Елена Долгошеева
Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас»
Цель: закрепить знания детей о свойствах воздуха, мотивировать детей на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, развивать речь, мышление.
Задачи
Образовательные:
-формировать умение находить воздух в окружающей среде, уточнить и расширить знания детей о воздухе (невидимый, бесцветный, без запаха и вкуса, в воде виден в виде пузырьков, закрепить знание детей о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле;
Публикация «Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
-поощрять выдвижение гипотез детьми, стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми;
-формировать умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный мотив (желание узнать, открыть, научиться);
-развивать мыслительные операции – анализ;
-развивать исследовательскую активность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
-воспитывать культуру речевого общения;
-формировать понимание важности чистого воздуха для человека;
-воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:
-изучение свойств воздуха;
-проведение опытов доказывающие на практике свойства воздуха;
-пересаживание комнатных цветов;
-беседы о значении воздуха для живых организмов.
Оборудование и материалы: письмо, посылка, коробка, книга формата А3, штатив, конверты с подсказками, большой конверт.
Для опытов: стеклянная колба, лупа, соломинки, листья растений, камни, гвозди, халаты для детей и воспитателя.
Знакомство с детьми
1. Введение в игровую ситуацию. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об адресе детского сада, президенте РФ.
В группу почтальон приносит письмо и посылку. Воспитатель обращает на это внимание.
- Ребята, посмотрите, почтальон принёс нам письмо и посылку. А может это ни нам? Давайте прочтем адрес (дети называют адрес детского сада, воспитатель сравнивает его на конверте).
- Интересно, от кого же они? (воспитатель поворачивает конверт фотографией к детям).
Письмо от президента (дети называют Ф. И. О. президента)
- Вы, знаете, а мне президент никогда не присылал писем. Вам интересно? Давайте откроем письмо и прочитаем его!
Воспитатель читает письмо.
Содержание письма:
«Здравствуйте, дорогие дети
Я обращаюсь к вам с очень важным заданием.
Вам необходимо заполнить книгу (детская цель, которую я выслал вам в посылке. От своих министров я слышал, что в Добринском районе самые смышленые и умные дети. Поэтому вы сможете легко справиться с моими заданиями. Если у вас возникнут затруднения, используйте мои инструкции.
Желаю удачи. В. В. Путин»
Инструкция № 1: Название книги спрятано в коробке.
Инструкция № 2: Подсказка к названию книги в конверте.
Инструкция к заданию № 2: «Воздух нужен всем?» Из конверта возьмите картинки и расположите их на нужную страницу.
Инструкция к заданию № 3: Для проведения экспериментов загляните в посылку и превратитесь в учёных.
Инструкция к заданию № 4: «Последствия загрязнения» Из конверта возьмите картинки и объясните, что на них изображено. Поместите на страницу.
Инструкция к заданию № 5: Возьмите картинки из конверта и расскажите, что они обозначают, поместите их на страницу.
-Ребята, о чём нас просит президент в своём письме? (заполнить книгу с заданиями)
- Вы хотите выполнить все задания?
-А вы думаете мы справимся?
2. Затруднение, актуализация в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для нахождения темы книги, фиксация затруднения, тренировать мыслительные операции.
Воспитатель достаёт книгу, делая акцент на ее размере. Вызывает сомнения у детей о выполнении всех заданий. Ставит на штатив и обращает внимание детей на то, что в ней нет названия.
- Давайте прочтем инструкцию.
Инструкция №1 Название книги спрятано в коробке. (Воспитатель открывает посылку и достаёт красивую коробку).
- Посмотрим, ребята, что в ней?
Дети заглядывают в коробку и обнаруживают, что в ней ничего нет.
- Опустите в неё руку. (Дети говорят, что ничего нет)
- Давайте понюхаем, может там что-то вкусное? (Дети нюхают, но ничем не пахнет)
- Такого не может быть, не мог же нам президент прислать пустую коробку, как же быть, что нам делать? (предложения детей)
3. Открытие нового знания.
