Литвиненко Галина Ивановна
Конспект ООД «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса» по теме «Москва» для детей подготовительной группы
Цель: сформировать у детей начальные представления об истории возникновения и развития Москвы, особенностях градостроительства на Руси.
Задачи: обобщить знания детей об условиях, которые необходимы для жизни человека (вода, пища, жилье, о безопасности при выборе места для поселения человека; учить находить приметы и предметы определенного исторического периода; стимулировать самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос; учить внимательно выслушивать товарища; развивать любознательность, желание узнавать новое; закрепить знание достопримечательностей Москвы; проанализировать словесную цепочку и проследить историю возникновения слова «город»; активизировать и расширить словарь: кремль, город, Красная площадь, Большой театр, изба, клеть, хоромы, печь, торговый ряд, товар, лапти; научить правильно образовывать прилагательные от существительных при назывании торговых рядов; мотивировать детей давать развернутые ответы на вопросы.
Публикация «Конспект ООД „Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса“ по теме „Москва“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Московская область, город Москва
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: познакомить дошкольников со столицей нашей Родины – Москвой и ее достопримечательностями; рассмотреть фотографии старинных и современных московских архитектурных памятников;
прочитать дошкольникам стихотворения о Москве В. Борисова, С. Маршака, Ф. Глинки; организовать обмен впечатлениями и выслушать рассказы детей, которые посещали Москву.
Оборудование и материалы: Презентации: «Достопримечательности Москвы», «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»; коробка обклеенная цветной бумагой зелёного цвета, зеленая ткань; извилистая синяя бумажная лента; фигурки деревьев (10 штук для детей и 3штуки для воспитателя); деревянные домики (10 штук для детей и 2 штуки для воспитателя); 4 частокола из деревянных палочек одинаковой длины; макет старинных часов; набор покупок: баночка с мёдом, хлеб, рубаха, платок, пряники, лапти, книга, матрешка, морковь, чеснок, корзина; материал из пособия «Мате +» для выполнения заданий в центрах активности; яблоки для угощения в конце занятия.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
А какой город в нашей стране самый главный? (Москва)
Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о Москве. Что вы узнали о городе?
Дети: что в Москве есть Кремль, Красная площадь, Большой театр, Третьяковская галерея, Российская библиотека, много музеев, памятников архитектуры)
Воспитатель: Давайте расскажем стихи о Москве
(показ презентации о достопримечательностях Москвы)
Аврора: Стоят серебряные ели
У стен московского Кремля.
Умолкли вьюги и метели —
Куранты слушает Земля. (В. Борисов)
Алим: Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава.
Столица Родины – Москва. (В. Борисов)
Венера: Взгляните в цирке Дурова
На медвежонка бурого.
Он косолап и мешковат,
Но превосходный акробат. (С. Маршак)
Ева: Возраст ей – четыре века!
Годы пушке не помеха:
В жаркий день и на морозе
Золотится луч на бронзе! (В. Борисов)
Вова: Московский Кремль — краса России
Велик, могуч, неповторим.
Ты — наша слава, наша сила,
Мы всей душой тебя боготворим.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Москва всегда была такой?
Я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие в прошлое и узнать, как возникла Москва. Ребята, вы хотите отправиться в прошлое?
Дети: Да
Воспитатель: А отправимся мы в прошлое с помощью вот таких старинных и волшебных часов, на них я смогу повернуть время назад.
(Дети подходят к часам, звучит таинственная музыка, воспитатель поворачивает стрелку назад и произносит слова под звучание таинственной музыки.)
Воспитатель: «Стрелку часов назад повернём, в прошлое время сейчас попадём!»
(Дети садятся около макета)
Воспитатель: В глухом лесном краю, где протекало более 50 рек и речек, где могучие дубы отражались в глади прудов, возникла Москва. Начало ее окружено легендами.
Рассказывают, что ехал князь Юрий, по прозванию Долгорукий, со своею дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел он посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пестрой шерстью. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый-предсказатель, который растолковал явление так: встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вокруг него царство великое. А шкура пестрая значит, что сойдутся сюда народы разные. Эта сказка, но знамение сбылось - вырос великий город.
Воспитатель: Ребята, а что необходимо человеку для жизни?
