ИННА ЛУЦЕНКО
Конспект педагогического мероприятия «Сказочное путешествие» по ОО «Речевое развитие» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогического мероприятия по развитию речи для детей подготовительной группы
Тема: «Сказочное путешествие»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Цель: создание игровой ситуации, способствующей речевому развитию детей.
Задачи:
• Закреплять представления детей о весне, закреплять навыки составления слов из слогов и послогового чтения, отгадывания загадок, развивать связную речь : умение задавать вопросы, понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями при составлении предложений; умение составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;
• Развивать речевое творчество, звуковую культуру речи, интонационную выразительность, внимание, память, воображение, активизировать словарь детей словами-определениями, навык анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска.
• Воспитывать отзывчивость, желание помогать окружающим, эстетические чувства.
Словарная работа: активизация словаря: звук, слог, предложение, слов по
теме «Весна».
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Развивающая среда : коробка с письмом, картинки с изображением примет весны, картинки листа, цветка, облака, солнца, пчелы, два макета деревьев, карточки со слогами, мультимедийное оборудование: запись голоса Снежной Королевы, изображение из мультфильма «Снежная Королева», «Утро в лесу» Э. Грига, «Апрель» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Звуки природы», песни М. Минкова, Ю. Энтина «Где водятся волшебники», песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» (минусовка, листы бумаги, простые карандаши, кроссворд, маркеры, мольберты, магнитная доска с буквами, ключ, макет дерева с дуплом, мяч, изображение замка, круги красного, зеленого и синего цвета.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о весне, пословиц о труде и дружбе, беседы о весне с рассматриванием иллюстраций, знакомство с произведениями композиторов, наблюдения в природе, игры, художественная деятельность, чтение: И. Соколов – Микитов «Март в лесу», В. Бианки «Когда наступает весна», К. Ушинский «Весна».
Ход:
-Ребята, посмотрите, какая-то необычная коробка, а в ней что-то есть. Хотите узнать, что там? Вам в этом поможет наша игра.
Игра «Да - нет»
Дети задают вопросы (о форме предмета, о размере, о цвете, о материале, из которого он сделан, о предназначении этого предмета и т. д., а воспитатель на них отвечает: «да» или «нет». Подсказка воспитателя – это неживой предмет.
Дети узнают, что это конверт, в котором находится письмо. Воспитатель его читает.
Ребята, в нашей Сказочной стране случилась беда! Весна у нас так и не наступила. В нашей стране до сих пор царствует Зима, холод и стужа. А произошло это потому, что Снежная Королева очень рассердилась на нас, за то, что мы так ждали Весну. Она похитила ее и заточила в своем замке. Замок закрыла на ключ, который спрятала так, чтобы никто не смог его найти и освободить Весну. Помогите, нам, ребята, пожалуйста!
На экране изображение Снежной Королевы
Снежная Королева: Ну, что, хорошо я придумала! Скоро я буду царствовать в Сказочном городе вечно. И ключ мой вам ни за что не найти. Потому, что много испытаний надо пройти!
Воспитатель: Ребята, что же будем делать? (Дети предлагают помочь жителям Сказочной страны : отправиться к замку Снежной Королевы, выполнить все задания и освободить Весну). Сможем ли мы справиться? (ответы детей)
Сегодня придется немало потрудиться нам, а особенно нашим язычкам.
Артикуляционная гимнастика, чистоговорка
«Лошадка»
На-на-на - к нам пришла весна
Не-не-не - рады мы весне
Ну-ну-ну - чувствую весну
Воспитатель: Справится со всеми трудностями смогут только самые дружные и трудолюбивые. Ребята вы должны показать, как вы умеете дружить и как вы умеете трудиться. Вам нужно закончить пословицу.
В игре используется мяч.
1. Один за всех, … (и все за одного);
2. Поспешишь – … (людей насмешишь);
3. Закончил дело, … (гуляй смело);
4. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда);
5. Сам погибай, а… (товарища выручай)
6. За всякое дело… (берись умело);
7. Жизнь дана… (на добрые дела);
8. Какие труды… (такие и плоды).
Воспитатель: Теперь мы готовы к любым испытаниям.
Дети идут под музыку (песня «Если с другом вышел в путь»)
Снежная Королева: А, пожаловали? Вот и первое вам задание - «Вставьте пропущенные буквы»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Снежная Королева постаралась: буквы куда-то пропали, слова нельзя прочитать и понять их смысл. Вам нужно вставить недостающую букву и соединить получившееся слово с соответствующей картинкой (магнитные буквы)
л_ст
_чела
облак_
ц_еток
_олныш_о
Дети называют недостающую букву, ее позицию в слове, какой звук она обозначает (гласный, согласный, читают получившееся слово.
Воспитатель: Ребята, нам пора идти дальше.
Снежная Королева: Ну, что с первым заданием справились? Не радуйтесь раньше времени. Вот вам и второе - «Составьте слова из слогов»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы попали в лес. Какие необыкновенные деревья вокруг. Они не простые, а с заданием (на деревьях слоги, вам нужно составить слова из этих слов на весеннюю тему.
( макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов. Один ребенок – первый слог, другой – второй слог.
