Алина Лапина
Конспект открытой образовательной ситуации «Яблочная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной ситуации
«Яблочная история» с использованием интеллектуальных карт Тони Бьюзена
(группа для детей с задержкой психического развития, старший возраст)
Интеграция образовательных областей :
- познавательная: развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Публикация «Конспект открытой образовательной ситуации „Яблочная история“» размещена в разделах
- социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
- речевая: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- художественно-эстетическая: развитие творческих способностей
Задачи:
Образовательный аспект :
- обобщение представлений о яблоке (внешний вид, строение, польза для здоровья человека, использование в кулинарии).
- формирование коммуникативных навыков (умение активно вступать в речевое взаимодействие, обогащение и активизация словаря; подбор относительно – качественных прилагательных: яблочный, светлый, ароматная, сочное и т. д. ; составление описательных рассказов с опорой на мыслительную карту).
Развивающий аспект:
- развитие психических процессов: память, внимание, восприятие, логическое и образное мышление.
- развитие координации движений на основе согласования действий со словами физминутки и мелкой моторики на основе пальчиковой гимнастики.
Воспитательный аспект:
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества
Творческий аспект:
- стимулировать сотворчество
Здоровьесберегающий аспект:
- удовлетворение потребности в двигательной активности
Материал: картинки с изображением фруктового сада, яблони, блюд из яблока, карандаши, мыслительная карта, игрушка бегемот.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Л: К нам в гости пришел бегемот Томи. Он никогда не видел один фрукт, а какой именно, узнаете, когда соедините точки на ваших листочках. Догадались?
Р: Это яблоко.
Л: Расскажем историю яблока нашему гостю? (да)
Л: Мы расскажем Томи про яблоки и изобразим все на карте-помощнице, чтобы ничего не забыть.
Предлагаю вам встать в круг.
- Яблоко катается – история начинается.
- Ребята, где растут фрукты? (На деревьях).
- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые).
- Где растут фруктовые деревья? (В саду).
- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад).
- На каком дереве растут яблоки? (На яблоне)
Л: Чего много растет на яблоне? (На яблоне растет много яблок) : Давайте вместе с Томи соберем яблоки в корзинку и посчитаем, сколько их.
(дети с макета дерева собирают яблоки и складывают их в корзинку, считая: одно яблоко, два яблока, три яблока…пять яблок)
Найдите картинки с фруктовым садом и приклейте их на первую ветвь. ( Работа с картой: дети ищут нужные картинки (фруктовый сад, яблоня, сбор яблок, и составляют предложения, описывая картинку)
- Росла в саду яблонька, была она ветвистая, молодая, покажите какая.
Физминутка:
В саду фруктовом яблонька
Посажена была.
Она цветами белыми
Весною расцвела.
Яблоня в саду
Гнётся на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула,
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
/Дети изображают яблоню/
/Пальцы сжаты в кулак,
Раскрывают пальцы поочередно
как цветы. /
/Наклоны в стороны. /
/Мах руками через стороны
вниз, вверх. /
/Приседают. /
Наша яблонька заснёт.
-Висело на яблоне яблоко и на мир сверху смотрело. И вы ребята на яблоко посмотрите и всё про него расскажите.
Какое оно по цвету?
Р: Красное яблоко, зеленое яблоко, желтое яблоко.
Л: Берите нужные карандаши, нарисуйте около первой ветви круги и закрасьте их этими цветами.
Л: Возьмите карандаш еще одного цвета и соедините дорожкой наши яблоки с ветвью. Какое яблоко по форме?
Р: Яблоко круглое, овальное.
Л: Нарисуйте эти формы и соедините их дорожкой с ветвью. В магазине яблоки продаются разного размера.
Яблоко катается – история продолжается. Хотите узнать, что произошло дальше?
-Вдруг налетел ветер и качнул яблоню. Яблоко упало в траву. (Дети и взрослый садятся на ковёр.) Ползёт мимо червяк-плодожорка. Как вы думаете, ребята, почему, так его называют «плодожорка»(Ответы детей.) И так червяку интересно стало узнать, что яблоко внутри себя скрывает. А вы хотите узнать? Но, как мы с вами внутрь яблока заглянем? (Дети предлагают свои варианты, один из которых разрезать яблоко.)
Пальчиковая гимнастика:
Наклонила веточки яблоня в саду.
Подарила яблоко всем по одному.
Шкурку мы его почистим
Чистим, чистим, чистим, чистим.
И потом ножом разрежем
Режем, режем, режем, режем.
А когда его разрежем,
То узнаем, что внутри.
-Нож – это опасный предмет, так все говорят. Как вы думаете, ребята? Как же нам обращаться с ножом, подскажите. (Дети, перечисляют правила обращения с острыми предметами.)
-Теперь пора и за работу приниматься. (Дети подходят к столам и начинают разрезать яблоки.)
Взрослый уточняет:
- Чем покрыто яблоко?
- Для чего нужна кожура?
- Что находится под кожурой? (мякоть, семечки). На следующей тропинке нарисуем части яблока.
-Хотите попробовать яблоко? Отрежьте кусочек и попробуйте.
-Кто из вас ребята хочет сказать, какое яблоко по вкусу. (Сладкое, сочное, вкусное)
-Так вот почему червяк так хотел попробовать яблоко. Оно вкусное и полезное.
-Подумайте и скажите, что могло ответить яблоко червяку? (Не ешь меня.)
-Нет, - сказало яблоко червячку, - не ешь меня. Я хочу быть красивым, аппетитным и пользу людям принести. И покатилось дальше. Как вы думаете, куда могло попасть яблоко (Предположения детей.) Прикатилось оно на кухню. А там всё кипит, булькает. Ребята, есть ли место яблоку на кухне, на нашем столе? Хотите это доказать? Подходите к столу. (На столе картинки блюд из яблок.) Назовите блюда, из чего оно приготовлено.
Игра: «Какой, какая, какое?» (Подбор относительно-качественных прилагательных).
-Если каша из яблок, то она …какая?
-Повидло из яблок, какое?
-Пюре из яблок, какое? И т. д.
(во время ответов, дети приклеивают картинки на следующую тропинку)
-Ах, как всё было вкусно. (Упражнение «Вкусное варенье»)
-Я знаю интересную игру. Хотите в неё поиграть?
Игра: «Кулинарный поединок»
-Разделитесь на 2 команды. Выберете из предложенных блюд (картинки) то, которое хотели бы приготовить из яблок, прикрепите его на фланелеграф, и назовите, что вы приготовили.
-Ребята, посмотрите внимательно, мне кажется, чего – то не хватает. (Если дети затрудняются, то можно подсказать что это напиток.)
-Наше яблоко подумало и решило стать соком, чтобы принести пользу детям. Но как получить сок? Яблоко такое твёрдое. (Дети предлагают свои варианты).
-Это – соковыжималка. Она помогает выжимать сок из яблок.
- Давайте изобразим это на карте. (дети приклеивают картинки получения сока на тропинку)
Итог:
- Ребята, гостю бегемоту понравилась «Яблочная история»? Давайте его угостим яблоком.