Ольга Мисинева
Конспект педагогического мероприятия «Тайна шоколада» (исследовательская деятельность по методике А. И. Савенкова)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследова-тельской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие».
-Дать детям представления о шоколаде и его свойствах.
- Упражнять детей в использовании следующих методов: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Проведи эксперимент».
Публикация «Конспект педагогического мероприятия „Тайна шоколада“ (исследовательская деятельность по методике А, И, Савенкова)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
- Упражнять в умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
- Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспери-ментальной деятельности.
- Развивать память, наблюдательность.
2. Образовательная область «Развитие речи».
- Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространен-ными предложениями.
Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, пиктограмма, энциклопедия.
Активизация: учёные, лаборатория, эксперимент, информация.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
- Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстни-ками в процессе работы в командах.
- Создать атмосферу творческого поиска.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь кратких изображений - пиктограмм.
Методы и приемы:
Практические: проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, путём наблюдения, из видеосюжета, зарисовывание полученной информации.
Наглядные: рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации, рассматривание энциклопедий; инновационные: просмотр презентации.
Словесные: рассказ воспитателя о методах исследования, доклад детей.
Материал и оборудование:
Картинка с темой исследования – шоколад; карточки с символическим
изображением «методов исследования» (подумать самостоятельно, по-смотреть в книге, задать вопрос взрослому, посмотреть в интернете, провести эксперимент); папки - планшеты исследователя; карандаши. Ноутбук, детские энциклопедии, видеоролик об истории шоколада. Шоколад различного вида и материалы для экспериментирования и наблюдения; головной убор академика, мантия, галстуки исследователя.
Ход НОД:
I. Мотивация
Развитие ситуации.
- Ой, ребята, я совсем забыла вам сказать, что сегодня дети из младшей группы, угостили меня шоколадом. Я очень люблю шоколад, а вы любите? И я всегда хотела узнать о нём больше. А мы с вами уже проводили исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Поэтому почему бы нам и сегодня не заняться этой увлекательной работой. Вы согласны? Тогда пройдите в нашу лабораторию, оденьте галстуки исследователей и вооружитесь планшетами. Итак, темой нашего исследования будет шоколад.
(Карточка с изображением шоколада вывешивается на доску)
II. Постановка практической задачи
Выдвижение гипотезы
- Уважаемые исследователи, а как вы думаете, откуда появился шоко-лад? Почему он такой вкусный, и почему от него пачкаются руки? А ещё вреден он или полезен? Какого он бывает цвета? Из чего делают шоколад? Бывает ли горьким шоколад? Может ли быть он жидким?
- Ответы на мои вопросы - это ваши предположения или
гипотезы, которые необходимо проверить. Я их запишу на листе бумаги.
Гипотезы:
Я предполагаю, что шоколад появился в Индии (Сева Б.)
Возможно, он вкусный, потому что он сладкий и там есть орехи, а я люблю орехи (Аня К.)
Я думаю, что шоколад делают из какао и сахара (Настя Ч.)
Мне кажется, шоколад может быть разноцветным (Кирилл Т.)
Возможно шоколад полезен, но если много его съесть, то могут разболеться зубы (Сева П.)
Скорей всего шоколад бывает и жидкий и не жидкий (Лера С.)
- В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и ин-тересного, чего мы еще не знали!
- Итак, уважаемые ученые перед нами стоит задача, как можно больше собрать информации о шоколаде.
III. Определение средств осуществления деятельности
Выбор методов исследования
- Давайте вспомним и назовем методы, с помощью которых можно проверить наши гипотезы («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать») - это все методы исследования.
В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску.
IV. Планирование деятельности
Составление плана исследования.
- Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.
V. Осуществление деятельности
Сбор материала.
- Мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о шоколаде. А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть?
- Верно, можно на листочках бумаги в своём планшете делать заметки– рисунки, значки, символы, которые называются пиктограммами.
1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»
- Ребята, давайте подумаем и вспомним, что мы знаете о шоколаде.
(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о шоколаде - свой ответ фиксируют на листочке)
Ответы детей:
«Шоколад сладкий»(Кирилл Т.)
«Шоколад бывает горький и молочный»(Лера С.)
«Шоколад коричневого цвета и бывает белого» (Ефим Я.)
«Его очень любят дети» (Наташа К.)
-Молодцы, я предлагаю, чтобы ускорить нам поиск информации, разделиться на подгруппы по 3 человека. В конце занятия мы соберёмся для обмена информацией.
2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»
- Если кто-то не умеет читать сам, как он сможет добыть информацию из энциклопедии? (ответы детей)
- Верно, можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображен шоколад. Затем попросить взрослого прочитать о нем. А у нас сегодня много гостей и я, думаю, они с удовольствием примут участие в нашей исследовательской деятельности. И главное не забывать фиксировать полученную информацию в планшетах.
- Я предлагаю заняться этим методом исследования Алине Ш., Егору О. и Ефиму Я.
Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию, найденную в книгах о шоколаде. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги.
3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»
- Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека».
- Давайте подумаем, какой вопрос вы должны задать взрослому? А для этого вспомним, какие гипотезы мы выдвигали?
(Дети вспоминают гипотезы)
Выбрана гипотеза: «Вреден или полезен шоколад?»
- Я предлагаю заняться этим методом исследования Севе Б., Даше О., Лере С.
4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»
- Какой следующий метод мы определили в плане? (ответы детей)
Просмотр видеоролика о том, из чего сделан шоколад – «Шоколад».
- Я предлагаю заняться этим методом исследования Насте Ч., Еве К., Арсе-нию А.
5. Пятый метод исследования «Наблюдение»
Провести наблюдение за шоколадом, где представлены различные виды шоколада, различной формы.
- Уважаемые исследователи, ваша задача провести наблюдение и выяснить: цвет шоколада; запах шоколада; размер шоколада; форму шоколада; рассмотреть его через лупу. Зафиксировать результат с помощью пиктограмм.
-И этим методом наблюдения я предлагаю заняться Наташе К., Кириллу Т., Ване А.
6. Шестой метод исследования «Эксперимент»
- А те ребята, которых я не назвала, займутся со мной эксперименти-рованием.
- Итак, ребята, все кто занят сбором информации, отправляются на её поиск и через 7 минут собираются здесь, чтобы поделиться ею.
-Прежде чем мы приступим к эксперименту, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (не шуметь, ни чего в рот не брать, работать аккуратно под присмотром взрослых)
-Нам нужно опытным путем проверить, почему от шоколада пачкаются руки? Бывает ли шоколад жидким? А для этого мы с вами попробуем нагреть шоколад и посмотрим, что с ним произойдёт. Шоколад растаял и приобрёл жидкую форму. И под действием тепла нашего тела он тоже тает, поэтому наши руки становятся грязными.
VI. Результат
Обобщение полученных данных.
- Что мы узнали про шоколад? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше? (Ответы детей)
Доклады
- Кто сам сможет рассказать о проведенном исследовании? Карточки-
пиктограммы помогут вам вспомнить обо всех открытиях.
Два ребенка, одеты в мантии и головные уборы, делают доклад. После доклада необходимо устроить обсуждение, дать возможность детям задать вопросы.
VII. Рефлексия
- Что для вас было самым интересным?
- Что на занятии было для вас лёгким?
- Что было для вас трудным?
- Где вам это может пригодиться?
- Что понравилось, запомнилось больше всего?
- Кто из ребят активнее всех был на занятии, кто больше всех отвечал?