поч-ки, лу-жа, кап-ли, тра-ва, дож-дик, вер-ба, вес-на
Воспитатель: Чем похожи все эти слова? (все слова весенние, состоят из двух слогов)
- Как определить количество слогов в словах? (Ответы детей)
Воспитатель: Ну, что ж поспешим дальше.
Дети приходят на лесную поляну
Воспитатель: Какая хорошая полянка. Ребята, вы слышите! Какая красивая мелодия. («Апрель» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского). Какие бы вы хотели почитать стихотворения о весне?
Чтение детьми стихотворений
А. Плещеев «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди,
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
С. Маршак «Весенняя песенка»,
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром,
Светятся сережки.
И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает»
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Воспитатель: Снежная Королева услышала эти прекрасные стихи о Весне. А сейчас давайте немного отдохнем.
Психогимнастика «Весенние цветы»
(аудиозапись «Звуки природы»)
Представьте, что пока вы – маленькие семена цветов, которые лежат в земле. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. Это маленький слабый росток. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик, и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки – ладошки. Как хорошо, как приятно!
Воспитатель: Сколько красивых цветов стало вокруг. Вдохнем поглубже их аромат.
Воспитатель: А теперь, ребята, пора нам отправляться дальше на выручку Весне
Снежная Королева: Мои испытания еще не закончились. Готовы к следующему? Тогда отгадайте задуманное слово.
Игра «Отгадай задуманное слово»
Дети по очереди подходят к воспитателю, который на ушко шепчет слово. Ребенок подбирает к нему слова-определения. Другие дети с их помощью отгадывают задуманное слово.
- солнышко (яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное).
– небо (высокое, чистое, голубое, бескрайнее).
– травка (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая).
- весна (красивая, долгожданная, ранняя, теплая, солнечная, дождливая, удивительная).
Воспитатель: Вы знаете много красивых слов о весне и Снежная Королева это услышала. Продолжим наш путь.
Снежная Королева: Непросто будет выполнить мое следующее задание. Только самые внимательные с ним справятся. Исправьте все ошибки.
«Исправь ошибки»
Воспитатель: Да, ребята, Снежная королева хочет совсем нас запутать и сделала так, что все слова в предложениях перепутались. Подумайте и составьте правильные предложения.
Воспитатель читает, когда дети исправляют, выкладывает на мольберте предложения.
- В подснежники и расцвели фиалки лесу. (В лесу расцвели подснежники и фиалки)
- Берлоге проснулся в медведь. (Медведь проснулся в берлоге).
- По кораблику плывет ручеек. (Кораблик плывет по ручейку).
- Скворечник папа для построил птиц. (Папа построил для птиц скворечник)
Воспитатель просит назвать понравившееся предложение, затем предлагает детям составить, записать его схему и объяснить ее. (Сколько слов в предложении, какое первое, второе…и т. д. С какой буквы начинается предложение, что ставиться в конце. Почему).
Снежная Королева: И с этим заданием справились! Ну, ничего, впереди мое самое трудное задание. Расскажите-ка о Весне.
Воспитатель: Ребята, нужно рассказать о весне так, чтобы Снежная Королева поняла, как мы любим весну и все про нее знаем.
«Расскажи о весне по картинкам»
На столе перед детьми лежат картинки с изображением примет весны. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весна» или «весной».
Весной солнце ярко светит, и все вокруг радуются его теплу;
Весной вся природа пробуждается ото сна.
Весной появляются первые цветы;
Весной с юга прилетают птицы и звонко поют свои красивые песни;
Весной многие животные просыпаются после зимней спячки;
Весной люди надевают легкую яркую одежду;
Весной тает снег, и весело бегут ручьи.
Весной на ветках растений появляются почки, а потом листочки.
Весной люди радуются солнцу, теплу, красоте природы.
Воспитатель: Ребята, составьте красивый рассказ о весне, используя слова, предложения, которые вы придумали по картинкам.
Затем дети рассказывают о весне от начала до конца. (2 человека)
Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к самому замку королевы, но мы так и не нашли ключ. Где же она его спрятала?
Может быть, разгадав кроссворд, мы узнаем, где ключ.
Кроссворд
1. Первым вылез из темницы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (Подснежник).
2. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)
3. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (Капель).
4. Эта гладкая дорога,
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)
5. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (Скворец).
п о д с н е ж н и к
с о с у л ь к а
к а п е л ь
л е д
с к в о р е ц
Дети читают ключевое слово «дупло». Находят ключ в дупле дерева и открывают дверь. Слышится весенняя музыка, пение птиц, журчание ручейков. (Э Григ «Утро в лесу»)
Снежная Королева: Не думала, что вы сможете освободить Весну. Видно вы и в правду любите ее и многое знаете о ней. Прощайте!
Воспитатель: Ребята, смогли ли мы помочь жителям Сказочной страны? (Мы освободили Весну из холодного плена. Теперь она подарит всем свое тепло и красоту).
Пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия
-Что делали на занятии?
-Что понравилось больше всего?
- Что меня удивило, порадовало, что огорчило?
А теперь возьмите кружки и оцените свою работу сами.
Красные возьмет тот, кто считает, что он справился со всеми заданиями,
Зелёные – тот, у кого что-то не получилось, синие - если совсем не справился, было очень трудно.