Василина Шуперт
Конспект по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, «Ангарские бусы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в современном мире, где все больше преобладают компьютерные технологии и, к сожалению, мы все чаще забываем о нашем прошлом. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание
любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «Конспект по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, „Ангарские бусы“» размещена в разделах
- Бусы, бусинки
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал».
Велико и многогранно литературное наследие Иркутской области, поэтому меня очень заинтересовали сибирские поэты. Одним из значимых для себя я выделила – творчество нашего земляка Василия Пантелеймоновича Стародумова. Его сказки о сибирской природе и удивительных людях этого края известны далеко за пределами Сибири. Поэтому решила поближе познакомить и детей своей группы с его творчеством.
Цель:
1. Продолжать знакомить дошкольников с произведениями писателей о родном крае.
2. Развивать интерес к истории малой родины.
3. Привлекать внимание детей к необходимости бережного отношения к неповторимой по красоте природе Байкала.
4. Формировать нравственные качества: взаимопомощь, дружбу, навыки сотрудничества.
Предварительная работа: Чтение сказок В. П. Стародумова, рассматривание иллюстраций.
Организационный момент:
Звучит песня: «Славное море священный Байкал»
Ход:
Воспитатель: Мы с вами живем в Восточной Сибири (показать на карте). Значит мы - Сибиряки. «Сибирь» многонациональна. Это означает ребята, что на ее территории проживают люди разных национальностей. У каждого народа существуют свои обычаи и традиции. Все это мы с вами узнаем из сказок, легенд.
Наш край известен на весь мир озерам Байкал. Байкал - это самое глубокое
и пресноводное озеро в мире. В Байкал впадает более трехсот рек и речушек, а вытекает из него одна река - Ангара. Ангара несет свои воды через наш город.
Ребята, а как называется наш город? (ответы детей) Правильно Иркутск. Мы,
его жители - иркутяне: мальчик - иркутянин, девочка - иркутянка.
Воспитатель: Наше занятие сегодня посвящено творчеству иркутских писателей-сказочников и звучит оно так, «Сказочники Земли Иркутской».
Ребята! Кто из вас никогда не читал сказок? А есть среди вас такие, кто не любит сказки? (Ответы детей.) Все любите? Конечно, другого ответа и быть не могло!
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка… Пришла, чтобы открыть перед нами яркий, нарядный и удивительный мир чудес и приключений.
***
Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет.
***
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живет.
***
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки –
Слаще ягоды любой!
***
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт.
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, какая же сила, заключенная в сказках, притягивает к себе людей словно магнит? За что мы все: и взрослые, и дети - любим сказки? (Ответы детей.)
Правильно. В сказках всегда заключена народная мудрость, мечта народа о том, что добро всегда победит зло, ведь доброму человеку помогают не только люди, но и звери, и птицы, и даже деревья.
Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.
Сибирь, где мы с вами живем, называют сказочным краем, поэтому, наверное, у нас так много писателей-сказочников. Давайте познакомимся поближе с нашим земляком, сибирским писателем Василием Пантелеймоновичем Стародумовым (показать портрет писателя). Он родился 26 декабря 1907 года в семье слесаря-железнодорожника на станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный).
Во II Иркутске многие до сих пор помнят бородатого дедушку с добрыми глазами — Василия Пантелеймоновича Стародумова. Этот талантливый сибиряк был актёром, прекрасно рисовал, занимался графикой, писал стихи, пародии, романы, рассказы и, конечно же, байкальские сказки.
Все сказки Василия Стародумова — о нашей сибирской природе, о животных, о людях добрых и злых, о быте и обычаях бурятского народа. И не случайно его сказки любит печатать детский журнал «Сибирячок», ведь в них живут доброта, труд, красота и любовь. Его творчеством восхищались и восхищаются выдающиеся люди.
1. Чтение сказки «Ангарские бусы».
2. Давным-давно в глубокую старину жил славный и могучий богатырь, которого все боялись и почитали. Звали грозного великана – Байкал. Давайте превратимся в море и поиграем.
Подвижная игра: «Море волнуется».
3. Отгадывание загадок по прочитанному произведению.
-Отгадайте загадки и узнаете, чем она любовалась.
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит (солнце)
-Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём (роса)
-Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти… (радуга)
-Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи наденет?
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой? (лес)
-Разбежались
По опушке
В белых платьицах
Подружки (берёзы)
-Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель)
-Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь)
-Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу (белка)
-Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»
Воспитатель: Каким был седой Байкал?
Дети: могучим, грозным.
Воспитатель: Какой нрав был у богатыря Ольхона, верного слуги Байкала?
Дети: Крутой, жестокий.
Воспитатель: Какая была красавица Ангара?
Дети: Синеокая, капризная, добрая.
Воспитатель: Какие сокровища хранила в своей шкатулке Ангара?
Дети: Волшебные бусы из драгоценных камней.
Рефлексия:
Итак, сегодня мы познакомились с творчеством какого поэта?
Что вам очень понравилось на сегодняшнем занятии? Почему вам это понравилось?
Хотели бы вы услышать еще какие-нибудь сказки Василия Пантелеймоновича Стародумова?