Дидактические задач: сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, сформировать представления детей о способах обозначения воздуха.
Не найдя ответов воспитатель читает следующую инструкцию.
Инструкция №2 Подсказка к названию книги в конверте.
Воспитатель достает конверт, в котором находится целлофановый пакет.
- Что это? (пустой пакет)
- А давайте его опустим в коробку? (воспитатель помещает пакет в коробку, достаёт его и закручивает, пакет становиться заполненный воздухом)
-Что случилось с пакетом, потрогайте его, какой он? (твёрдый, упругий)
-Почему он стал таким? (в нём воздух)
-Откуда он в него попал? (из коробки)
-Что же было в посылке? (воздух)
-О чём же будет книга? (о воздухе)
Воспитатель показывает знак обозначающий воздух и закрепляет его на обложке книги.
4. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
закрепить опыт использования обозначений свойств воздуха, с помощью знаков (символов, опыт самоконтроля.
тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнения, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
-И так, мы открываем первую страницу и нам нужно выполнить первое задание «Свойства воздуха»
-Назовите свойства воздуха, опираясь на условные знаки.
Дети по одному называют свойства воздуха : не видимый, без запаха, без вкуса, не имеет формы, бесцветный, может быть упругим, передвигается.
Среди знаков находится знак свойства воды. Дети должны его из книги удалить.
-Молодцы. Ребята, с первым заданием мы справились (перелистывает страницу книги).
- А на этой страничке нам нужно выполнить второе задание, которое называется «Воздух нужен всем?».
- Смотрите, здесь на страничках есть знаки, что они обозначают? (воздух нужен, воздух не нужен). Что же здесь нам надо сделать? Я не понимаю?
Воспитатель и дети читают следующую инструкцию.
Инструкция к заданию №2 «Воздух нужен всем?» Из конверта возьмите картинки и расположите их на нужную страницу.
Воспитатель достает из посылки конверт с картинками и раздает их всем детям. Чтобы выполнить это задание дети должны определить, нужен ли воздух объекту, изображенному на картинке.
- Объясните, кто или что у вас изображён на картинке, ответьте, нужен ли ему воздух и поместите на страницу, но будьте внимательны - помните про условные знаки.
После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что одна страница заполнена, а другая пустая.
-Ребята посмотрите, почему левая часть страницы заполнена, а правая пустая?
(Потому что, воздух нужен всем живым существам)
- А давайте представим, если воздуха вдруг не станет, что будет?
(всё живое погибнет, пустота)
Вывод: БЕЗ ВОЗДУХА НЕТ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
- Вот мы справились и со вторым заданием, молодцы.
Воспитатель перелистывает страницу книги.
5. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения (везде ли есть воздух,
тренировать мыслительные операции: анализ, развивать речь и логическое мышление.
Воспитатель обращает внимание на страницу книги.
- Третье задание называется «Везде ли есть воздух?»
Обсуждение картинок «человек и животное», «растения», «неживые предметы».
- Есть ли воздух в этих объектах?
Затруднение: воздух в предметах.
6. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
актуализировать известный способ действия - проведения опыта или эксперимента,
сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия,
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
- Смотрите, ребята, а здесь написано слово «ДОКАЖИТЕ»
-А как же нам доказать ваши предположения? (провести опыт, эксперимент).
Воспитатель предлагает прочесть инструкцию.
Инструкция к заданию №3 Для проведения экспериментов загляните в посылку и превратитесь в учёных.
Воспитатель достает из посылки халаты и лупу.
- Ребята я предлагаю отправиться в экспериментальную лабораторию.
-Теперь мы с вами настоящие учёные. И так, что нам нужно доказать? ( отбор объектов для исследования: человек, растение, предметы)
- Ребята, как же нам искать воздух в них, что нам поможет? (дети рассматривают все предметы и ребёнка через лупу, но ничего не видят).
