятся с основными нравственными правилами, станут более добрыми, чуткими, честными, послушными;
2. познакомятся с историей возникновения праздника «День, любви, семьи и верности», с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии;
3. станут уважительнее относится к своим родным, и окружающим их людям;
4. связная речь станет более грамотной и активной, появится желание заботиться о старшем поколении.
Программно-методическое обеспечение:
• дидактические материалы (настольное лото «Доброе дело», игры «Воздушный шар», «Птица счастья», «Добрая тучка», «Тайный друг», «Добро и зло», «Вспомни сказку» и др.);
- сказки («Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.)
- раздаточный материал
Методы и приемы организации обучения:
Наглядные (показ предметов, выставки, разговор на библейские темы, проблемные ситуации на нравственные темы, подбор атрибутов православного праздника, показ мультфильма «Сказание о Петре и Февронии», показ иллюстраций, наблюдение, рисование).
Игровые (дидактические игры, воображаемые игры и ситуации, загадывание и отгадывание загадок, подвижные и малоподвижные игры).
Словесные (беседа, объяснение, чтение произведений, чтение сказок, рассказ, пересказ, заучивание стихотворений, чтение и объяснение пословиц, слушание музыкальных композиций и духовных песнопений).
• В рамках НОД дети самостоятельно приготовили символ праздника ромашки, которые были собраны в букет и подарены своим родителям, благодаря их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.
• Воспитатели группы познакомили детей с легендой о жизни князя Петра и травнице Февронии, провели с детьми беседы, тематические занятия с показом презентаций, посвящённые Дню семьи.
Оборудование для НОД:
• мультимедийная презентация «Сказание о Петре и Февронии»;
• семейные стенгазеты «Наши семейные традиции»;
• песня «Петр и Феврония» в исполнении группы «Непоседы»;
• цветной картон, клей, цветная бумага, ватман.
Ход организованной деятельности:
Дети заходят в музыкальный зал, здороваются, встают в круг.
Воспитатель:
- Ребята, давайте сделаем «Круг доброты» и поделимся с друзьями своей добротой. Назовите своего соседа ласково и улыбнитесь ему!
- Что необычного сегодня в нашем зале?
Дети:
- наши семейные газеты украшают стены нашей группы.
Воспитатель:
- А для чего вы делали газеты вместе со своими родителями?
Дети:
- Мы хотим всем рассказать про свою семью.
Воспитатель:
- Сегодня к нам в гости кто-то придет. (Стук в дверь. Воспитатель вносит кукол).
Воспитатель (от имени кукол):
- Здравствуйте, дети!
Дети:
- Здравствуйте, Петр и Феврония!
Воспитатель:
- А как вы узнали, что это Петр и Феврония?
Дети:
- Когда мы смотрели мультфильм, то Феврония там была в красном сарафане, а Петр в белых штанах.
Воспитатель:
- Да, ребята у нас в гостях Петр и Феврония в русских национальных костюмах. Они слышали, что вы хотите поговорить о семье. Ведь наши герои тоже семья. А какая семья у Петра и Февронии?
Дети:
- Дружная, верная, они любят друг друга.
Воспитатель:
- Петр и Феврония являются покровителями семьи. Как можно их назвать?
Дети:
- Пара. Супруг и супруга. Муж и жена.
Воспитатель:
- Уважаемые Петр и Феврония, наши ребята сейчас прочитают вам стихотворение:
На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной!
Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли.
Верой, правдой брак держали И друг друга уважали.
Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они – пример семьи, Честной, искренней любви!
Воспитатель (от имени кукол):
- Ребята, какие вы молодцы! Нам так приятно, что вы о нас знаете стихотворение!
Далее проводится беседа воспитателя с демонстрацией слайдов презентации. Воспитатель:
- Где жили Петр и Феврония?
Дети:
- В древней Руси. В городе Муроме.
Воспитатель:
- Петр и Феврония возведены в лик святых. Они изображены не только на картинках, но и на иконах.
Воспитатель:
- Ребята, а где находятся иконы и для чего они нужны?
Дети:
- Иконы могут быть дома, в храме, в соборе. Люди обращаются к ним и молятся.
Воспитатель:
- А как вы думаете, о чем люди молятся перед иконой святых Петра и Февронии?
Дети:
- Люди молятся о семье, чтобы у них были дети…
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Почему, на ваш взгляд, девушка возлагает цветы к иконе?
