Елена Геннадьевна Степанова
Конспект занятия «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Обобщать, систематизировать знания детей о весне.
2. Развивать умения отмечать признаки весны в живой и неживой природе;
3. Расширять и закреплять знания о перелетных птицах, о их деятельности в весенний период (прилет, гнездование, выведение ими птенцов, звонкое пение, ловля насекомых);
4. Упражнять в различении птиц по внешним характерным признакам (внешний вид, поведение, повадки, питание);
Публикация «Конспект занятия „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
5. Расширять знания о значении перелетных птиц
6. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
7. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
2. Активизировать словарь по лексической теме.
3. Развивать умение использовать суш в род. п
3. Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полной фразой, используя сложноподчинённые предложения.
Образовательная область «Социально-коммуниккативное развитие»
1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, проявление себя терпимым и доброжелательным партнером.
2. Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
3. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Образовательная область «Физическая культура»
1. Расширять представления о здоровом образе жизни.
Методы и приё мы: Оргмомент, худ. слово, работа с разрезными картинками, беседа, вопросы, р/и «Какое солнце?», «Какой, какая», итог.
Организационный момент.
Воспитатель:
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный хвост и два крыла….
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это…
Дети: Птица.
Воспитатель: Пришла весна. Птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки и радуются весеннему теплу. Звонкий хор весёлых птичьих голосов пришёл в лес вместе с весною.
Включается мультимедийка.
Воспитатель: Послушайте, скажите, чьё пение вы слышите?
Предположение детей.
Воспитатель: Вы слышали пение соловья. Про соловья говорят: «У соловья волшебное пение, да скромное оперение». Как вы думаете, почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель: Пением соловья можно заслушаться, а вот окраска у соловья простенькая. Расскажите, как выглядит соловей.
Ответы детей: У соловья перья светло-серого цвета, грудка и горлышко белые, хвост красно-бурый.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинногий, длинноносый,
Длинношеий, бесголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это аист.
Воспитатель: Как догадались, что это аист.
Дети: Аист, потому что, во-первых, длинногий, во-вторых, длинноносый, в-третьих, длинношеий, в- четвёртых, летает за лягушками к болоту.
Воспитатель: А где живёт аист? Что вы знаете о аисте?
Ответы детей.
Воспитатель: Аисты живут рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живёт всю жизнь. Пара аистов вьёт большое гнездо из веток, которое обычно устраивает на деревьях или скалах, но чаще - на постройках, возведё нных человеком: домах, высоких фабричных трубах или на опорах линий электропередачи.
Если аисты свили гнездо на крыше дома – это непременно должно принести счастье его хозяину.
Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из тёплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.
Воспитатель: Чем питаются аисты?
Дети: Аисты питаются лягушками, насекомыми.
Воспитатель: А ещё ящерицами, червяками.
А что за перелётная птица ещё питается лягушками?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Цапли и журавли питается лягушками. Чем ещё питается цапля?
Ответы детей.
Воспитатель: Подкарауливая добычу, цапля долгое время может неподвижно простоять, опираясь на одну ногу. Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечают. А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами ног. Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв цапле. Интересно наблюдать, как цапли летают. Если большинство птиц вытягивают шею и голову вперёд, то цапли, наоборот, втягивают шею глубоко в плечи.
А чем ещё питается журавль?
Ответы детей.
Воспитатель: Журавли едят не только червячков, жучков, лягушек, но и живя на болоте, они питаются болотными ягодами: клюквой, морошкой и брусникой.
Весной журавли устраивают танцы. Начинает танец одна пара журавлей, а затем к ней присоединяется вся стая. Журавли подпрыгивают, важно вышагивают друг перед другом, машут крыльями.
Игровое упражнение с мячом: «Каких перелётных птиц много?»
Воспитатель: Каких ещё перелётных птиц много?
Дети: Много скворцов, грачей, журавлей, дроздов, ласточек, трясогусок, кукушек.
Воспитатель: Чем питаются скворцы, грачи, журавли, дрозды?
Воспитатель: Ребята, а от какой перелётной птицы люди просыпаются по утрам?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, радостная и удивительная песня жаворонка звучит с раннего утра. Людей, которые любят просыпаться по утрам рано, прозвали жаворонками.
Воспитатель: А как называется перелётная птица, которая вьют гнёзда под балконами, крышами домов?
Ответы детей.
Воспитатель: Городские ласточки строят гнёзда из комочков глины, соединяя их слюной. Береговые ласточки роют норы в склонах крутых берегов рек.
Физкульминутка. «Птицы»
Пой-ка, подпевай-ка.
Десять птичек – стайка.
Всем известны для детей:
Это птичка – соловей, вверх.
Это птичка – скворушка, вверх.
Серенькое пёрышко.
Это птичка – свиристель, это – зяблик,
Это – стриж, это – развесёлый стриж,
Ну, а это – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Воспитатель: Вот и отдохнули, птицам пора устраивать свои гнёзда.
Игровое упражнение: «Чей дом?» Дети собирают разрезные картинки.
Дети: Гнездо под крышей ласточки.
Скворечник скворца.
Гнездо на болоте журавля.
Гнездо на трубе аиста.
Гнездо на деревьях грача.
Воспитатель: Ребята, почему же птиц называют перелётными?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны. Почему же они улетают?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, птицы улетают, потому что становится холодно, исчезают насекомые. Осенью их гонит голод. Но что же заставляет их вернуться обратно весной?
Ответы детей.
Воспитатель: Птицы хотят вернуться на Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь они научились летать, родители их учили добывать пищу. Обратно их зовёт любовь к родному краю, к родному дому.
Нас с вами мама научила ходить по родной земле, узнавать цветы по запаху, учит любит людей, природу, Родину.
Воспитатель: Послушайте поговорки о Родине и объясните их.
На родной стороне и камешек знаком.
Родина краше солнца, дороже золота.
Итог.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о перелётных птицах.
Что интересного было на занятии?
Что нового вы узнали о перелётных птицах?
Какие игровые упражнения выполняли?