Физкультминутка «Учёные в раздумье».
Воспитатель обращается к детям в поиске идей (ответы детей).
Если дети не находят решения проблемы, то воспитатель сам дает подсказку.
- Нам поможет ВОДА!
1) Как доказать, с помощью воды, что в человеке (имя ребенка, выбранного для исследования, во всех людях и животных есть воздух?
- Уважаемые коллеги, вооружитесь трубочками и сделайте вдох через нос и выдохните через неё в сосуд с водой.
- Что вы увидели? (пузырьки воздуха)
-Откуда они появились? (мы выдохнули)
Вывод делаю дети.
-В человеке воздух есть.
2) Есть ли воздух в растениях?
-У нас на столе лежат листики от комнатного растения, возьмите их и опустите в сосуд с водой, посмотрите через лупу, что вы видите на листочках? (на них появились пузырьки воздуха)
Вывод:
- Что это доказывает? (что в растениях тоже есть воздух).
3) Есть ли воздух в предметах?
Аналогично проводится опыт. Дети фиксируют появление пузырьков воздуха в каждом объекте.
-Везде ли есть воздух? (да)
-Ребята, нам нужно зарисовать опыты в книге (дети снимают халаты, возвращаются к книге с заданиями)
-Что нам помогло найти воздух во всех объектах исследования, что помогло его увидеть (вода). Зарисовка опытов.
-Молодцы, ребята, мы справились с этим трудным заданием
Воспитатель перелистывает страницу книги.
Раздел: повторение
7. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о загрязнении воздуха и его последствиях, об охране природы.
-Задание №4.
Беседа по картинкам
О чём говорят все эти картинки? (о загрязнении воздуха).
8. Игровая деятельность
Дидактические задачи: тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, логическое мышление, развитие речи.
Задание№1
-Ребята следующая страница называется «Последствия загрязнения воздуха». Что же произойдет с нашим прекрасным миром если все живые существа будут дышать таким грязным воздухом?
Воспитатель дает возможность ответить детям.
-Но здесь необходимо что-то сделать? Что же нужно здесь сделать?
Инструкция к заданию №4 «Последствия загрязнения». Из конверта возьмите картинки. Объясните, что на них изображено и поместите на страницу.
Воспитатель достает конверт из посылки для проверки высказываний детей.
-Да, всё живое на земле погибнет (воспитатель зачёркивает картинку в центре страницы)
Задание №2
Воспитатель перелистывает следующую страницу книги и читает её название «Акция «Помоги природе!».
-Смотрите на этой странице знак как могут помочь «Взрослые», а на другой что могут сделать «Дети».
-Первая страница уже заполнена, потому что эта задача взрослых. Давайте её рассмотрим (беседа по увиденному)
-А вторая страница – это ваше задание. Президент хочет узнать как вы - дети помогаете природе (ответы детей).
Инструкция к заданию № 5: Возьмите картинки из конверта и сравните ваши ответы: все ли-ли вы делаете, чтобы сберечь природу.
Воспитатель достает картинки, приклеивает. Дети объясняют, как они могут помочь природе.
- Молодцы, мы справились и с этим заданием. (воспитатель закрывает книгу)
9. Итог занятия
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
-Это задание было последним. Давайте ещё раз пролистаем книгу, вспомним, какие задания мы выполняли. Проверим всё ли мы сделали?
-Как вы считаете, мы справились? Президент будет доволен нашими знаниями?
-Тогда давайте положим эту замечательную книгу в конверт и отправим её нашему президенту?
Воспитатель кладёт книгу в конверт, запечатывает и вместе с детьми пишет адрес.
-Кому? (президенту В. В. Путину)
-Куда? В какой город? (Москва)
- От кого письмо? (от детей подготовительной гр.)
-Откуда? (ст. Плавица, ул. Строителей, д. 17)
Воспитатель прощается с детьми.