Дети:
- Наверное, девушка молится о том, чтобы выйти замуж, чтобы муж был добрый и заботливый, и чтобы дети потом родились.
Игра «Садовник», предложить детям (разгадывание загадок о цветах.
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши)
Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
На поляне у реки гордо держат стебельки, Как фарфоровые чашки, белоснежные (Ромашки).
Вот шершавый стебелёк, в середине – уголёк.
Лепестки блестят как лак, распустился красный (Мак). Эй, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет. (Колокольчики)
В синем море островок, путь до острова далёк.
А на нём растёт цветок – синий-синий (Василёк)
Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету (Ирис)
Все знакомы с нами, яркие как пламя,
Все знакомы с нами, яркие как пламя,
Мы однофамильцы с мелкими гвоздями
Полюбуйтесь дикими алыми (Гвоздиками).
Воспитатель:
- А каким должен быть мужчина в семье?
Дети:
- Мужественным, сильным, терпеливым, уступчивым.
Воспитатель:
- Какие самые главные задачи мужчины-папы в доме, как вы считаете?
Дети:
- Папа должен охранять дом и семью. Он должен быть хранителем и защитником семьи.
Воспитатель:
- А что еще папа может делать по дому?
Дети:
- Он может починить что-то, если вдруг сломалось. Может научить кататься на велосипеде. Может покупать продукты в магазине и подарки жене и детям… Воспитатель:
- А мама, какая?
Дети:
- Милая, добрая, женственная. Она ухаживает за мужем и детьми, за бабушкой и дедушкой. Мама заботится о том, чтобы в семье всегда было уютно, чисто и тепло. Мама кормит и лечит, стирает и убирается в доме.
Воспитатель:
- Да, женщину называют хранительницей домашнего очага.
Воспитатель:
- Что объединяет мужчину и женщину?
Дети:
- Любовь. Еще они вместе ходят в гости и устраивают праздники.
Воспитатель:
- Давайте мы тоже сейчас поиграем, ведь в семье не только трудятся, но веселятся. (Дети с воспитателем играют в подвижную игру «Змейка – папа, змейка – мама, змейка – вся моя семья»).
Воспитатель:
- Теперь давайте Петру и Февронии расскажем про ваши семьи, покажите им свои семейные газеты. (Рассказы детей по газетам о традициях семьи).
Воспитатель (от имени кукол):
- Какие замечательные ваши семьи! А знаете ли вы пословицы о семье?
Дети:
- «Муж без жены, как гусь без воды»,
- «Семейный горшок всегда кипит»,
- «Семейное согласие всего дороже»,
- «Материнская ласка не знает конца»,
- «Семья – опора счастья», - «Есть клад, когда в семье лад», - «Семья всего дороже».
Воспитатель:
- Ребята, во многих городах России Петру и Февронии установлены памятники. (Слайд с изображением памятников в Ульяновске, Архангельске, Ярославле, Ейске).
- Петр и Феврония жили долго и счастливо. Правили любовью и добром, а не гневом и яростью. И сохранили свою любовь на всю жизнь.
- В России учреждена медаль «За любовь и верность», которая вручается самым лучшим семьям страны. На медали изображена ромашка, которая является символом чистой, честной и верной любви.
Воспитатель:
- Предлагаю вам сделать ромашку своими руками. (Дети коллективно изготавливают ромашку из полосок белой бумаги с помощью клея и приклеивают ее на общий ватман, на котором зеленым цветом изображен букет).
- А сейчас мы каждой семье пожелаем что-то хорошее, передавая ромашку из рук в руки. (Дети высказывают пожелания.)
- Итак, ребята, как вы думаете, что самое главное в жизни каждого человека?
Дети:
- Семья, любовь.
Воспитатель:
- Берегите друг друга, берегите свои семьи, любите и уважайте родителей!
- А наших гостей Петра и Февронию мы приглашаем пожить в нашем минимузее. Они всегда будут с нами рядом и будут помогать вашим семьям.
Воспитатель зачитывает стихотворение:
СЕМЬЯ
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу, Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья – много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ВАША семья!
«День семьи, любви и верности», прошел весело, красиво и нравственно - эстетично, был не только интересным, но и познавательным и оставил у его организаторов и участников массу положительных эмоций и желание дарить любовь и заботу своим близким! Дети получили сильнейший заряд энергии и радости. А в душах наших воспитанников осталась самая важная мысль, что счастье заключается в дружной, надёжной и крепкой Семье!