Дети: Вода
Воспитатель: Где ее взять?
Дети: В реке, озере можно взять.
Воспитатель: В тех местах речек было очень много. И больших, и маленьких. (Выкладывает бумажную ленту "реки")
Река и напоит, и умоет, и рыбой накормит, по реке можно удобно перемещаться с места на место.
Воспитатель: Без чего еще человеку не обойтись?
Дети: Без пищи.
Воспитатель: Но в те времена магазинов не было, кругом леса, да болота
Как быть?
Дети: в лесу есть звери и птицы, на которых можно охотиться, есть грибы и ягоды, орехи, лекарственные растения.
Воспитатель: А вот и дерево, второе, третье
(Воспитатель выставляет три дерева)
Воспитатель: Маловат у нас лес что-то.
Дети: Лес - это много деревьев.
(Дети выставляют свои деревья)
Воспитатель: А еще что нужно?
Дети: Жилье, дом. Его можно построить из бревен, а их в лесу взять.
Воспитатель: Правильно. Давайте посмотрим (показ слайдов)
Воспитатель: Только в старину дом избою называли. Собирали ее так: на концах бревен делали зарубки, складывали квадрат 4 на 4 метра и наращивали его вверх. Все щели мхом закрывали, крышу крыли соломой, окошки очень маленькие делали. Называлось это сооружение клетью. А вот если в клети печь ставили, то это была изба. Люди побогаче одну клеть на другую ставили, получалось два этажа. Такой дом хоромами назывался.
Воспитатель: Ребята, а где лучше поставить избы?
Дети: Рядом с лесом и рекой.
Воспитатель: И решили люди в тех местах поселиться на холме, чтобы было хорошо видно врагов.
(Воспитатель выставляет хоромы на «холме», а 5 девочек ставят свои домики: Дана, Аврора, Венера, Ева, Арина)
Воспитатель: В те времена часто враги налетали, избы и хоромы разоряли.
Воспитатель: Так и стояли домики, без всякого порядка, кто, где поставил. А чтобы от врагов еще лучше защититься вкапывали вокруг бревна заостренные, огораживали, городили место. Какое слово вам напоминают последние слова
Дети: Город.
(Воспитатель выставляет частокол.)
Воспитатель: Вот в таком месте, на берегу реки, среди лесов, огороженный частоколом и появился древний город Москва.
Хорошее место для города нашли! По реке можно было плавать в другие земли, и к москвичам тоже гости с товарами приезжали. Так и жили - не тужили! Но народу в городе все больше становилось. Почему?
Дети: Дети рождались. Люди из других земель приезжали.
Воспитатель: И город рос. Избы уже стали ставить за стеной. Потому что внутри они уже не помещались.
(Мальчики ставят еще по одному домику за стеной.)
Воспитатель: Приходилось новые укрепления возводить. А это дело небыстрое. Давайте дети, город окружим и защитим
Вставайте в круг!
Дети встаю в круг, идут по кругу в одну сторону и повторяют присказку.
Дети: Мы идем все кругом-кругом
Полем и зеленым лугом
Вокруг города Москва,
Чтобы ширилась она!
Воспитатель: Девочки присели - это бревнышки вкопали. Мальчики стали ровно, ноги вместе - это башенки, ворота на ночь закрыты. А утром ворота открываются - ноги врозь - новые гости входят, город растет.
Девочки и мальчики меняются ролями, идут в другую сторону с
присказкой
Воспитатель: Молодцы, ребята! А я вас приглашаю на торговую площадь. Показ слайда
Их в Москве более сотни было, и на каждом ряду своим товаром торговали.
Собирайся- ка, народ,
У нас ярмарка идёт.
А на ярмарке что есть
Вам всего не перечесть.
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Воспитатель: Ребята, давайте по рядам пройдёмся, может, что и себе выберем.
Дети проходят к разложенным на столах товарам и самостоятельно выбирают понравившийся, затем возвращаются к воспитателю и садятся с товаром на стулья. Затем, выходят по одному и рассказывают, что купили, где были.
Воспитатель: Я вот мёд купила на медовом ряду. А вы какой товар выбрали? Расскажите, что купили!
