Дулаева Ольга
Конспект ОД по экспериментированию «В гостях у феи волшебства» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект ОД по экспериментированию в подготовительной группе
Цель: Создание условий для развития познавательной инициативы и исследовательской активности детей на основе совместной познавательно- исследовательской деятельности взрослого с детьми.
Задачи:
* Образовательные:
- Формировать интерес дошкольников к окружающему мире, удовлетворять детскую
любознательность, познавательную активность;
Публикация «Конспект ОД по экспериментированию „В гостях у феи волшебства“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Стимулировать детей на выполнение ряда последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий;
* Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию;
- Соблюдать правила поведения;
- Работать в коллективе.
* Развивающие:
-Развивать умение получать сведения об объекте в процессе его практического исследования; развивать мыслительные процессы, представление об окружающем мире, умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, художественное слово.
- Наглядные: плакат «Волшебный город», воздушный шар, использование алгоритмов, схем, - -Практические: физминутка, исследование предметов., проведение опытов.
Оборудование:
Халаты, шапочки, указка, волшебная палочка, разнос с водой, набор бумажных цветов, молоко, тарелки по количеству детей, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, воздушные шары, сода, уксус, пластиковые бутылочки, макет вулкана и реактивы, краски, волшебное семя, изображение цветущего дерева., краски, кисточки, картон с рисунком, свечка, восковой карандаш, озеро.
Предварительная работа:
проведение опытов, исследование предметов и явлений в экспериментальном центре «Почемучка», наблюдения, беседы, чтение произведений, просмотр презентаций, виртуальные экскурсии, коллекционирование, работа с познавательными энциклопедиями, работа с проектами.
Ход:
I. Вводная часть:
Организационный момент
(Дети с воспитателем заходят в зал)
Воспитатель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.)
Воспитатель:
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
(Вылетает волшебная палочка).
Воспитатель:
Ребята что это?
Это волшебная палочка королевы волшебства и превращений.
Нам нужно помочь ей вернуть ее.
Как мы попадём в эту страну? На чём?
(Выходит лётчик))
Лё тчик:
Здравствуйте, ребята!
Я слышал, что у Вас проблема.
Вам нужно добраться в страну чудес и превращений?
Я могу Вам помочь.
Мы полетим с вами на огромном воздушном шаре.
Хотите?.
А вы знаете, что в страну чудес и превращений могут попасть только дети.
Ну, что, в путь?
(На экране появляется воздушный шар, дети рассаживаются на стульчики перед экраном, под музыкальное сопровождение начинается полёт (первый куплет из песни «Где водятся волшебники»)
(Пока дети летят, Фея ходит по своей лаборатории и грустит)
Фея:
Что же делать?
Что же будет с моим Волшебным городом?
Как же я буду управлять без волшебной палочки? (Поворачивается к прилетевшим детям.)
Фея:
Здравствуйте, дети!
Ой, вы нашли мою палочку. (фея радуется.)
Спасибо Вам, как я рада!
За то, что вы нашли и вернули мне мою волшебную палочку, за вашу доброту, я приглашаю вас в лабораторию : «Страну волшебства.»
Хотите?
А вы знаете правила поведения в лаборатории.? (на экране появляется алгоритм)
И знаете какие предметы –помощники бывают в лаборатории? (появляются на экране предметы)
Молодцы, я вижу вы умные дети, всё знаете.
Тогда надевайте халаты. (Дети надевают халаты)
Мы друг другу улыбнулись
Дружно в верх все потянулись
До земли мы наклонились
В чародеев превратились
Колдовать мы начинаем
Пальчиками поиграем
Рекс-пекс-фекс.
II. Основная часть.
Фея:
Начнем мы путешествие с «Сада цветов»,.
А в этом саду есть красивое, «волшебное озеро». Цветы в нём не увядают круглый год, даже зимой.
Чтобы пройти к озеру, нужно отгадать загадки.
(на цветке висят карточки с загадками, воспитатель их зачитывает детям)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик.)
Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел. (Колокольчик).
Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок? (Ромашка.)
Фея :
А вот и волшебное озеро (Рассматривают его)
Вы знаете, как ухаживать за цветами, что бы они всегда цвели и не засыхали? (ответы детей)
Ребята, а приходилось ли вам наблюдать как распускаются бутоны цветов.
У меня есть волшебные бутоны (детям раздаются бутоны цветов, сделанные из бумаги)
Как вы думаете, из чего они сделаны? (из бумаги)
а что происходит с бумагой, когда она попадает в воду? (Она набухает, впитывает воду)
А давайте проверим., так ли это?
И если это действительно так, то наши бутоны. будут распускаться.
Опыт «Цветок расцвел»
(Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками.
В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».)
Фея:
Что произошло с цветами? (Они распустились)
А почему? (это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются)
Давайте зафиксируем результаты графическим способом (дети отмечают на схеме)
Фея :
Что, ж продолжим наше путешествие?
У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. (опросить 3-4 детей)
Я, например, просто не могу жить без молока.
Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»(из сказок.)
Кто дает нам молоко? (корова, коза.)
Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?
(корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюда, ежи, кролики, киты, дельфины.)
Какое молоко называют «парным молоко»? (это молоко, которое только что дала корова).
Есть выражение: «молоко убежало».
Что у него есть ноги? (Нет)
У молока нет ног, но почему же так говорят? Как вы думаете?
(Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.)
А вы знаете какие вещества содержаться в молоке? (жир, витамины)
А давайте мы это проверим!
Посмотрите это у меня схема опыта. Вы умеете читать схемы?
Посмотрите и скажите, что нужно сделать?
( Игра: «Что с начало что потом) (опросить детей)
Опыт «рисуем на молоке».
Что происходит? (Получился красивый узор)
Красивый узор?
На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
Фея
Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир, боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны., они называются Казеин
Давайте результат опыта отметим в таблице. (дети отмечают)
Фея : Ребята, а чем еще можно рисовать? (карандашами, мелом, тушью, фломастерами). В моей волшебной стране всегда есть всё для фокусов и превращений и даже кисти с красками у меня волшебные.
Не верите?
Хотите проверить?
Опыт рисование.
Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные.
Даже у тех, кто только учиться рисовать они получатся замечательные!
Не верите?
А вы закрасьте весь лист бумаги краской и посмотрите что произойдёт.
(Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы.)
(Фея вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.)
Фея:
Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки (Опросить детей у кого какой рисунок получился)
Ребята, а кто знает в чём секрет?
Тогда, я его вам раскрою: такой рисунок вы можете подготовить сами.
Можно взять свечку или белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом раскрасить лист бумаги краской. (показывает детям свечку, восковой карандаш,
Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу, родителям., своим воспитателям.
.
Физминутка. : (под песню «Где водятся волшебники»)
Фея :Посмотрите сколько здесь воздушных шаров.!
Вы наблюдали как надувают шары?
Что есть в надутом шаре? (воздух)
Что мы с вами вдыхаем? (кислород)
А что выдыхаем (углекислый газ)
Значит воздух это что? (газ)
Значит, чем мы надуваем воздушные шары? (газом)
Попробуйте надуть шары.
Трудно?
Не получается?
Что же делать? (предложения детей)
Опыт «Надувание шарика».
Фея :
Возьмитесь левой рукой за баночку и крепко её держите, правой рукой поднимите за верхушку шарик и наблюдайте, что-нибудь происходит? (в баночке образовалась пена, а шарик надувается).
А почему так происходит?
Как вы думаете?
Кто знает?.
Тогда я поделюсь с вами своим волшебством. :
«В шар я насыпала пищевую соду, в бутылку налила уксус и надела шарик на горлышко бутылки. Когда вы подняли шарик, сода высыпалась в бутылку с уксусом., произошла реакция.
В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Что произошло с нашими шариками? (они надулись газом).
Ребята, скажите какой вывод мы можем сделать?
Значит, что выделяется при смешивании соды с уксусом? (выделяется углекислый газ.)
Фея:
Какие вы ребята молодцы!
За то, что вы помогли вернуть волшебство в моей лаборатории, я покажу, вам, как извергается вулкан.
В жизни это очень грозное, опасное явление природы.
Посмотрите на экране. (показ извержения вулкана)
Нам же не стоит волноваться.
Что извергается из вулкана? (лава)
Что такое лава? (расплавленная минеральная масса.)
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт «Извержение вулкана»
(Проводится опыт сок, масло и аспирин.)
Фея:
Вот и потух наш вулкан.
Ребята, в нашей лаборатории мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.
А вот как и почему у нас получилось извержение лавы вы узнаете на следующей нашей встрече.
На этом волшебство и чудеса не заканчиваются.
Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.
Ребята, а у меня есть ещё «волшебное семя»
Давайте в память о нашем путешествии вы посадите его когда вернетесь в детский сад и будите ухаживать за ним и наблюдать за его ростом.
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
(Слышится звук летящего шара)
3 Заключительная часть:
Фея:
Ребята, вам пора возвращаться в детский сад, за вами вернулся воздушный шар.
А халаты из моей волшебной страны фокусов и превращений я дарю вам., на халате есть эмблема «юный учёный», за ваши старания, знания, любопытство я присваиваю вам звание «Юный учёный»
В них вы будете продолжать изучать интересные явления окружающей нас природы,
делать опыты и показывать фокусы.
(дети благодарят и прощаются с ней)
До свиданья, ребята.
До новых встреч!.
(Садятся в воздушный шар и сословами
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прямо в детский садик, садик наш родной!
Воспитатель:(Встречает детей, обращает внимание на халаты и эмблемы «Юный учёный») Ребята вот вы и вернулись в детский сад.
Я что- то не узнаю вас?
Улетали дети,а возвратились «Юные учёные».
.Вам понравилось ваше путешествие?
Что нового вы узнали?
Что запомнилось больше всего?
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!