Дети: Я купил (а). хлеб на хлебном, красную рубашку - на рубашечном, платок с цветами - на платочном, пряники - на пряничном, лапти - на лапотном, корзину - на корзином, головку чеснока - на чесночном, красивую матрешку - на матрёшечном, морковку - на морковном, интересную книжку - на книжном.
Дети выкладывают все товары на одном столике.
Воспитатель: Ребята, какие здесь предметы старинные, русские?
Дети: рубашка, платок, матрешка, лапти, корзина,хлеб.
Воспитатель: А что можно было и тогда и сейчас купить?
Дети: хлеб, пряники, корзину, чеснок, морковку, мёд, матрёшку. Воспитатель: А что выглядит очень современно, и скорее всего не могло попасть на московские торговые ряды?
Дети: книжка
Воспитатель: Да, книга очень современно выглядит. Она нас обратно в свое время зовет. К сожалению наше время истекло и нам пора возвращаться в наше время.
(Дети подходят к часам, звучит таинственная музыка, воспитатель поворачивает стрелку вперёд и произносит слова под звучание таинственной музыки.)
Воспитатель: «Стрелку часов вперёд повернём, в настоящее время сейчас попадём!»
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, а где мы с вами побывали?
Дети: Мы побывали в древней Москве
Воспитатель: А что вы узнали о древней Москве?
Дети: что место для строительства древней Москвы выбрал Юрий Долгорукий; избы и хоромы люди строили из брёвен, на холме рядом с рекой и лесом и огораживали их частоколом от врагов; в древнем городе была построена торговая площадь, там москвичи и приехавшие гости из других земель торговали своим товаром на торговых рядах.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали, что Москва выросла там, где были когда-то дебри да леса. Это чудный город. И вы теперь знаете, как он появился и почему именно в этом месте.
Все старинные русские города строились почти одинаково в самых выгодных для этого местах.
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю вам поработать в центрах активности. Выберете пожалуйста себе центр, займите свои места. В центрах для вас приготовлены интересные задания.
Дети выбирают центры: конструирования, грамоты, искусства, математики.
Воспитатель подходит к выбранным детьми центрам и даёт задания Центр конструирования :
Воспитатель: Вова и Рамазан ваша задача построить ворота для древнего города по схеме.
Вопрос к детям: Мальчики, вы справились с заданием? Вам было интересно?
Воспитатель: Алим и Дана вам нужно выложить из геометрических фигур предложенные картинки.
Вопрос к детям: Из каких геометрических фигур вы выкладывали картинки?
Центр грамоты:
Воспитатель: Святослав и Ярослав вам нужно выложить слова в клеточках, а какие слова, вы узнаете,если пройдёте по лабиринту.
Вопрос к детям: Мальчики трудно было проходить по лабиринту? Какие слова вы сложили?
Центр искусства:
Воспитатель: Арина и Ева мы сегодня говорили о древнем городе, изобразите с помощью трафаретов избы.
Вопрос к детям: Девочки, трудно было работать с трафаретами? Какие геометрические фигуры вы использовали?
Центр математический:
Воспитатель: Аврора, сосчитай сколько разных геометрических фигур ты видишь, свой ответ напечатай.
Вопрос к детям: Аврора, ты выполнила все задания? Тебе понравилось считать геометрические фигуры и печатать цифры?
Воспитатель: Венера, у тебя очень интересное задание. Тебе нужно определить, кого больше детей или взрослых на ярмарке. В одну колбочку сложи столько фишек, сколько взрослых, а в другую, столько фишек, сколько детей и посмотри, кого оказалось больше.
Вопрос к детям: Венера, чей столбик выше? (какой столбик выше, тех и больше)
Воспитатель: А перед тем, как приступить к выполнению заданий давайте разомнём пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
Воспитатель: А теперь ребята можете приступить к выполнению заданий. Работу в центрах заканчиваем при звучании колокольчика!
Звучит колокольчик, дети отвечают на вопросы воспитателя, о том как выполнили задание в центре.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все отлично справились с заданиями в центрах.
Дети подходят к воспитателю
Воспитатель: Мы побывали с вами в путешествии в прошлое и отлично справились с заданиями.
Воспитатель: А я пока вы выбирали товар, купила на торговой площади вам угощение - яблоки. С какого они торгового ряда?
Дети: Яблочного!
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.